Размещено: Алексей Леонидович Егоров - ср, 27/01/2010 - 12:06
Использование возможностей ПО интерактивных досок для дистанционного обучения
на примере изучения темы "Перевод чисел из одной системы счисления в другую" из школьного курса информатики.
Практически все современные интерактивные доски в настоящее время комплектуются программным обеспечением, позволяющим осуществить запись действий, производимых на доске со звуковым сопровождением в видеофайл (при отсутствии такого ПО можно воспользоваться программами сторонних производителей, позволяющих сохранять видеозапись состояния экрана в файл).
Этой возможностью можно пользоваться как для очного обучения (в случае когда один и тот же урок проходит в разных классах или подгруппах), так и для дистанционного обучения (в том случае, когда ученик не может присутствовать в классе).
По сравнению с обычной видеозаписью всего урока этот способ имеет ряд преимуществ:
Нет необходимости использовать дополнительное оборудование (видеокамеру).
Нет необходимости отвлекаться на управление видеокамерой.
Меньшее количество "посторонней" информации (например, оргмоментов на уроке), которая всегда присутствует на обычном уроке.
Меньший размер файлов.
В работе представлены записи фрагментов уроков по теме "Системы счисления" и показано, как можно дополнить видеозапись действий на доске с тем, чтобы ученик мог изучить тему самостоятельно.
На первом этапе были сделаны записи фрагментов уроков (фрагмент 1, фрагмент 2), в которых учитель на примерах рассказывал правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.
На втором этапе были созданы web-страницы, которые содержали все необходимые теоретические сведения с возможностью просмотра (скачивания) примеров.
На третьем этапе созданные страницы были дополнены "Калькулятором", который позволяет осуществлять перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую, а также выполнять арифметические действия с числами. Кроме того "Калькулятор" позволяет получать случайные числа для перевода и вычислений. Эта возможность используется на последующих уроках по этой теме для отработки навыков превода чисел и выполнения с ними арифметических действий (в том числе и в игровой форме).
Представленные материалы можно использовать в режиме "офф-лайн" (однократно сохранив их на своем компьютере).
В итоге, ученик, пропустивший занятия или обучающийся дистанционно, имеет возможность виртуального присутствия на уроке и средство для самоконтроля, полученных знаний ("Калькулятор") по всей теме "Системы счисления".
Предложенные Вашему вниманию web-страницы размещены на сайте МОУ Лицей № 31 г. Челябинска и успешно применяются учителями информатики при изучении темы "Системы счисления" в 6-х классах и повторении этой темы в 11-х классах.
Задачи урока/занятия:
Научить учащихся переводить числа из одной системы счисления в другую.
Закрепить навыки устного счета и вычислений "столбиком"
Ожидаемые результаты:
Усвоение темы "Системы счисления" на уровне, достаточном для успешных ответов на вопросы этой темы при сдаче ЕГЭ по информатике.
Формы организации работы детей
фронтальная;
дистанционная;
можно также использовать индивидуальную, групповую или игровую форму в зависимости от возраста учеников.
Формы организации работы учителя
Урок
Дистанционная лекция
Методическая и\или педагогическая эффективность используемых функций программного обеспечения и инструментария доски:
Ученик, пропустивший занятия или обучающийся дистанционно, имеет возможность виртуального присутствия на уроке и средство для самоконтроля, полученных знаний по теме "Системы счисления".
На мой взгляд, описанные в работе приемы можно применять на уроках по любому предмету практически в любых классах.
Возможность использования опыта работы ведущих учителей для дистанционного обучения.