1.«Нарушение обмена микроэлементов в организме человека».
2. « Топография важнейших элементов в организме человека».
В настоящее время известно более 100 химических элементов, однако только небольшое число из них входит в состав живого на планете Земля, и в том числе в организм человека.
Наша лекция называется «Химия организма»
Цель лекции: повторить, обобщить и получить новые знания, новые сведения о химии нашего организме, т.к. о содержании и биологической роли биогенных элементов, таких как Na (натрий), K (калий), Fe (железо).
По ходу лекции вы будете выполнять разно уровневые задания:
1уровень: составления плана урока.
2 уровень: составление краткого конспекта урока.
Записи ведете в своих тетрадях.
Учитель: к элементам, играющим особо важную роль в жизнедеятельности организма человека относится 10 металлов: Na(натрий), K (калий), Mg(магний), Ca (кальций), Zn (цинк), Cu (медь), Co (кобальт), Mn (маргонец), Fe (железо), Mo (молибден).
И 6 элементов – органогенов: H (водород), O (кислород), N (азот), C (углерод), P (фосфор), S (сера),составляющих основу биологически важных молекул и макромолекул. Кроме указанных, в состав живых организмов входят: B (бор), Cr(хром), F (фтор), CL ( хлор), Br(бром), I (йод).
(Учитель пишет элементы на доске).
Учитель: состав и строение химических соединений в нашем организме., так же как и механизмы их превращений, ничем не отличаются от их аналогичных превращений вне организма. Однако, одно из главных особенностей химии состоит в том, что все химические реакции в живом организме начинаются, протекают, прекращаются под влиянием других систем организма, и в первую очередь нервной и гуморальной. В организме человека реализуется около 100.000 процентов, причем каждый из них представляет собой совокупность различных химических превращений.
Современная медицина широко исследует взаимосвязь между содержанием элементов в организме и возникновением различных заболеваний. Основоположником этого направления является В.И. Вернадский.
Оказалось что особенно чутко организм реагирует на изменив концентрации микроэлементов, то есть элементов присутствующих в организме в количестве меньше одного грамма на 70 кг массы человеческого тела. К таким элементам относятся медь, цинк, марганец, железо и др. Это может быть вызвано при непосредственном обогащении или обеднении организма этими элементами (первичные факторы) или в результате влияния различных воздействий внешней среде (вторичные факторы): ионизирующее излучение, химический состав пищи. Слайд № 1.
Например: при гипертонии отмечено уменьшение концентрации в тканях кобальт, при туберкулезе содержании меди снижается, а марганца увеличивается. Увеличение содержания меди в организме наблюдается при атеросклерозе. Дефицит хрома прослеживается при сахарном диабете, а кобальта и железа – при гипертонии у детей.
По мнению специалистов, современное человечество, особенно в больших городах, живет на грани нехватки многих элементов. В стрессовой ситуации скрытая нехватка может стать явной и привести к тяжелой патологии.
Органы человека по – разному концентрируют в себе различные химические элементы. Слайд № 2.
Учитель: химические элементы образования вещества, которые входят в состав клеток и тканей: например: КРОВЬ. Кровь – это ткань. Разновидностью какой ткани является кровь?
Ответ: соединительной.
Учитель: в состав плазмы крови входят различные соли. Главная из них – поваренная соль ( хлорид натрия NaCL ), но в организме эта соль находится в виде ионов.
Чему равна концентрация этой соли в плазме крови и как называется такой раствор?
Ответ: 0,9% ,физиологический.
Проблемная ситуация:
Привезли тяжелого больного, чтобы его поддержать, необходимо ввести физиологический раствор.
Задача: сколько граммов поваренной соли необходимо для получения250 гфизиологического раствора?
Дано
WNACI = 0,9%=0,009 W= m в-ва
m р-ра
m = 0,009*250= 2,25г
m = 250
mNACI - ?
Вывод: Ион натрия ( Na+ ) поддерживает осмотическое давление в крови, кислотно -щелочное равновесие, влияет на работу ферментов. Ион натрия – это главный внеклеточный ион.
Учитель: Основным внутриклеточным ионом является ион калия. Этот ион участвует в работе сердца – понижает возбудимость, проводимость, участвует в образовании мембранного потенциала, является активатором многих ферментов. Больше всего калия в кураге, изюме. Суточная норма:3,5 г. калия.
Решим задачу: сколько грамм кураги надо съесть, чтобы получить суточную норму в50 г. кураги содержится 1,017г калия.
Решение:
В 50г. кураги -1, 017г калия
В x г кураги – 3,5г калия
X =172г (кураги).
У доски стоят 2 человека.
1.Строение атомаNaиK
2.Электронная конфигурация; схема получения ионов Na+ и K+.
3.Сделать вывод: в чем различие атомов Naи Kот их ион6ов?
Учитель: В состав крови входят и гемоглобин (белок), а металл, входящий в гемоглобин – это железо, а точнее ион железа Fe3+ .
Из курса биологии вспомните роль гемоглобина (ответ учащихся).
Пробная ситуация: почему железо проявляет степень окисления не только +2, но +3. (Дополняет учитель).
Учитель: Представьте, что вы находитесь в лаборатории и с помощью химического эксперимента надо определить, в какой из пробирок находится ион Fe² + а какой Fe³+ .
Учитель знакомит учащихся 9 класса с особой группой кровяной солью и желтой кровяной солью и реактивом на Fe³+ - роданидом калия ( KNCS).
Учащиеся проводят лабораторные опыты по обнаружению Fe²+ Fe³+ ( качественные реакции). С помощью учителя записывают уравнения реакций, устанавливают признаки реакций.
Опыты делают в микролабораториях.
Учитель: подводит итог.
Учащиеся говорят о ключевых положениях усвоенных на уроке.
Домашнее задание: по уровням.
1.уровень: подготовить перечень продуктов, содержащих ион железа.( уровень А)
2.уровень: почему поваренную соль называют «белая смерть»?
Уважаемая Ирина Владимировна! У Вас получился интегрированный урок (химия и биология),ребята узнали о биологической роли таких важных элементов,как натрий,калий и железо.Продолжайте творить в том же направлении, удачи Вам!
На: Урок в 9 классе на тему "Химия организма"
На: Урок в 9 классе на тему "Химия организма"
Думаю, интересную и полезную информацию из этого урока дети усвоят качественно. Творческих успехов!