Учитель: сегодня у нас необычный урок – интегрированный, когда объединяются знания биологии и обслуживающего труда, да к тому же это урок – банкет, посвященный важнейшим сельскохозяйственным растениям из семейства пасленовых. На уроке мы будем работать по следующему плану (записан на доске).
Ведущие:
1. Дорогие друзья!
2. Уважаемые учителя!
1. Добрый день!
2. Добрый час!
1. Разрешите открыть наш урок.
2. На земле множество разных видов растений и у каждого из них своя жизнь, своя биография.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жизнью растений, и постараемся увидеть удивительное рядом – открыть для себя знакомых незнакомцев – растения из семейства пасленовых.
Учитель: откройте тетради и запишите тему урока.
Мир пасленовых растений удивителен и разнообразен. К трем тысячам видам пасленовых относятся и миниатюрные цветы и кустарники, и даже небольшие деревья. Одни представители этого семейства чрезвычайно ядовиты, например, дурман. Другие – ценные сельскохозяйственные культуры. Но как бы ни отличались эти растения друг от друга, все они имеют общие признаки. И наша первая задача – узнать эти общие признаки семейства пасленовых. Начнем работать также как и при изучении тех семейств растений, которые изучили раньше.
Вопросы: Какие семейства мы изучили?
Какие признаки являются главными при изучении семейств?
Работа по демонстрационной карте (см. приложение № 1).
Эта формула цветка характерна для какого семейства?
К какому классу относятся изученные нами семейства? Почему?
Почему это комнатное растение мы можем отнести к классу
двудольных?
Для проверки усвоения темы предыдущих уроков предлагаю тест (см. приложение № 2).
А теперь мы с вами изучим признаки семейства пасленовых на примере картофеля. Разберем морфологическую характеристику этого растения (работа с гербарным материалом).
1. Корень – стержневой Рассмотрите гербарий растения
картофель.
2. Побег Класс Дайте морфологическую
а) Стебель – прямост двудольных характеристику.
К какому классу относят карто
б) Лист – сложный фель?
К какому семейству?
в) Жилкование – сетчатое Назовите признаки семейства.
д) Соцветие – кисть семейство положение картофеля. Что мы
е) Плод – ягода, коробочка пасленовых должны записать? (Ц Растения
отдел Покрытосеменные (цв.)).
Класс Двудольные
Семейство Пасленовые
Род Паслен
Вид Картофель клубненосный
У вас на столах кроме гербария картофеля есть гербарии других представителей семейства пасленовых. Среди растений, относящихся к этому семейству есть дикоросы: паслен черный, белена белая, белладонна (см.гербарий). Есть и культурные растения. Какие растения мы отнесем к этой группе? (петунья, перец, баклажаны, физалис). Рассмотрим гербарий, рисунки, фотографии. По каким признакам их относят к семейству пасленовых? Будут ли они относиться к классу двудольных?
Итак, какие пункты плана мы выполнили?
А теперь прослушайте историческую справку о картофеле (выступления учеников).
Селекционерами выведено 120 сортов картофеля.
Сегодня на уроке у нас есть выставка тех сортов картофеля, которые выращивают у нас в районе:
столовые сорта (Адрета, Санте).
кормовые сорта (Невский).
технические сорта.
Различают сорта по времени созревания:
раннеспелый (Весна, Вятка).
среднеспелый (Санте).
позднеспелый.
Какие из представителей семейства пасленовых играют важную роль в жизни человека? (картофель, баклажаны, перец, томат). Какие сорта баклажан, перца и томата выращивают ваши родители?
Самое главное из этих растений – картофель.
2 урок.
I.Учитель обслуживающего труда. Каждая семья должна научиться экономно и разумно вести хозяйство и соблюдать 3 основных принципа рационального питания: умеренность, разнообразие, режим.
Пища – наше топливо, источник энергии.
Избыток откладывается в виде жира, недостаток снижает работоспособность, вызывает серьезные заболевания. Питание должно быть разнообразным. Необходимый белок идеальный в природе не встречается. Белки имеются в мясе, рыбе, молоке, птице – это полноценные белки. В рационе должно быть достаточное количество свежих фруктов и овощей. Хозяйка должна стремиться создавать добрые традиции своего дома. И первое – питание для здоровья.
II. Повторение.
Учитель: Расскажите о необходимости употребления в пищу овощей
(овощи – основной источник витаминов, минеральных веществ, органических кислот, углеводов. В своем составе они содержат вкусовые, ароматические, красящие, азотистые и дубильные вещества. Многие овощи имеют бактерицидные свойства, овощи обладают лечебными свойствами, вызывают аппетит, улучшают усвояемость пищи. По химическому составу они сильно отличаются. Картофель содержит углеводы, крахмал, минеральные соли, белки, витамины).
Что вы можете сказать о содержании крахмала в картофеле? (низкокрахмалистый, среднекрахмалистый, высококрахмалистый)
200 граммов сваренного картофеля заменяет суточную дозу потребности организма в витамине С. В свежем картофеле его достаточное количество, а к весне уменьшается на 1/3 .
Расскажите о назначении картофеля (лечебное – при ожогах, антицинготное средство, мочегонное, при болезнях желудочно-кишечного характера – сок сырого картофеля, косметическое – отвар для ухода за кожей лица и рук, маски для лица из картофеля в мундире, техническое – готовят спирт, крахмал; кулинарное – закуски, первые, вторые блюда, гарниры к мясным, рыбным и овощным блюдам, из крахмала – кисели).
- Назовите виды тепловой обработки (отварить, запечь, фаршировать, тушить).
Сегодня картофель называют «вторым хлебом». Прекрасный продукт. Употребляя его мы совершаем несколько ошибок: едим с хлебом. В нем много крахмала, он калорийнее многих овощей. Жареный картофель украшает многие блюда – вторая ошибка. Это очень неполезное блюдо. Вредны для здоровья чипсы, ведь это многократно пережаренное масло, богатое концерагенами, веществами, вредными для здоровья. Надо разумно относиться к своему здоровью. Советуем картофель варить, а отвар пить как напиток, заправленный сметаной, сливками.
- Различные блюда требуют и разную форму нарезки картофеля.
Расскажите о ней (ломтики – запекаем, брусочки – жарим, кубики – холодные блюда и закуски, дольки – тушеный, вареный).
- Много ли времени потребуется для приготовления блюд из картофеля? (быстрее всего сварить – 15-30 минут, в зависимости от нарезки картофеля, в течение часа запекается картофель в духовке)
- Перед вами блюда из картофеля. Девочки познакомят вас с технологией приготовления.
Салат французский.
Салат русский.
Пирог с грибами.
Зразы картофельные с яйцами.
Цветное картофельное пюре.
- Для того, чтобы готовые блюда отвечали необходимым требованиям, предъявляемым к качеству, нужно знать секреты приготовления блюд, с которыми вас познакомят девочки.
Очищенный картофель опустите в холодную воду, чтобы он не почернел, но не держите долго, иначе потеряется часть крахмала и витамин С.
Сваренный картофель в кожуре сохраняет больше витаминов, чем вареный, очищенный и нарезанный.
Отварной картофель будет вкуснее, если добавить 3-4 дольки чеснока, лавровый лист при варке.
Солите картофель, когда он почти сварился.
Не разбавляйте пюре холодным молоком: оно станет серым.
Добавьте взбитый в пену белок.
- Во время приготовления блюд какие правила безопасности вы соблюдали?
Осторожность при работе с кипящим маслом.
При нарезке овощей пользовались разделочными досками, ножами из нержавеющей стали.
Плиту включать и выключать сухими руками.
Во время работы с горячей посудой пользоваться прихватками.
Варить овощи при закрытой крышке, при закипании жидкости уменьшить нагрев плиты.
Учитель обращает внимание на книжную выставку: «Пользуясь этими книгами, вы можете приготовить очень вкусные и полезные блюда».
III. - Сейчас мы переходим к дегустации блюд из картофеля (девочки-официантки разносят и предлагают присутствующим отведать блюда и подают чай).
Пока наши официантки работают, предлагаю вспомнить, какие вы знаете загадки о картофеле.
Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.
Между гор лежит толстый Егор.
Закопали в землю в мае и 100 дней не вынимали, а копать под осень стали – не одну нашли, а 10! Как ее название дети?
Неказиста, шишковата, а придет она на стол, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!»
Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели, да хвалили?
Звучит музыка, идет банкет.
IV. Итог урока.
Ведущие:
Хоть хвалиться не приятно,
Но должна я вам сказать
Без картошки на «отлично»
Ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец
Лишь с картошкой молодец.
Хоть сердит зеленый лук,
А картофель – лучший друг!
1. Из картошки там и тут
Нужный делают продукт.
Учитель: Что нового вы сегодня узнали?
(познакомились с общей характеристикой семейства пасленовых, научились делать морфологический анализ растений из семейства Пасленовые, познакомились с разнообразными представителями семейства, их значением в жизни человека, способами кулинарной обработки, разнообразием блюд из картофеля, рецептами их приготовления)
V. Оценка работы на уроке.
Приложения:
1. Демонстрационные карты.
Ч5Л2+2+1Т9+1П1
Ч4Л4Т4+2П1
Щиток
Ч5Л5Т5П1
Стручок
стручочек
Боб
Кисть
Ягода
коробочка
Яблоко
костянка
Ч5Л5Т П
2. Тест.
1) В каком случае правильно показана формула крестоцветных?
а) Ч4Л4Т2+4П1 в) Ч1Л2Т4+2П1
б) Ч2+4Л2Т4П1 г) Ч2Л2+4Т2П1
2) Какая из формул обозначает строение цветка шиповника?
а) Ч5Л5Т1П1 в) Ч1Л2Т4П1
б) Ч5Л4Т5П1 г) Ч5Л4Т5П1
3) Общим для семейства крестоцветных является:
а) плод стручок или стручочек;
б) соцветие кисть;
в) стержневой корень;
г) все указанные признаки
4) Какой признак позволяет отличать соцветие розоцветных от крестоцветных?
а) внутреннее строение листка;
б) внутреннее строение стебля;
в) строение и форма плода;
г) строение и форма корня.
5) Какие из названных признаков характерны только для крестоцветных?