Задачи:Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись; убедить, что открытка остается на память, поэтому важно ее подписать красиво, без исправления, возможно украшение текста рисунком, выработать умение составлять текст для конкретного адресата.
Ход занятия.
1.Объявление темы
Учитель.Ребята, тема нашего занятия написана на доске. Как вы понимаете эту пословицу?
«Хорошее слово половина счастья»
Дети.– Когда мы слышим хорошее, доброе слово, на душе становится светлее и радостнее.
- Даже когда человеку грустно, хорошее слово наполовину изменяет человека.
Учитель.Конечно, ребята, вы правы. Хорошее, доброе слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее. Хорошее настроение нужно нам всегда.
Скажите, а когда особенно необходимо принести человеку радость.
Дети.– В день рождения!
- В новый год.
-В праздники.
Учитель.Да, вы сказали правильно. В праздник хорошее настроение нам просто необходимо. А какие праздники вы еще знаете?
Дети.–Рождество.
- День защитника отечества.
- Международный женский день.
- новоселье.
-Свадьба
- Юбилей…
Учитель.Верно. Видите, как много праздников существует. А в народе еще так говорят: «Без доброго слова празднику не праздник». Итак, в праздничные дни мы поздравляем друг друга и произносим добрые слова. Впрочем, мы знаем, наша речь может быть устной, так и письменной. Где же используется письменная поздравительная речь?
Дети.–В поздравительном письме.
- В поздравительной открытке.
- В поздравительной телеграмме.
Учитель.Сегодня мы с вами попробуем написать поздравительную открытку.
2. Обучение написанию поздравительной открытки.
Учитель.Вспомните, с чего мы начинаем писать поздравительную открытку.
Дети.– Дорогая мама!
- Уважаемая Татьяна Петровна!
Учитель.Эта часть открытки имеет свое название- обращение. Это как головка ракеты, которая направлена к адресату.
/Учитель на доске выставляет структуру открытки в виде ракеты и комментирует/
Учитель.Следующая часть открытки- информацияо том, с чем поздравляют. Большую трудность вызывает третья часть- само пожелание. И заканчивается четвертой частью- подпись и дата.
Учитель.А теперь разберем каждую часть.
Обращение.
- Здесь нужно помнить о том, что обращение должно быть приятным.
- Как мы обратимся к папе, маме, бабушке, дедушке?
Дети.– Дорогая, любимая, бабушка!
- Милая, добрая мама!
- Дорогой мой папа!
Учитель.– Какие слова употребим для взрослых, старших товарищей, учителей?
Дети.– Уважаемая.
- Дорогая.
Учитель.А у нас есть верные друзья. Когда обращаетесь по имени «Ира», «Саша», то можно употребить уменьшительно-ласкательные суффиксы «Ирочка», «Сашенька». При этом помните, что обращение должно быть приятным. Например: если Люба не любит, когда ее называют «Любашей», то назовите ее Любочка или Любонька.
Обращение это как головка ракеты, которая направлена к адресату.
- Следующая часть поздравления не вызывает труда, т.к здесь мы указываем название праздника. Пожалуйста, Вам слово!
Дети.Поздравляю с Новым годом!
… с Международным женским днем!
Учитель.А теперь приступим к самой трудной части- это пожелание.
Что обычно желают?
Дети.– Здоровья
- Счастья.
- Успехов в чем-нибудь.
Учитель.Да, но если в каждой открытке мы с вами будем «желать» одинаково, то поздравления будут неинтересными. При пожелании надо помнить, что оно всегда зависит от адресата. Поздравляя с одним и тем же праздником разных людей, мы будем писать разные пожелания. Давайте подумаем.
/Учитель пишет на доске, а ученики в тетрадях/
Как желаем? Что желаем?
Учитель. С каких слов можно начать желание?
Дети.– Желаю тебе…..
- От всей души желаю….
- Искренне желаю….
- От всего сердца желаю…
- Хочу пожелать…
- Хочу, чтобы…
- Пусть…
/ Все варианты написаны в левый столбик/.
Учитель. Хорошо, а теперь давайте посмотрим, что можно пожелать?
Наверно, счастья. Когда человек счастлив, что он видит?
Дети.–Солнце.
- Небо.
- Цветы.
- Друзей.
Учитель.Как же нам это написать? «Желаю солнца»- это звучит некрасиво.
Как будет красивее?
Дети.– Желаю яркого солнца.
- Желаю теплого солнца.
Учитель.Это уже лучше. А как солнце падает тепло на Землю?
Дети.От него идут лучи.
Учитель.Как еще можно пожелать «солнца»?
Дети.Желаю теплых солнечных лучей.
/Аналогичная работа проводится со словом «небо», «цветы», «друзья». Заполняют правый столбик таблицы. /
Учитель. Вы сказали, что еще желают здоровья. Как выглядит здоровый человек?
Дети.– Он веселый.
- Он хорошо себя чувствует.
- Он добрый.
- Он улыбается.
Учитель.Как же мы напишем пожелание?
Дети. Желаем веселья, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались, сияли ваши глаза.
Учитель.Когда мы говорим об успехах, то прежде всего надо задуматься, кому пишем открытку. Ведь мы должны знать человека и знать в чем и каких успехов он хочет добиться. Помните, что пожелания должны быть приятными.
Дети. –Успехов в учебе, в труде, музыке, спорте, новых интересных путешествий.
Учитель.Молодцы. Но помните, если вы пожелаете товарищу исправить двойку или напомните о неприятностях, и это напоминание сохранится в вашей открытке на всю жизнь. Следовательно, успехов надо пожелать, не напоминая о неудачах.
В результате рассуждения получается примерно такая таблица. Но эту таблицу можете вместе с родителями и продолжить.
Как желаем?
Что желаем?
Желаю тебе (Вам)…
От всей души желаю…
От всего сердца желаю…
Искренне желаю…
Хочу пожелать…
Хочу чтобы…
Пусть…
1. Счастья 2. Здоровья 3. Успехов
1. Теплого, ясного солнца, светлого, ясного голубого неба, ярких, солнечных лучей, много цветов, море цветов, добра, света, верных, надежных друзей, хороших учеников.
2. Веселья, радости, бодрости духа, долголетия, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались ваши глаза.
3. Успехов в нелегком, но благородном труде, успехов в учебе, музыке, спорте, новых интересных путешествий и т.д.
Учитель.Ребята! Все пожелания, написанные в таблице, можно написать (использовать) одному человеку?
Дети.Нет, т.к. каждому человеку нужно подобрать желания подходящие ему.
Учитель.Мы подошли к заключительной части - подпись. Например: «Твой сын Саша», «Твой внук Игорь», «Любящий внук Миша», «Твой друг Дима». Правильно подписать очень важно, ведь если ученик 3 класса подпишется «Александр Петрович», то адресат будет очень долго гадать, кто же ему написал.
Учитель.А теперь давайте попробуем устно составить открытку маме. Используйте для этого левый и правый столбики. Кто хочет попробовать?
Дети.
Дорогая мамочка!
От всей души поздравляю тебя с праздником 8 марта. Желаю теплого солнца, много цветов в этот праздник. Пусть улыбки твоих друзей отражаются в твоих глазах. Оставайся такой же доброй, красивой и веселой.
Твой сын Денис.
/Слабым ученикам учитель должен помочь, молча указывая на нужную строчку в левом и правом столбиках. Делать это надо так, чтобы ученик не чувствовал напряжение в своей речи. /
Учитель.Поздравьте папу с Днем защитника Отечества.
Дети.
Дорогой папочка!
От всего сердца поздравляю тебя с Днем защитника Отечества. Хочу пожелать тебе мирного неба, теплых лучей солнца и счастливых улыбок. Пусть никогда грохот пушек не звучит над нашей планетой. Хочу видеть тебя всегда веселым и радостным рядом с нами.
Твоя дочь Алена.
Обратите внимание, что пожелание должно соответствовать празднику и адресату.
Учитель.А теперь поздравьте бабушку.
Дети.
Милая, добрая моя бабушка!
Очень хочется поздравить тебя с весенним женским праздником. От всей души желаю тебе здоровья, бодрости духа. Хочу, чтобы никогда печаль не касалась твоих глаз. Оставайся такой доброй, ласковой, веселой. Искренне желаю всех земных благ
Любящая внучка Марина.
Учитель.А теперь каждый из вас попробует написать текст открытки. У кого будут затруднения, поднимите руку.
3. Домашнее задание.
Учитель.Поздравительных текстов и стихотворений сейчас много в книгах и брошюрах. Просто нужно правильно выбрать их.
Учитель.Где вы найдете открытки? А лучше сделать ее самим.
Учитель.Подпишите открытки маме, папе, бабушке, дедушке к Новому году. Не забудь о своих братьях и сестрах, и конечно друзей.