Занятие по развитии речи в старшей группе, тема «Золотая осень»
Submitted by Надежда Викторовна Поротова on Tue, 19/01/2010 - 13:24
Тема: «Золотая осень».
Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осенью» с помощью разнообразных методов заучивания.
Задачи: закрепить характерные приметы осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворение; развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь, воображение; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: экскурсии на природу, наблюдение, рассматривание иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы.
Оборудование: птичка, 2 разрезные картинки о осени, тарелочки с фишками на каждого ребенка, мяч, картинки-схемы для заучивания стихотворения, фонограмма: Бетховен «К Элизе», П.Чуковский «Октябрь» из цикла «Времена года», трель птицы, трель птенцов.
Ход занятия.
(Стоим в коридоре)
- Ребята, кому я кину мяч, тот постарается ответить на вопрос: когда это бывает?
1. День стал короче, ночь длиннее?
2. Листья пожелтели?
3. Птицы улетели в теплые края?
4. Солнце уже греет не так?
5. Деревья готовятся к зиме?
6. Моросит холодный дождик?
7. Стало холоднее?
8. Люди одеваются теплее?
9. Темнеет быстрее?
10. Дует холодный ветер?
- Молодцы. Какое это время года? (осень)
-А скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью?
(листопад)
- Сейчас мы с вами превратимся в листочки. Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели.
(забегаем в группу под музыкальное сопровождение – Бетховен «К Элизе»)
- Закружились.
( кружимся на ковре, я рассыпаю фрагменты картинок)
- Ветер затих, листочки опали. Ребята осенний ветер расколол две картинки на мелкие кусочки. Давайте соберем их и посмотрим, что получится.
(дети берут по одному фрагменту и идут за столы, составлять картинки)
- Что получилось? (осень)
- Перед вами картинки, непростые, волшебные, в которых спрятались слова об осени. Придумайте красивые слова об осени. Какая она? Как вы ее представляете?
- Ребята, к нам в гости прилетела птичка. Птичка, почему ты такая грустная, что случилось?
(наклоняюсь к ней)
- Да? Ребята, птичка просит помочь ей: осенний ветер унес ее птенцов. Он ей их вернет, если она выучит вот это стихотворение. Она не знает, как его учить. Давайте ей поможем.
(беру у птички стихотворение)
- Стихотворение называется «Осенью». Написал его Алексей Плещеев. Послушайте, я его прочитаю.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах
Только зеленеет
Озимь на поля
- О чем это стихотворение? (об осени)
- А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение? Как я его читала?
(грустно, печально)
- А чтобы его было легче учить, нам помогут картинки
(открываю картинки)
- Ребята, птичка не понимает, что означает «и глядят уныло голые кусты». Помогите ей.
( деревья печальные, потому что опали листья)
- А что такое «озимь»?
(поля, которые засеяли на зиму зерном, пшеницей)
- Молодцы.
- Теперь повторим стихотворение. У вас на столах стоят тарелочки с фишками. С каждым предложением, картинкой берете по одной фишке и кладете ее на стол. Покажем птичке, сколько предложений в этом стихотворении.
(проговариваем)
- Все убираем. Птичка, что ты говоришь? Ты неправа, дети выучат стихотворение. Правда?
- Встаем, сделаем зарядку.
(делаем соответствующие движения под это стихотворение, под музыку Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»)
- Садимся на свои места.
- А теперь еще поиграем с этим стихотворением. Я начинаю говорить фразу, а вы ее заканчивайте.
( повторяем это стихотворение)
- Умнички. Похлопайте себе.
- Вот видишь птичка, как много способов есть запомнить стихотворение.
- Ребята, птичка сказала, что вы без меня не сможете выучить стихотворение. Докажем ей, что сами сможете.
- Машенька. Ты будешь воспитателем. Показывай картинки, а девочки встанут и будут рассказывать.
(девочки рассказывают)
- А теперь воспитателем будет Паша, а мальчики будут рассказывать.
(мальчики рассказывают)
- Ну что, птичка, видишь, какие дети молодцы, они все выучили. А ты?
- Да. Птичка говорит нам спасибо.
(звучит фонограмма трели птенцов)
- Ой, слушайте, что это? Ребята, мы помогли птичке: освободили птенцов. Ей пора домой к своим деткам.
( подхожу к окну и выпускаю птичку)
- До свидания, птичка.
- Ребята, понравилось стихотворение?
- Как оно называется?
- Кто его написал?
- Давайте еще раз его повторим.
- Вы сегодня великолепно занимались. Похлопайте себе. Спасибо! Наше занятие закончено.