2) – Ребята, как вы думаете какое у меня сегодня настроение?
- А как вы думаете, почему?
- Действительно, с приходом весны всё изменилось и не только моё настроение, но и в природе произошли изменения. А какие изменения произошли в природе? (Солнце греет, длиннее становится день, стало теплее, осадки в виде дождя, оттаивает почва ...).
III.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы с вами выясним, какое главное изменение произошло в природе с приходом весны, узнаем много новой информации из рубрики «Лесные новости», а также узнаем, как на Руси встречали весну.
IV.Проблемная ситуация (ролевая игра).
Однажды, летая на воздушном шаре и пытаясь обмануть пчёл, Вини – Пух задумался , что же происходит в природе с приходом весны? Он обратился к друзьям: Пятачку, Сове, Кролику и Ослику.
Кролик сказал: «Распускается первый весенний цветок подснежник»,
Ослик Иа: «Стало теплее»,
Сова ответила: «Просыпаются звери от зимней спячки»,
А Пятачок утверждает, что самое главное – прилетают перелётные птицы.
- Ребята, что вас удивило? (побуждение к осознанию противоречия). Много мнений.
- Какой возникает вопрос? (Учебная задача) (побуждение к формулировке учебной проблемы).
- Кто же из них прав? Какое основное, главное изменение в природе весной?
V.Поиск решения.
- Какие есть предположения? Согласны с этой гипотезой? (предположением). Почему?
· Почему прилетают птицы? (Стало теплее).
· Почему просыпаются звери? (Стало теплее).
· Почему распускается первый весенний цветок – подснежник)? (Стало теплее).
· Значит, какое изменение самое главное в природе весной? (Потепление).
· Сделайте вывод: кто прав из друзей Вини-Пуха? (Прав Ослик).
Всех прилётных птиц черней, чистит землю от червей.
Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовётся птица … (грач).
· Как выдумаете, почему заговорили об этой птице? Для того, чтобы узнать, прочитаем текст на стр. 81.
· Так какая же птица прилетает первой? (Первой прилетает птица – грач).
· А какие народные приметы связаны с птицей – грач?
ü Грач прилетел – через месяц снег сойдёт.
ü Если грачи прямо на гнездо летят – дружная весна.
ü Если грачи сели в гнезде – через три недели можно выходить на посев.
ü Грачи играют – будет хорошая погода, а если стаями, с криками вьются над гнёздами – то сядут, то опять взволнуются – погода переменится.
ü Если на чёрной кочке увидишь грача – под водой началось пробуждение.
ü Если 17 марта красный день – будут красные ягоды.
ü Эта птичка является вестницей весны.
VII.Работа с репродукцией картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова.
1.
ü Какое настроение вызывает эта картина? (Радость, веселье, прилетели птицы, принесли весну).
ü Какие краски использует художник? (Неяркие, глухие).
ü Почему они такие? (Только начинает пробуждаться весна, ещё слабо светит солнце).
ü Какие предложения подходят к данной иллюстрации? Почему?
Увидел грача – весну встречай.
Весною на деревьях построена деревня.
2. Работа в парах.
ü А теперь послушаем музыку П.И. Чайковского. Какую весну он изобразил и на каком инструменте она звучит? (звонкая, солнечная, яркая. Звучит фортепьяно).
ü Что вы представляли, слушая музыку? (Солнечные лучи играют на «зеркалах» луж, появляются первые цветущие растения, тают сосульки, звенит капель).
ü Как вы думаете, для чего мы с вами слушали произведения П.И. Чайковского и рассматривали картину А.К. Саврасова?
ü Пятачок не случайно сказал о прилёте птиц, так как грач – одна из самых полезных птиц: при массовом размножении вредных насекомых он часто уничтожает их до вмешательства людей. Берегите и охраняйте эту птицу. Она верный друг человека. Вслед за грачом появляются жаворонки. Позже всех, в мае прилетают ласточки и стрижи (видеосюжет или картинки).
VIII.Физкультурная минутка.
IX.Ролевая игра.
ü Вспомните, о какой особенности весны говорила Сова?
ü Догадайтесь, о ком идёт речь в сценке.
(ролевая игра: Лосёнок и Лосиха. По Сладкову).
- Посмотри, мама, какие у меня ноги большие да длинные!
- Длинные, сынок, большие.
- Посмотри, мама, какие у меня уши широкие да большие!
- Широкие, сынок, большие.
- А отчего, мама, у меня ноги и уши большие?
- А от того, сынок, что ты у меня ещё маленький.
ü А какой ещё особенности весны мы не сказали? (у зверей рождаются детёныши).
X.Работа по учебнику.
- Найдите на стр. 84 тексты в учебнике. О ком эти тексты? А как вы догадались?
- Давайте прочитаем информацию из рубрики «Лесные новости».
XI.Работа в тетради (с. 40)
XII.Из истории (традиции на Руси).
Двое из детей в русских народных костюмах (в руках жаворонки из теста).
Жаворонушки, перелётушки,
Прилетите к нам! Гу-у-у!
Весну яркую, весну красную
Принесите нам! Гу-у-у!
С сохой, с бороной,
С лошадкой вороной! Гу-у-у!
С пряльцем и донцем,
С новым веретёнцем! Гу-у-у!
Зима надоела, хлеб весь поела! Гу-у-у!
XIII.Рефлексия.
ü Какое настроение было у вас во время работы? Покажите это с помощью светофорчика -настроения.а если выразить словами?
ü Какие чувства испытали?
XIV.Итог урока.
- Весной пробуждается природа от зимней спячки, люди радуются весеннему солнцу.
- Какое же основное изменение происходит в природе весной?
XV.Творческое домашнее задание.
- Со стр. 83 проверить народную примету: встретишь весну «Жаворонками» - удача не обойдёт твой дом стороной.
Размещено ср, 20/01/2010 - 22:41 пользователем Елена Владимировна Шустова.
Светлана Александровна! Огромное спасибо, за то, что вы присоединились к нашему сообществу. Отдельная благодарность за урок по окружающему миру. Если не возражаете, я воспользуюсь Вашим уроком в своей работе.
Размещено ср, 24/03/2010 - 01:17 пользователем Ирина Анатольевна Варежникова.
Светлана Александровна, спасибо за урок! Очень интересный и живой урок. Действительно Ваш урок прививает любовь детей к природе, к традициям своего народа. А это для воспитания наших детей немаловажно. Много на уроке используется ролевых игр и диалогов, что хорошо сказывается на развитии творческого мышления и развития правильной речи учащихся.
Размещено вт, 18/05/2010 - 22:24 пользователем Елена Жановна Трибунская.
Светлана Александровна, спасибо за урок. Подобранные задания учат детей наблюдать за изменениями в природе, участвовать в проблемном диалоге, приходить к единому мнению. Прививают любовь к традициям своего народа, что в настоящее время очень важно.
На: Тема: Родная природа. Март. Лесные новости.
Светлана Александровна! Огромное спасибо, за то, что вы присоединились к нашему сообществу. Отдельная благодарность за урок по окружающему миру. Если не возражаете, я воспользуюсь Вашим уроком в своей работе.
На: Тема: Родная природа. Март. Лесные новости.
Светлана Александровна! Ваши уроки всегда восхищали и восхищают меня. Урок великолепный! Спасибо за то, что вы творите на уроках со своими детьми!
На: Тема: Родная природа. Март. Лесные новости.
Светлана Александровна, спасибо за урок! Очень интересный и живой урок. Действительно Ваш урок прививает любовь детей к природе, к традициям своего народа. А это для воспитания наших детей немаловажно. Много на уроке используется ролевых игр и диалогов, что хорошо сказывается на развитии творческого мышления и развития правильной речи учащихся.
На: Тема: Родная природа. Март. Лесные новости.
Светлана Александровна, спасибо за интересный урок. Тема природы всегда привлекает меня и моих детей. Особенно понравились диалоги.
На: Тема: Родная природа. Март. Лесные новости.
Светлана Александровна, спасибо за урок. Подобранные задания учат детей наблюдать за изменениями в природе, участвовать в проблемном диалоге, приходить к единому мнению. Прививают любовь к традициям своего народа, что в настоящее время очень важно.
На: Тема: Родная природа. Март. Лесные новости.
Грамотно. Содержательно. Полезно.