Оформление:
• Выставка книг, альбомов о современной Марий Эл, фотографий «Мы в Йошкар-Оле» и «Моя малая родина».
• Выставка сочинений «Такой я представляю свою республику в будущем…»
Музыкальное сопровождение: гимн РМЭ, песня о Марий Эл.
Время: 60 минут.
Предварительная работа
1. Анкетирование обучающихся:
• Куда ты собираешься поступать после окончания школы?
• Где бы ты хотел жить и работать, получив образование?
• Если ты хочешь жить и работать в нашей республике, укажи почему.
• Если ты не хочешь жить в нашей республике, укажи причины.
2. Сочинение «Такой я представляю свою республику в будущем…»
3. Экскурсия к Бабушкину А.А. – фермеру, победителю республиканского конкурса «Предприниматель года – 2009».
4. Дети разделяются на несколько творческих групп по своим интересам и склонностям и готовят задания:
• «Информаторы» – готовят презентацию о позитивных переменах в нашей республике по материалам СМИ;
• «Вокалисты» – разучивают песню о Марий Эл;
• «Чтецы» – разучивают стихи для чтения;
• «Оформители» – готовят выставку книг, альбомов о современной Марий Эл, фотографий «Мы в Йошкар-Оле» и «Моя малая родина».
• «Корреспонденты» – готовят вопросы для гостя.
План–схема мероприятия:
1. Вступительное слово классного руководителя – 3-5 мин.
2. Основная часть.
2.1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию» - 7 мин.
2.2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия – 3 мин.
2.3. Марафон «Наша республика» – 10 мин.
2.4. Презентация о позитивных переменах в нашей республике – 5 мин.
2.5. Беседа о социальной, культурной, спортивной жизни Горномарийского района, Пайгусовского и Сурского поселений – 5 мин.
2.6. Встреча с Бабушкиным А.А. – 15 мин.
3. Заключительная часть – блиц-турнир «А что мы можем сделать сегодня для процветания нашей республики?» - 5 мин.
4. Рефлексия – 5 мин.
Примечания: Значительное место в конспекте мероприятия (6 и 7-я части) занимает местный материал, который можно найти в СМИ. В каждом районе, поселении есть люди, прославившие свою малую родину и достойно ее представляющие, поэтому на встречу можно пригласить их, главу администрации и т.д.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Вступительное слово классного руководителя
Звучит гимн Республики Марий Эл
(Дети слушают стоя)
- Добрый день, дорогие ребята. Не случайно мы начали свое мероприятие гимном Республики Марий Эл. Завтра наша республика отмечает свой день рождения.
В настоящее время в ней происходят значительные изменения. Она должна стать, и будет, я уверена, – одной из самых комфортных и благоустроенных территорий страны. Для этого в Марий Эл есть все условия – начиная от статуса одного из самых экологически чистых регионов до высоких экономических показателей. На сегодняшний день первоочередными задачами являются вопросы благоустройства городов и районов республики.
Ученик читает стихотворение С.Вишневского «Марийский край»
2. Основная часть.
2.1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию»
- При подготовке к сегодняшнему мероприятию мы с вами провели анкетирование. Сегодня я хочу ознакомить вас с результатами: 76% из вас указали, что хотят жить в Марий Эл, 24% - в другом регионе.
Сейчас поиграем в игру «Займи позицию». На стене вы видите 2 таблички: «Хочу жить в Марий Эл» и «Хочу жить в другом регионе». Я попрошу вас встать около табличек в соответствии с вашим выбором.
Игра «Займи позицию»
(С помощью этого метода обучающиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос.
На стене в разных местах прикреплены таблички «Хочу жить в Марий Эл» и «Хочу жить в другом регионе».
Ученики в соответствии со своим мнением выбирают одно из двух и становятся рядом с этими табличками)
- А теперь я вас порошу высказаться, почему вы выбрали данный ответ.
(Каждый ученик мотивирует свой выбор. Можно начать с той группы, где ученики выбрали позицию «Хочу жить в другом регионе»)
2.2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия
- Спасибо. Я надеюсь, что ваши ответы были искренними. А теперь я вас попрошу сесть на свои места.
- Тема нашего мероприятия «Каждый выбирает для себя».
- Как вы думаете, почему мы выбрали такое название? (ответы детей).
- Скоро вы закончите школу. Наверное, часто задумываетесь, где продолжить образование после школы. Некоторые из вас хотят жить и работать на благо и процветание нашей республики. А другие хотят искать счастье в другом месте.
- Есть очень хорошая русская пословица "Чужбина - калина, родина – малина». Как вы думаете, если кто-то уезжает, например, за границу в силу разных причин, легко ли ему там живется и грустит ли он о своей родине? Приведите примеры из жизни или литературы. (Великий русский писатель И.С.Тургенев скончался вдали от Родины, во Франции, но завещал похоронить его в России, в Петербурге, на Волковом кладбище. Последние предсмертные слова, обращённые к Полонскому: "Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу").
- Сегодня мы с вами постараемся поразмышлять, проанализировать, понять и осознать, что жить достойно можно в нашей с вами любимой Республике Марий Эл.
2.3. Марафон «Наша республика»
- Обратите, пожалуйста, внимание на доску. Перед вами контурная карта Республики Марий Эл. Нам нужно заполнить ее. Работать будете в парах:
1-я парта. Обозначить столицу РМЭ, год ее создания и написать имя основателя.
2-я парта. Обозначить города своей республики, написать даты основания.
3-я парта. Обозначить районные центры.
4-я парта. Обозначить важнейшие реки своей республики.
5-я парта. Нанести на карту главные транспортные линии.
6-я парта. Написать ведущие предприятия своей республики.
7-я парта. Написать памятные даты истории своей республики.
8-я парта. Обозначить памятные места своей республики.
9-я парта. Написать имена выдающихся людей своей республики.
10-я парта. Привести стихотворные строчки, в которых прославляется наша республика.
(Ученикам раздаются листочки с заданиями)
Работа выполняется на интерактивной доске
2.4. Презентация о позитивных переменах в нашей республике
- У нас получился собирательный образ нашей республики. А какие же перемены происходят в ней в настоящее время, мы с вами узнаем из презентации, которую подготовили ребята из группы «Информаторы».
Показ презентации группы информаторов.
2.5. Беседа о социальной, культурной, спортивной жизни Горномарийского района, Пайгусовского и Сурского поселений
- Ребята, из презентации мы с вами сейчас увидели, как расцветает, меняется на глазах столица нашей республики – г.Йошкар-Ола.
- А какие перемены происходят в нашем районе, поселении, деревне? Улучшается ли жизнь на селе? Приведите примеры из социальной, культурной, спортивной жизни нашего района.
Беседа с детьми
2.6. Встреча с Бабушкиным А.А.
- Ребята, сегодня у нас в гостях замечательный человек – наш земляк, житель д.Пернянгаши, индивидуальный предприниматель, победитель республиканского конкурса «Предприниматель года – 2009» Андрей Аверкиевич Бабушкин.
Дети задают вопросы, беседуют с ним.
Примерные вопросы:
1. Андрей Аверкиевич, почему вы, выпускник высшего музыкального вуза, так резко сменили профессию и занялись капустой?
2. Как вы начинали свое дело?
3. Почему занимаетесь именно овощами?
4. Не жалеете ли о своем выборе?
5. Ваша цель в жизни.
6. Как вам пришла идея проводить мото- автокросс близ деревни Пернянгаши, на который приезжают спортсмены из многих регионов Поволжья?
7. Как можно открыть свое дело в настоящее время? Что для этого нужно?
8. На вашем примере можно убедиться, что жить достойно и преуспевать можно даже в такой отдаленной деревне от столицы нашей республики как Пернянгаши. Что бы вы пожелали нам, молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь?
- Спасибо, за интересную, содержательную беседу, за то, что вы, несмотря на трудности, живете и трудитесь на своей земле и прославляете свою малую родину далеко за пределами нашей маленькой республики. Надеемся, что встреча с вами поможет нашим обучающимся определиться с выбором жизненного пути.
(Материал о Бабушкине А.А. можно найти по адресу: http://www.marpravda.ru/news/business/2007/08/28/maestro/)
3. Заключительная часть – блиц-турнир «А что мы с вами можем сделать сегодня для процветания нашей республики?»
- Сегодня мы с вами познакомились с современной жизнью нашей республики, выявили и проблемы, которые нужно решить. А как вы думаете, что может сделать сегодня каждый из нас для того, чтобы жизнь в нашей республике стала еще лучше.
(Каждый ученик одним предложением, фразой отвечает на заданный вопрос. Ответы могут стать темой следующих классных часов)
4. Рефлексия.
- Наша встреча подошла к концу. Самое время подвести итоги.
- Насколько актуальной для вас была тема сегодняшнего мероприятия?
- Что вам особенно запомнилось, нашло отклик в ваших сердцах?
- Довольны ли вы своим участием в сегодняшней встрече?
- Что бы вы еще добавили в нашу карту? (Новые предприятия, спортивные объекты, туристические маршруты, благоустроенные родники, озера, места проведения соревнований в Горномарийском районе – «Аламнер», мото- и автокросс у д.Пернянгаши и т.д.)
- Ребята, я очень благодарна вам за активное участие в сегодняшнем разговоре, за искреннее мнение. Нашей республике очень нужны талантливые, образованные люди. Кому как не вам, юным, смелым, развивать ее, чтобы она дальше процветала, чтобы в ней жилось достойно не только вам, но и вашим детям. Желаю вам всего самого наилучшего, о чём только может мечтать человек: солнечного и мирного неба над головой, здоровья, счастья, добрых и верных друзей. Надеюсь, чтобы вы станете достойными детьми своих родителей, своей малой родины.
- И в заключение предлагаю послушать песню о нашей республике.
Звучит песня о Марий Эл