Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Демократия и толерантность в современном мире

Фото пользователя Михаил Александрович Лашевский
Размещено: Михаил Александрович Лашевский - чт, 21/01/2010 - 19:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лашевский Михаил Александрович
Место работы, должность: 
Лашевский Михаил Александрович, учитель истории и обществознания МОУ "СОШ р.п. Духовницкое" Духовницкого района Саратовской области.
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Политология
Предмет(ы): 
Право
Предмет(ы): 
Социология
Цель урока: 
1. Рассказать о толерантности и её видах. 2. Показать взаимозависимость демократии и толерантности; 3. Определить границы толерантного поведения индивида или социальной группы; 4. Привлечь обучающихся к решению ситуативных и проблемных задач в ходе изложения учителем нового материала; 5. Продолжить формирование у обучающихся умений грамотного аналитического мышления; владения способностью ставить проблемные вопросы, находить на них логические, обоснованные ответы, отстаивать свою точку зрения; умений вести дискуссию.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
18
Используемые учебники и учебные пособия: 

Обществознание (базовый уровень), право (профильный уровень) под редакцией Л.Н. Боголюбова. Издательство "Просвещение".

Используемая методическая литература: 

 

1.Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003.
2. Е.Ю. Клепцова. Психология и педагогика толерантности. – М.: «Академический проект», 2004.
3. С.Д. Щеколдина. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004.
4. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М.: Смысл , 2001 г.
Используемое оборудование: 

Компьютор, проектор, экран (интерактивная доска), соответствующее учебное пособие, разработка урока по данной теме, тетеради.

Используемые ЦОР: 

 

1. nicbar.narod.ru/democraty3.htm
2. (http://www.polit.nnov.ru/2006/10/10/suverendem/) Исторические перспективы "суверенной демократии" в России или "суверенная демократия" как архаичный формат суверенности элиты
3.(http://www.polit.nnov.ru/2006/10/16/khrushdem/)
4.www.polit.nnov.ru/2007/02/28/democracypast/
5.  about-dvorkin.narod.ru/pril-4.htm
6. warrax.net/83/kochetov6.html
7. . www.xpomo.com/ruskolan/liter/nationalism.htm
8. malib.ru/istarhov_impact/75
9. slovari.yandex.ru/…/article/00051/67400.htm
 
Краткое описание: 
Данная разработка предназначена для реализации образовательной программы по обществознанию и праву в профильных классах и представляет собой процессуальную модель урока, соответствующего компетентностному подходу в обучении. Автор ставил задачей не только объяснение нового материала и его закрепление на уроке, но и привлечение учащихся к обсуждению спорных вопросов, к поиску, логическому обоснованию и защите собственных точек зрения. Кроме того, в данной разработке учитель предлагает авторский подход к постановке главных вопросов и теоретическое обоснование ряда положений.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»
Кафедра гуманитарно-художественного образования
МОУ «СОШ р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»
 
Разработка урока
Демократия и толерантность в современном мире
 
 
 
 
 
 
Лашевский Михаил Александрович,
учитель истории МОУ «СОШ р.п. Духовницкое
 Духовницкого района Саратовской области»
 
 
 
 
 
 
 
Р.п. Духовницкое, 2010 г.
Необходимое пояснение.
Данная разработка предназначена для реализации образовательной программы по обществознанию и праву в профильных классах и представляет собой процессуальную модель урока, соответствующего компетентностному подходу в обучении.
Автор ставил задачей не только объяснение нового материала и его закрепление на уроке, но и привлечение учащихся к обсуждению спорных вопросов, к поиску, логическому обоснованию и защите собственных точек зрения.
Кроме того, в данной разработке учитель предлагает авторский подход к постановке главных вопросов и теоретическое обоснование ряда положений.
 
Тема урока:  «Демократия и толерантность в современном мире»
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока: урок-лекция с элементами дискуссии.
Цели урока:
1.      Рассказать о толерантности и её видах.
2.      Показать взаимозависимость демократии и толерантности;
3.      Определить границы толерантного поведения индивида или социальной группы;
4.      Привлечь обучающихся к решению ситуативных и проблемных задач в ходе изложения учителем нового материала;
5.      Продолжить формирование у обучающихся умений грамотного аналитического мышления; владения способностью ставить проблемные вопросы, находить на них логические, обоснованные ответы, отстаивать свою точку зрения; умений вести дискуссию.
Основные понятия и термины: демократия, толерантность, закон убывающей и нарастающей толерантности, национализм, нацизм, инокультура, мультикультура, титульная нация, национальные меньшинства, этнические группы.
Оборудование: учебник, тетради, компьютер, проектор, экран (для демонстрации слайдов и текстовой информации) или интерактивная доска.
Ход урока:
I.                   Организационный момент.
II.                Изучение нового материала и решение проблемных и ситуативных задач.
 Я не согласен с тем, что вы говорите, но
пожертвую своей жизнью, защищая ваше
право высказывать собственное мнение.

Вольтер
Как вы можете объяснить эти слова Вольтера?
1.Да, он говорит о терпимости к инакомыслию, о праве на свободу слова, т.е. о ценностях демократического общества. Толерантность – одна из его основ. Что же такое толерантность и каковы её виды.
Толерантность как социальное явление означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения.

        Многочисленные вооружённые конфликты ХХ века доказали необходимость закрепления толерантного отношения между людьми поликультур на международном уровне, что и произошло в 1995 г., когда ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.
        По сферам проявления выделяют политическую, научную, педагогическую и административную толерантность. Применительно к личности психологи различают несколько видов толерантности: естественная (натуральная), моральная и нравственная.
 
2. Толерантность в российском обществе имеет более глубокие корни, чем демократия. Она явилась результатом мирной колонизации славянским населением новых земель, заселённых иными племенами и народами ещё до зарождения центров государственности у славян. Разумеется, были и конфликты. Но они имели локальный характер. Всему миру известно великодушие и гостеприимство, русского народа, умение прощать даже тех, кто долгое время считался потенциально опасным противником Руси-России. Недаром известный современный российский сатирик Михаил Задорнов, сравнивая расширение древнерусского государства с ростом владений США, акцентировал внимание на том, что русский народ осваивал новые территории, а американцы - колонизировали. И США и Россия являются полиэтническими и мультикультурными образованиями. Вот только степень толерантности в нашем обществе намного выше. Русские не устраивали геноцид индейского населения, не использовали труд темнокожих рабов на помещичьих землях. За историю нашей страны можно насчитать единицы межэтнических и межконфессиональных конфликтов, которые в основном носили локальный характер.            Русский народ был толерантным ещё задолго до того, как это понятие вошло в словарь демократических терминов и определений. Может быть, есть в этом и негатив, такой, как излишняя толерантность к тирании? Но история России знает примеры резкого убывания толерантности: монгольское нашествие, Смутное время, Отечественная война 1812 г., крестьянские войны – Разина, Пугачёва, Гражданская война, репрессии 30-х гг. ХХ века. В основном кризисы толерантности были вызваны политическими и экономическими причинами, но крайне редко – межэтническими противоречиями.
            Задача сегодняшнего дня не навязывать толерантность народам России, а оградить их от влияния псевдотолерантности, идущей с Запада. К псевдотолерантности следует отнести чуждые народам нашей страны, растлевающие сознание некоторые проявления западной культуры.
          Нужно ли русский народ учить толерантности, ведь она заложена в нём на генетическом уровне?  Задача современности – сохранить необходимый уровень толерантности у подрастающего поколения. Задача же российского - общества развивать и укреплять суверенную демократию.
            Толерантность – это явление связано не только с демократией. Она может существовать и вне демократии. Но политическая толерантность может существовать только в демократическом обществе.
Как вы думаете, почему?
 3.В тоже время в наши дни значительная часть граждан нетолерантна. Почему же, особенно среди молодёжи мы видим примеры  национальной, культурной и иной          нетерпимости?
С одной стороны, толерантность как социальное явление является необходимым условием выживания мировой цивилизации, здорового развития любого социального организма. Она позволяет людям разных политических, конфессиональных, этнических принадлежностей идентифицировать себя как представителей единого человеческого рода, этоса в целом, погасить крупные социальные конфликты, такие как гражданские войны, межнациональные и межконфессиональные столкновения. Толерантность в данном случае согласуется с плюрализмом во всех его проявлениях. Тоже самое касается и межличностного общения, поскольку индивидуальность предполагает разные взгляды по разным вопросам, от бытовых, личных, до глобальных.
             С другой стороны, как не может быть неограниченной свободы человека, так и толерантность должна иметь более-менее очерченные рамки. Можно выделить несколько главных требований к толерантности в современном демократическом обществе:
1.      уважение к мнению собеседника, соблюдение методов цивилизованного разрешения конфликтной ситуации (уровень политической толерантности в Европе и США достаточно высок);
2.      равенство сторон;
3.      уважение позиции большинства;
4.      уважение к обычаям, традициям, культуре титульной нации или коренного населения (Как обратный пример может служить рост конфликтности в странах Запада между коренным населением и эмигрантами, которые создают свои «чайнатауны», требуют соблюдения норм шариата в традиционно христианских странах или в светских государствах и т.п. Образно выражаясь, «идут со своим уставом в чужой монастырь» Отсюда и рост конфликтности. Вспомнить хотя бы недавние погромы в Париже, устроенные выходцами из Азиатско-Африканского региона).
5.      Признание на государственном уровне, легитимирование приоритета титульной нации, её языка, культуры. Проще говоря, эмигрант должен соблюдать законы той страны, в которую прибыл на какое-либо время или постоянное место жительства. Со своей стороны, принявшее эмигранта (мигранта) государство обязывается уважать его право на свободу совести, обычаи и традиции его народа, если они не нарушают действующих в данной стране законов.
            В данный момент в государствах Западной и Центральной Европы наблюдается обратный процесс, который характеризуется убывающей толерантностью. В частности, он вызван не только опасением наплыва неевропейцев и размыванием в их массе титульной нации, но и противоречием культур.
               В бедных и развивающихся многонациональных государствах имеется ещё одна причина убывающей толерантности - разница в доходах и уровне жизни коренного и некоренного населения.
 
Закон убывающей и нарастающей толерантности.
               Таким образом, из вышесказанного видно, что степень толерантности не является стабильной единицей. Она зависит от уровня развития демократических институтов в обществе, его моно - или полиэтнического состава, степени правовой культуры граждан, менталитета, компромиссности поликультурных сообществ, качества жизни и других относительно стабильных показателей. Эта относительность стабильности приводит к колебаниям толерантности. Исходя из названных выше показателей можно вывести закон убывающей и нарастающей толерантности. Уровень (степень) толерантности в том или ином общественном организме прямо пропорционален степени конфликтности, имеющей место в главных сферах общественной жизни данного социума. Или Т= N:Sk, где «Т»- «реальная толерантность», «N»- степень толерантности данного общества или социальной группы в настоящий момент и «Sk» - степень конфликтности в обществе. И уже исходя из формулы, мы видим, что чем ниже «Sk», тем выше «Т», и наоборот.
Давайте разъясним смысл этого закона и приведём примеры.
                  Имеются и другие причины убывания толерантности в современном российском обществе: снижение уровня жизни, агрессивное влияние инокультуры («вестернизация» культуры), столкновение монокультур, зарождение здорового национализма как любви к своей нации, к своему языку, к своей культуре, к своим традициям, к своей истории, к своему государству, умение защищать интересы своей нации перед агрессивным натиском инородных монокультур и культурной агрессии Запада, рост числа неблагополучных семей, недостатки в воспитании, наркомания, алкоголизм.
Назовите и другие причины убывания толерантности.
В тоже время альтернативы толерантности не существует. Подумайте почему? Скажите, а как можно добиться роста толерантности в обществе? Каковы должны быть границы толерантности?
III.             Первичное закрепление материала путём решения ситуативных и проблемных задач.
1.Прочитайте цитаты из различных форумов в Интернете? Как вы думаете, почему преобладают негативные отношения к толерантности? Какой вывод из этого можно сделать? "Толерантность — иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела".
 -Такое состояние называется "синдромом приобретённого иммунодефицита" и приводит к гибели организма от проникающих в него чужеродных клеток.
- Проще говоря, толерантность — это СПИД современного общества.
2. Как вы относитесь к такому высказыванию: выразите своё несогласие или приведите доводы «за»: "Толерантность - важное понятие, но также важно обозначить ее границы. Нужно помнить, что есть вещи и организации, к которым относиться толерантно, то есть терпимо, никак не следует. Какие «вещи» и «организации» имел в виду автор?
                                       А. Дворкин.
 
IV. Итог урока. Домашнее задание. Напишите эссе на тему «Подросток и толерантность».
V.Использованная литература:
1.Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003.
2. Е.Ю. Клепцова. Психология и педагогика толерантности. – М.: «Академический проект», 2004.
3. С.Д. Щеколдина. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004.
4. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М.: Смысл , 2001 г.
 
 
 
V. Ресурсы Интернета
1. nicbar.narod.ru/democraty3.htm
2. (http://www.polit.nnov.ru/2006/10/10/suverendem/) Исторические перспективы "суверенной демократии" в России или "суверенная демократия" как архаичный формат суверенности элиты
3.(http://www.polit.nnov.ru/2006/10/16/khrushdem/)
4.www.polit.nnov.ru/2007/02/28/democracypast/
5.  about-dvorkin.narod.ru/pril-4.htm
6. warrax.net/83/kochetov6.html
7. . www.xpomo.com/ruskolan/liter/nationalism.htm
8. malib.ru/istarhov_impact/75
9. slovari.yandex.ru/…/article/00051/67400.htm
 
   В качестве закрепления темы можно провести самостоятельную работу. Прилагаю примерные вопросы.
1.      Запишите в две колонки позитивные и негативные влияния всех видов толерантности на современное российское общество.
2.      Работа с источником. Проанализируйте документ и укажите его влияние на убывающую толерантность в российском обществе.
«Мы найдём своих единомышленников в России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по масштабу трагедия гибели самого непокорного народа, необратимого угасания его самосознания… Мы будем … способствовать самодурству чиновников. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу – всё это мы будем ловко и незаметно культивировать, всё это расцветёт махровым цветом.…   И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем выбрасывать духовные корни большевизма, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением, вытравлять этот ленинский фанатизм. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодёжь. Мы сделаем из неё циников, пошляков, космополитов. Вот так мы и сделаем».
( Тезисы доклада А. Даллеса на закрытом заседании СМО).
 
 
3.      Работа с источником. Прочитайте басню Уинстона Черчилля «О разоружении в зоопарке». О каких реальных исторических событиях в ней рассказывается в аллегорической форме. К чему приведут разногласия героев басни. Нарушение какого вида толерантности будет иметь место в ходе этого исторического события? ( Имеется в виду первая в мире конференция по разоружению в Гааге, созванная по инициативе Российской империи в 1899 г., I мировая война и проявившаяся в ходе её политическая, национальная нетерпимость).
». «Хищные звери – тигры и леопарды – настаивали на том, что клыки и когти являются достойным аристократическим оружием в отличие от рогов и копыт, которые следует запретить за негуманностью. Это предложение, хотя и нашло поддержку у волков и гиен, не прошло из за позиции травоядных. Почти все дружно высказались за недопущение варварских отравляющих веществ, и тогда змеи, шипя, покинули конференцию. Медведь предложил отменить и когти, и копыта. С его точки зрения в случае конфликта будет достаточно, если сражающиеся просто по – братски обнимут друг друга. Эта идея вызвала восторг у удавов, но резкий протест со стороны других участников конференции. Звери долго шумели и чуть не передрались от стремления к миру. К счастью вовремя пришёл служитель и разогнал всех по клеткам».
 
 
 

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн