1. Организационный момент.(Каждый урок начинается с решения логических задач. Такая работа проводится, чтобы в наибольшей мере развивать творческие способности учащихся. Тому, кто ответил правильно, дается фишка. Такое оценивание продолжается в течении урока и в конце урока ставится оценка.)
- Разделить пять яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и одно осталось в корзине.
- Одно яйцо варится 4 минуты. Как долго будут вариться 6 яиц?
- У меня две монеты на общую сумму15 копеек. Одна из них- не пятак. Что эта за монета?
-Сколько месяцев в году имеют по 30 дней?
- На скамейке сидели двое, один повыше ростом, другой пониже. Тот, кто пониже ростом, доводится сыном тому, кто повыше ростом, хотя тот, кто повыше ростом, не его отец. Как это объяснить? (Тот, кто повыше ростом, был матерью).
-Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка?
-Чему равно произведение всех цифр?
2. Устные упражнения для повторения умножения десятичных дробей на натуральное число.(Примеры проектируются на экран. Ответы сразу проверяются)
1)
6х0,6
5х0,8
7х0,02
5х0,06
3х3,2
5х1,1
4х1,5
2,5х2
1,5х6
0,5х70
8х2,5
5х1,2
Рубрика «Это интересно».
2) (Для приобщения учащихся к самостоятельным выступлениям перед классом дается исторический материал. На первых уроках такие материалы ученики готовят совместно с учителем, затем готовят самостоятельно)
1-й ученик: Десятичные дроби впервые были употреблены замечательным узбекским ученым ал- Каши. В Начале ХVв. в Средней Азии вблизи города Самарканд была создана большая обсерватория. В ней производилась наблюдения за движением звезд, планет и Солнца, вычислялись дни праздников и т.д. В обсерватории работали лучшие ученые того времени. Руководил обсерваторией ученый Джемшид иб– Масуд ал- Каши.
2-й ученик: В 1427 г. ал- Каши закончил книгу «Ключ к арифметике».В этой книге он впервые в мире употребил десятичные дроби, дал правила действия с ними, пояснил эти правила на примерах., подробно описал новую, открытую им систему записи дробей. Для обозначения разрядов он использовал разные варианты: отделял их вертикальной чертой, писал разными чернилами, иногда выписывал название разряда полностью словами.
3-й ученик:
Умножая дроби десятичные,
К запятым их будьте безразличными,
Надо их, могу сказать заранее,
Умножать как числа натуральные.
А в произведении полученном,
Справа, запятую в каждом случае,
Отделяйте знаков столько,
три, пять, шесть…
Сколько их во множителях
3. Исследовательская работа: На экран проектируется решенные примеры: умножение натуральных чисел и умножение десятичных дробей. Сравнить ответы и сделать вывод, вывести правило умножения десятичных дробей на десятичную дробь.
625х48= 30000
84х18478=1552152
858х32 = 27456
126х78=9828
6023х56=337288
6,25х4,8= 30,000
85,8х3,2 = 274,56
12,6х7,8=98,28
6,023х5,6=33,7288
8,4х18,478=155,2152
(На экране открывается алгоритм умножения на десятичную дробь. Ход решения сравнивается с ответами учащихся)
4. Практическая работа.
а) Ученики работают в группах. Задание дается из учебника.
1-я группа: №1370 (а, г,ж,з.) №1364(в,ж,л,к)
2-я группа №1370 (б,д,з,л) №1364 (б,е,к,г)
3-я группа №1370 (в,е,и,м) №1364 (а,д,и,з)
Самопроверка.
а) Делают вывод, составляют алгоритм вычисления умножения на 0,1; 0,01, 0,001 и т.д.
5. Тренировочные упражнения на отработку навыков умножения.
№1376. (№1380 а, б)
Несколько учеников получают карточку, в которой пять примеров на умножение
0,05х0,1;
56,1х0,01;
1,256х0,01;
5,8х0,001;
47х0,001.
Во всех карточках примеры одинаково, но написаны в разном порядке. На работу отводится 2 минуты. Затем участники проверяют решение с помощью компьютера (проектируется на экран).
6. Подведение итогов урока.
Домашние задание:
№1404.
1-й вариант а), в) №1397.
2-й вариант б) в).№1384.
Активным участникам выставляется отметка. Ученики сами считают полученные фишки После чего, каждому активному участку по количеству этих фишек выставляется отметка.
Ученики, приготовившие выступления, получают оценку за оформление работы.