I. Оргмомент.
Слайд 1.
- Прочитайте стихотворение, которое будет девизом нашего урока.
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладони долетая?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно, надо не лениться,
А учиться и учиться.
- Что нужно делать, чтобы знать ответы на вопросы?
II. Минутка каллиграфии.
Слайд 2.
- Прочитаем стихотворение. О чем оно?
Уж тает сне*, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
- Сегодня к нам на урок пришла ВЕСНА. Вам нравится это время года? Чем она вам нравится?
- Как вы думаете, какую букву будем писать на мин. каллиграфии?
- Почему?
- Напишите полстрочки букву г.
- Не забудьте, что… (хором)
КРАСИВО ПИСАТЬ - КРАСОТУ ТВОРИТЬ.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
За картиной с изображением весны спрятаны слова
бере*
творо*
уро*
утю*
бе*
- Найдите лишнее слово.
- Почему?
- Запишите остальные слова.
III. Сообщение темы и целей урока.
Слайд 3.
- Вы можете сформулировать сами тему урока?
Слайд 4.
- Верно, сегодня на уроке вы будете упражняться в правописании парных согласных в корне слова.
IV. Проверка знаний.
1. Придумывание однокоренных слов.
- О каком дереве пойдет речь?
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
- Верно, береза.
Слайд 5.
- Придумайте, однокоренное слово к слову БЕРЕЗА, в котором будет проверяемая парная согласная.
- Запишите, обозначьте орфограмму.
- Проверим. (За картинкой березы находится слово БЕРЕЗКА)
- Какие еще однокоренные слова вы можете придумать к этому слову?
- Доп. вопрос: какие слова называются однокоренными?
2. Повторение парных согласных и правила проверки написания парных согласных.
- О какой птице пойдет речь?
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад- вперед по пашне вскачь,
А зовется птица …
- Верно, грач.
Слайд 6.
- Надо рассадить грачей на березы.
( На грудках грачей буквы Д, Т, З, С, Б, П, Ж, Ш, Г, К, В, Ф.
На березах слова - ЗВОНКИЕ, ГЛУХИЕ)
Два человека работают у доски.
- Остальные работают в парах. Рассказывают друг другу правило правописания парных согласных.
- Проверим учеников, работавших у доски.
- Проверим, как вы знаете правило.
Слайд 7.(занавес открывается)
3. Упражнение в написании парных согласных.
Дифференцированное задание.
В лесу, где березки столпились гурьбой
Подснежника глянул глазок голубой.
- Отправляемся в лес полюбоваться подснежниками.
Слайд 8.
- Кому, какие подснежники нравятся, тот такое задание и выполняет. Но имейте в виду, что синие подснежники найти в лесу труднее.
Задание под белыми подснежниками:
Мыши - мы*ка и т.д.
Задание под синими подснежниками:
…- гря*ка и т.д.
- Сформулируйте задания.
- Проверим. (Ученики у доски вставляют пропущенные орфограммы и называют проверочные слова).
4. Нахождение орфограммы.
- Поговорим о приметах весны.
Слайд 9.
ВЕСНА ДА ОСЕНЬ - НА ДНЮ ПОГОД ВОСЕМЬ.
- Почему так говорят?
(На доске облака со словами: ло*ка, клю*ка, но*ка, кры*ка и т.д.
А на тучках буквы - Ж, Ш.)
- Разгоним облака на небе. (Два человека работают у доски).
- Остальные списывают пословицу и находят орфограмму, которую мы сегодня повторяем.
- Проверим.
- Теперь небо ясное. Какой денек?
Физкультминутка.
( В верхнем левом углу значок «музыка»).
Звучит песенка « Какой чудесный день»- дети отдыхают.
5. Подбор проверочных слов.
- А еще говорят СИНИЕ ОБЛАКА В АПРЕЛЕ - К ТЕПЛУ И ДОЖДЮ.
- Сделаем погоду теплой и дождливой.
Слайд 10.
- Как вы думаете, какие слова должны стоять на месте «?» ?
- Верно, надо найти облачко с проверочным словом и поставить его на свое место.
?- дед дедка, дедкина, дедушка и т.п.
- Как называются эти слова?
- Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое, обозначьте орфограмму.
- Проверим. ( Два человека у доски расставляют облака и объясняют, почему то или иное слово является проверочным).
6. Восстановление предложения и нахождение орфограммы.
Слайд 11.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки.
Шумят, звенят, играют
Весною ручейки.
- Прочитаем слова, что нужно сделать?
ПО РУЧЬИ ДОРОЖКАМ ВЕСЕЛЫЕ ЗАЗВЕНЕЛИ
- Запишите свое предложение, обозначьте орфограмму.
- Проверим. ( Ученик на доске переставляет слова).
- В каком слове обозначили парную согласную, которую надо проверять?
- Обозначьте части речи.
- Подчеркните главные члены предложения.
- К глаголу подберите синонимы.
- Доп. вопрос: что такое синонимы?
7. Составление предложений.
Работа в группах.
Ясна, красна,
Пришла весна:
С полою водою,
С первой бороздою.
- Какие еще признаки весны вы знаете?
Слайд 12.
- Садимся по группам. Надо составить 1-2 предложения про…
1гр. картинка ЛЕДОХОД
2 гр. картинка ДОЖДЬ
3 гр. картинка ЗАМОРОЗКИ
4 гр. картинка ТРАВКА
8. Работа с омофонами.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
- Сейчас улыбнетесь и вы.
Слайд 13.
- Задание «путаница».
Среди колючих ро*
Подснежник синий ро*.
Из-под земли он долго ле*,
Его вернуть бы надо в ле*.
- Вставьте нужную букву, объясните.
- Правильно. Подснежник доволен вашей работой.
( К картинке с подснежником прикреплен звук, который вызовет улыбку у детей).
V. Итог урока.
Тест и самопроверка.
Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.
- Не ленитесь, внимательно читайте задания и записывайте верные варианты ответов.
Слайды 14-16.
-Проверим.
Слайд 17. «Проверь себя».
VI. Релаксация.
Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
- Вспомните девиз нашего урока.
Слайд 18.
- Выберите пословицу, которая вам больше нравится. На полянку рядом с этой пословицей посадите цветок мать-и-мачехи.
ЗАВТРА ПОУЧУСЬ, А СЕГОДНЯ ПОГУЛЯЮ.
ЗАВТРА ПОГУЛЯЮ, А СЕГОДНЯ ПОУЧУСЬ.
|