1.Познакомиться с балладой «Бородино», сравнить художественное произведение и реальное историческое событие.
2.Выявить художественные условности жанра.
3.Развивать умение работать с текстом.
Ход урока:
Объявление темы и цели урока.
Рассказ учителя (слайд – шоу) о Наполеоне Бонапарте, о расширении территории, о войнах, приведших Наполеона в Россию, о битве 8 сентября 1812 года под Бородино.
Словарная работа (перед чтением баллады)
Редут – полевое укрепление.
Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии.
Уланы, драгуны – солдаты кавалерийских частей.
Лафет – станок, на котором укреплялся ствол артиллерийского орудия.
Бивак – стоянка войска под открытым небом.
Кивер – высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи.
Хват – удалой, смелый человек.
Басурманы – здесь: враги.
4.Чтение учителем баллады.
5.Работа с текстом произведения:
-Докажите, что данное произведение является балладой.
-Дайте определение жанра баллады.
- Есть ли сюжет в данном произведении? Что называется сюжетом?
Сюжет(фр.-содержание , событие )- ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
6.Рассказ учителя об основных элементах сюжета в художественном произведении.
(работа со схемой, с определениями)
- А сейчас, работая с элементами сюжета и с текстом баллады, мы с вами попытаемся сами найти в тексте следующие понятия и объяснить их :
ЭКСПОЗИЦИЯ (ВСТУПЛЕНИЕ)
ЗАВЯЗКА
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ
КУЛЬМИНАЦИЯ
РАЗВЯЗКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
( Учащиеся записывают в тетрадь определения)
7. Рассказ учителя о критике В.Г.Белинском и о его оценке «Бородино»
«…это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью: в каждом слове слышите солдата, язык которого , не переставая быть грубо простодушным , в то же время благороден , силён и полон поэзии»
В.Г.Белинский.
Объясните, пожалуйста, как вы понимаете данные слова критика о балладе.
8.Найдите художественно – изобразительные средства (тропы) в тексте, которые помогают нам увидеть картину битвы.
Синекдоха – это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями (ед.ч. – мн.ч., часть – целое, определённое – неопределённое количество.)
Метонимия – это употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями.
Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём.
9.Вывод по уроку (делают учащиеся)
10. Домашнее задание. Составить план баллады(цитатный)
Как это сделать? Учитель показывает свой план(и цитатный).