Размещено: Ольга Викторовна Буканова - пт, 05/02/2010 - 20:36
РАБОТА ПСИХОЛОГА С ТРУДНЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Школьному психологу часто приходится иметь дело с детьми, которые значительно отличаются ( со знаком минус ) от других детей. Просьба к психологу « как-то воздействовать» на того или иного «трудного» школьника - одна из наиболее частых со стороны учителей и родителей. Опыт работы психологов и педагогов служит подтверждением того, что педагогическими средствами можно добиться многого. Путь профилактики трудного детства, возможность решения проблемы естественными педагогическими средствами представляется наиболее гуманным и рациональным. При этом в категорию «трудных» попадают самые разные школьники: неуспевающие, недисциплинированные, дети с разного рода нервными и психическими расстройствами, подростки, стоящие на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних, наконец, просто дети из так называемых неблагополучных семей.
Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности, невоспитанности ребёнка, отставании его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами.
Задержка развития правилосообразного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности ( игровой, учебной, трудовой) со временем вырастает в недисциплинированность, нежелание считаться с общественными нормами.
В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния отрицательные установки могут:
носить поверхностный, легкоустранимый характер;
укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания;
дополняться вторичными, третичными недостатками.
В связи с этим возникает проблема ранней профилактики антиобщественного поведения, которая должна начинаться с предупреждения педагогической запущенности.
Условиями успешного устранения педагогической запущенности являются: овладение системой знаний о причинах, признаках и проявлении
педагогической запущенности;
овладение методикой её диагностики и профилактики на основе преемственности и взаимодействия;
создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности между педагогами и родителями, общего фона положительных взаимоотношений в семьях педагогически запущенных детей.
Работа школьного психолога в первую очередь направлена
на гуманизацию педагогического процесса, развитие общей культуры и культуры общения, эмпатического (сопереживающего, сочувствующего) понимания как основы диалога с трудными учениками, безоценочного личностного и оптимистического отношения к ним педагогов.
Работа психолога как ответ на запрос. В качестве первого подхода выделяем такой, при котором психолог отвечает на определённый социальный запрос педагога в отношении того или иного «трудного» школьника. В этом случае диагноз «трудный» уже поставлен школьнику педагогами. Задача психолога - диагностировать причины трудностей и найти соответствующие методы коррекции.
Первой стратегией является неспецифическое реагирование на запрос ( почему не пришёл?, почему не принёс?, почему не сделал?) психолог в этом случае общается с учащимся один на один, выявляет причины. Направление на личность ребёнка - это тактика проектирования положительных качеств личности и организация опыта его правильного поведения. Организовать опыт его правильного поведения - принять его таким, какой он есть.
Стратегия, противоположная неспецифическому реагированию на запрос, предполагает подбор диагностических процедур в строгом соответствии с полученным запросом. Например, при жалобах на плохую успеваемость в первую очередь анализируется развитие познавательных процессов, и только в том случае, если подобная диагностика не выявляет причины неуспеваемости, рассматриваются другие параметры. В соответствии с результатами диагностики строится и коррекционная работа. Обычно она осуществляется в виде тренинга. Это и специальная тренировка памяти, специальные программы по формированию развития её произвольности, при нарушении социального поведения - формирование соответствующих социальных навыков.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Скороговорки разной длины (слуховая память)
Для начала предлагаю детям повторить за мной скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии.
·Наш Полкан попал в капкан . (5 слов)
·Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.. ( 7 слов )
·Шёл Шура по шоссе к Саше в шашки играть.(9 слов.)
·Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. (10 сл.)
·В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит.(11 слов)
·У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку.(12 сл.)
Цвет и форма ( зрительная память)
У каждого играющего несколько листков бумаги и цветные карандаши.
Ведущий предлагает одному из художников быстро начертить на листке две незамысловатые линии разного цвета и в течение 5 – 10 секунд показать остальным играющим свой рисунок.
Все должны возможно точнее его скопировать. Трое, сделавшие это лучше других поощряются. Потом так делает другой игрок.
Игра продолжается до тех пор, пока это не сделают 5 – 8 человек, причём рисунок с каждым разом должен становиться чуть сложнее, и, если нужно, на его рассматривание и копирование можно давать больше времени.
Рука всё помнит (сенсорная память)
Ведущий раскладывает на столе 6 – 10 предметов, которые необходимо запомнить за 20 – 30 секунд. Он завязывает глаза одному из играющих, называет два предмета и предлагает ему поменять их местами, запомнив новое расположение. При этом надо безошибочно положить руки на те предметы, которые называет ведущий. При первой же ошибке водящий лишает игрока права продолжать игру. Если же он справился с заданием правильно, ему предлагают поменять местами ещё два предмета и т.д. Побеждает тот, кто сумел правильно переложить большее количество предметов.
Как же выяснить, в чём лежат причины конфликтов?
Начиная выяснение причин конфликтов, предлагается «трудным» детям через минуту письменно ответить на вопросы, написанные на доске, и определить,
на каком месте лично у каждого стоят данные конфликты .
Примерные вопросы:
-неумение педагога держать слово;
-грубый и неуважительный тон (авторитарность в общении);
-неправильный выбор воспитательных мер ( выставление провинившегося учащегося перед всем классом и т.д.)
-несправедливость отношений к ребёнку в оценке знаний;
-оценка родителей;
-оценка учителей.
Анкета
«Учитель глазами ученика»:
Суждение о …
Качество проявляется всегда
Качество проявляется иногда
Качество проявляется всегда
Эрудиция, профессионализм
Требовательность к себе и людям
Справедливость
Умение сопереживать, встать на позицию ученика (сочувствие, эмпатия)
Тактичность и вежливость
Жизнерадостность, оптимизм
Умение организовать интересную
жизнь в классе
Умение советоваться с детьми в
какой –либо ситуации
Способность сохранять лучшие традиции в коллективе и вносить новые
ТРУДНЫЕ. КТО ОНИ?
Кто
Отношение к учёбе
Дисциплина
Проявление отрицательных качеств
Меры педагогического воздействия
Трудновоспитуемые
(кот.воспитуемые,но
с ними трудно)
Равнодушие
Периодически
нарушает
Редко (лень,
агрессия, жестокость)
Семья и класс
(проявить терпение)
Педагогически - запущенные дети
Негативное
отношение
Систематичес-кие
нарушения
Постоянно
Ранняя спец.
Профилак-а
(медик,пси-холог, юрист)
Подростки - правонарушители
Равнодушие
и негативное
отношение к учёбе
Периодически,
Систематичес-ки
нарушает или
никогда
Правонаруше-
ние, воровство
и т ,д.
Учёт в
ОППН
1.ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
Для школьника:
-малый круг общения, семейные факторы, трудности в освоении основной ведущей деятельности (игра).
Для младшего школьника:
-общение с педагогом, другие школьные факторы, трудности в освоении основной ведущей деятельности (обучение).
Для подростка:
- личностно-значимые факторы: средовая адаптация, самоутверждение в процессе общения, обучения, трудности в освоении основной ведущей деятельности.
- организация успеха ребёнка в ведущей деятельности (игра, обучение, труд), руководство его поведением путём опоры на положительные качества, формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе, преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничного интеллектуального, нравственного и эмоционального развития.
3. ПРОФИЛАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
Методика руководства общением:
-изменение положения ребёнка в группе сверстников.
Методика руководства поведением:
-формирование индивидуального опыта поведения.
Методика выравнивания возможностей ребёнка:
-преодоление недостатков развития.
Методика организации ведущей деятельности:
-формирование интереса, умений, навыков, развитие активности.
4.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ.
Нравственное воспитание
Интеллектуальное развитие
Эмоционально-волевая
Сфера
Воспитатели, педагоги
Педагоги, психологи
Психологи, медработники
Социальный педагог
Среда, семья, ближайшее окружение
ОБЩАЯ СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАЧАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
1.Общий уровень учебно-воспитательной работы в классе (высокий, средний, низкий)
2.Характер межличностных отношений в классе - паспорт класса, социометрия.
3.Выявление деталей, имеющих признаки педагогической запущенности - паспорт класса, группа риска.
4.Определение основных направлений преодоления педагогической запущенности - паспорт класса.
5.Изучене положительных особенностей личности, признаков и проявлений педагогической запущенности, причин, их вызывающих - педагогическая карта динамики развития.
6.Постановка и реализация задач дифференцированного подхода к педагогически – запущенным детям - индивидуальный план работы.
7.Характор отношения педагогов к этим воспитанникам (АП – активно-положительный, ПП – пассивно-положительный, ПО – пассивно – отрицательный, АО – активно – отрицательный, (+,-) - неустойчивый, ( ? ) – неопределённый.
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
1.Анкетные данные ребёнка и основные сведения о семье.
2.Особенности развития ребёнка ( до и после рождения). Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребёнка.
3.Состояние здоровья ребёнка к моменту обследования. Наличие травм и операций. Частота заболеваний. Случаи госпитализации и постановки на учёт у специалистов. Особенности сна и питания.
4.Воспитание ребёнка. Где, кем воспитывался, кто ухаживал за ребёнком, когда был помещён в детский сад, как привыкал, как складывались отношения, были ли жалобы воспитателей? Были ли длительные, частые разлуки с родителями, резкие перемены в обстановке? Реакция на них ребёнка.
5.Развитие ребёнка в младенчестве и раннем детстве. Особенности развития моторики рук , сроки основных сенсомоторных реакций. Общий эмоциональный тон. Развитие речи. Отношение к близким и чужим. Активность и любознательность. Опрятность и навыки самообслуживания. Трудности поведения. Любимые игры и занятия.
6.Развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Любимые занятия, игры. Любит ли рисовать? С какого возраста? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизор? Умеет ли читать? Как научился? Когда? Как развит физически? Какая рука ведущая? Имеет ли домашние обязанности? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты. Актуальные запреты. Особенности характера. Страхи. Трудности. Жалобы.
7.Развитие ребёнка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте пошёл в школу? Легко ли адаптировался? Тип посещаемого учебного заведения. Была ли смена учителей, школы? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками. Отношения с учителями. Участие в жизни класса. Увлечения. Место игры в досуге ребёнка. Обязанности по дому. Степень самостоятельности. Конфликты.
Школьному психологу часто приходится иметь дело с детьми, которые значительно отличаются ( со знаком минус ) от других детей. Просьба к психологу « как-то воздействовать» на того или иного «трудного» школьника - одна из наиболее частых со стороны учителей и родителей. Опыт работы психологов и педагогов служит подтверждением того, что педагогическими средствами можно добиться многого. Путь профилактики трудного детства, возможность решения проблемы естественными педагогическими средствами представляется наиболее гуманным и рациональным. При этом в категорию «трудных» попадают самые разные школьники: неуспевающие, недисциплинированные, дети с разного рода нервными и психическими расстройствами, подростки, стоящие на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних, наконец, просто дети из так называемых неблагополучных семей.
Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности, невоспитанности ребёнка, отставании его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами.
Задержка развития правилосообразного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности ( игровой, учебной, трудовой) со временем вырастает в недисциплинированность, нежелание считаться с общественными нормами.
В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния отрицательные установки могут:
носить поверхностный, легкоустранимый характер;
укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания;
дополняться вторичными, третичными недостатками.
В связи с этим возникает проблема ранней профилактики антиобщественного поведения, которая должна начинаться с предупреждения педагогической запущенности.
Условиями успешного устранения педагогической запущенности являются: овладение системой знаний о причинах, признаках и проявлении
педагогической запущенности;
овладение методикой её диагностики и профилактики на основе преемственности и взаимодействия;
создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности между педагогами и родителями, общего фона положительных взаимоотношений в семьях педагогически запущенных детей.
Работа школьного психолога в первую очередь направлена
на гуманизацию педагогического процесса, развитие общей культуры и культуры общения, эмпатического (сопереживающего, сочувствующего) понимания как основы диалога с трудными учениками, безоценочного личностного и оптимистического отношения к ним педагогов.
Работа психолога как ответ на запрос. В качестве первого подхода выделяем такой, при котором психолог отвечает на определённый социальный запрос педагога в отношении того или иного «трудного» школьника. В этом случае диагноз «трудный» уже поставлен школьнику педагогами. Задача психолога - диагностировать причины трудностей и найти соответствующие методы коррекции.
Первой стратегией является неспецифическое реагирование на запрос ( почему не пришёл?, почему не принёс?, почему не сделал?) психолог в этом случае общается с учащимся один на один, выявляет причины. Направление на личность ребёнка - это тактика проектирования положительных качеств личности и организация опыта его правильного поведения. Организовать опыт его правильного поведения - принять его таким, какой он есть.
Стратегия, противоположная неспецифическому реагированию на запрос, предполагает подбор диагностических процедур в строгом соответствии с полученным запросом. Например, при жалобах на плохую успеваемость в первую очередь анализируется развитие познавательных процессов, и только в том случае, если подобная диагностика не выявляет причины неуспеваемости, рассматриваются другие параметры. В соответствии с результатами диагностики строится и коррекционная работа. Обычно она осуществляется в виде тренинга. Это и специальная тренировка памяти, специальные программы по формированию развития её произвольности, при нарушении социального поведения - формирование соответствующих социальных навыков.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Скороговорки разной длины (слуховая память)
Для начала предлагаю детям повторить за мной скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии.
·Наш Полкан попал в капкан . (5 слов)
·Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.. ( 7 слов )
·Шёл Шура по шоссе к Саше в шашки играть.(9 слов.)
·Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. (10 сл.)
·В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит.(11 слов)
·У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку.(12 сл.)
Цвет и форма ( зрительная память)
У каждого играющего несколько листков бумаги и цветные карандаши.
Ведущий предлагает одному из художников быстро начертить на листке две незамысловатые линии разного цвета и в течение 5 – 10 секунд показать остальным играющим свой рисунок.
Все должны возможно точнее его скопировать. Трое, сделавшие это лучше других поощряются. Потом так делает другой игрок.
Игра продолжается до тех пор, пока это не сделают 5 – 8 человек, причём рисунок с каждым разом должен становиться чуть сложнее, и, если нужно, на его рассматривание и копирование можно давать больше времени.
Рука всё помнит (сенсорная память)
Ведущий раскладывает на столе 6 – 10 предметов, которые необходимо запомнить за 20 – 30 секунд. Он завязывает глаза одному из играющих, называет два предмета и предлагает ему поменять их местами, запомнив новое расположение. При этом надо безошибочно положить руки на те предметы, которые называет ведущий. При первой же ошибке водящий лишает игрока права продолжать игру. Если же он справился с заданием правильно, ему предлагают поменять местами ещё два предмета и т.д. Побеждает тот, кто сумел правильно переложить большее количество предметов.
Как же выяснить, в чём лежат причины конфликтов?
Начиная выяснение причин конфликтов, предлагается «трудным» детям через минуту письменно ответить на вопросы, написанные на доске, и определить,
на каком месте лично у каждого стоят данные конфликты .
Примерные вопросы:
-неумение педагога держать слово;
-грубый и неуважительный тон (авторитарность в общении);
-неправильный выбор воспитательных мер ( выставление провинившегося учащегося перед всем классом и т.д.)
-несправедливость отношений к ребёнку в оценке знаний;
-оценка родителей;
-оценка учителей.
Анкета
«Учитель глазами ученика»:
Суждение о …
Качество проявляется всегда
Качество проявляется иногда
Качество проявляется всегда
Эрудиция, профессионализм
Требовательность к себе и людям
Справедливость
Умение сопереживать, встать на позицию ученика (сочувствие, эмпатия)
Тактичность и вежливость
Жизнерадостность, оптимизм
Умение организовать интересную
жизнь в классе
Умение советоваться с детьми в
какой –либо ситуации
Способность сохранять лучшие традиции в коллективе и вносить новые
ТРУДНЫЕ. КТО ОНИ?
Кто
Отношение к учёбе
Дисциплина
Проявление отрицательных качеств
Меры педагогического воздействия
Трудновоспитуемые
(кот.воспитуемые,но
с ними трудно)
Равнодушие
Периодически
нарушает
Редко (лень,
агрессия, жестокость)
Семья и класс
(проявить терпение)
Педагогически - запущенные дети
Негативное
отношение
Систематичес-кие
нарушения
Постоянно
Ранняя спец.
Профилак-а
(медик,пси-холог, юрист)
Подростки - правонарушители
Равнодушие
и негативное
отношение к учёбе
Периодически,
Систематичес-ки
нарушает или
никогда
Правонаруше-
ние, воровство
и т ,д.
Учёт в
ОППН
1.ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
Для школьника:
-малый круг общения, семейные факторы, трудности в освоении основной ведущей деятельности (игра).
Для младшего школьника:
-общение с педагогом, другие школьные факторы, трудности в освоении основной ведущей деятельности (обучение).
Для подростка:
- личностно-значимые факторы: средовая адаптация, самоутверждение в процессе общения, обучения, трудности в освоении основной ведущей деятельности.
- организация успеха ребёнка в ведущей деятельности (игра, обучение, труд), руководство его поведением путём опоры на положительные качества, формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе, преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничного интеллектуального, нравственного и эмоционального развития.
3. ПРОФИЛАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
Методика руководства общением:
-изменение положения ребёнка в группе сверстников.
Методика руководства поведением:
-формирование индивидуального опыта поведения.
Методика выравнивания возможностей ребёнка:
-преодоление недостатков развития.
Методика организации ведущей деятельности:
-формирование интереса, умений, навыков, развитие активности.
4.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ.
Нравственное воспитание
Интеллектуальное развитие
Эмоционально-волевая
Сфера
Воспитатели, педагоги
Педагоги, психологи
Психологи, медработники
Социальный педагог
Среда, семья, ближайшее окружение
ОБЩАЯ СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАЧАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
1.Общий уровень учебно-воспитательной работы в классе (высокий, средний, низкий)
2.Характер межличностных отношений в классе - паспорт класса, социометрия.
3.Выявление деталей, имеющих признаки педагогической запущенности - паспорт класса, группа риска.
4.Определение основных направлений преодоления педагогической запущенности - паспорт класса.
5.Изучене положительных особенностей личности, признаков и проявлений педагогической запущенности, причин, их вызывающих - педагогическая карта динамики развития.
6.Постановка и реализация задач дифференцированного подхода к педагогически – запущенным детям - индивидуальный план работы.
7.Характор отношения педагогов к этим воспитанникам (АП – активно-положительный, ПП – пассивно-положительный, ПО – пассивно – отрицательный, АО – активно – отрицательный, (+,-) - неустойчивый, ( ? ) – неопределённый.
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
1.Анкетные данные ребёнка и основные сведения о семье.
2.Особенности развития ребёнка ( до и после рождения). Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребёнка.
3.Состояние здоровья ребёнка к моменту обследования. Наличие травм и операций. Частота заболеваний. Случаи госпитализации и постановки на учёт у специалистов. Особенности сна и питания.
4.Воспитание ребёнка. Где, кем воспитывался, кто ухаживал за ребёнком, когда был помещён в детский сад, как привыкал, как складывались отношения, были ли жалобы воспитателей? Были ли длительные, частые разлуки с родителями, резкие перемены в обстановке? Реакция на них ребёнка.
5.Развитие ребёнка в младенчестве и раннем детстве. Особенности развития моторики рук , сроки основных сенсомоторных реакций. Общий эмоциональный тон. Развитие речи. Отношение к близким и чужим. Активность и любознательность. Опрятность и навыки самообслуживания. Трудности поведения. Любимые игры и занятия.
6.Развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Любимые занятия, игры. Любит ли рисовать? С какого возраста? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизор? Умеет ли читать? Как научился? Когда? Как развит физически? Какая рука ведущая? Имеет ли домашние обязанности? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты. Актуальные запреты. Особенности характера. Страхи. Трудности. Жалобы.
7.Развитие ребёнка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте пошёл в школу? Легко ли адаптировался? Тип посещаемого учебного заведения. Была ли смена учителей, школы? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками. Отношения с учителями. Участие в жизни класса. Увлечения. Место игры в досуге ребёнка. Обязанности по дому. Степень самостоятельности. Конфликты.