упражнять обучающихся в составлении предложений с использованием звуков Ш и Ж.
2. Коррекционно–развивающие:
·способствовать развитию логического мышления и слухового внимания
·способствовать развитию зрительного и слухового восприятия
·развивать артикуляционную моторику
·пополнять словарный запас обучающихся
·развивать тонкую моторику и кинетические навыки
·способствовать развитию координации речи обучающихся с движением
·способствовать развитию зрительной памяти
·профилактика нарушений зрения
3. Воспитательные:
·продолжить воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу
Ход занятия :
1.Организационный момент
Логопед :Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Сейчас логопедическое занятие и начинаем мы его с…..
Ученики : Девиза : «Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно!»
Логопед : Кто мне скажет, какое сегодня число?
Какой сегодня день недели?
А какой идёт месяц?
Какое сейчас время года?
Ученики : Сейчас время года зима
Логопед :А как вы узнали ?
Ученики : На улице холодно, лежит снег, деревья сбросили листву и стоят голые.
Логопед :Сколько всего зимних месяцев?
Ученики : Три.
Логопед :Назовите зимние месяцы
Ученики : Декабрь, январь, февраль
2.Вводная часть
Логопед :Ребята, на каждом занятии у вас присутствуют два весёлых человечка. Это…
Ученики : Звукознайкин и Словознайкин.
3.Определение темы занятия посредством постановки проблемных вопросов логопедом
Логопед :Звукознайкин приготовил для вас загадки, угадав которые вы сможете назвать звуки, с которыми мы будем работать на занятии. Слушаем первую загадку :
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
Ученики : Шарф.
Логопед :Молодцы! Какой первый звук мы слышим и произносим в этом слове ?
Ученики : В слове шарф первый звук Ш. (произносим его 3 раза)
Логопед :Слушаем вторую загадку :
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
Ученики : ?
Логопед: Трудная загадка? Нам поможет Словознайкин.( Золотой клубочек – это плод дуба, жёлудь)
Какой первый звук в слове жёлудь мы слышим и произносим ?
Ученики : В слове жёлудь первый звук Ж. (произносим его 3 раза)
Логопед :Кто догадался, какие звуки мы будем сравнивать ?
Ученики : Мы будем сравнивать звуки Ш и Ж.
Логопед :Молодцы! Сегодня на занятии мы будем работать со звуками Ш и Ж.
Характеристика звуков.
Логопед :Ребята, давайте дадим характеристику звукам, а потом составим схемки.
Чем похожи звуки Ш и Ж ? (согласные, всегда твёрдые)
Чем отличаются ? (Ш – глухой, Ж – звонкий)
Ученики :
Логопед :Слушаем ещё загадку от Звукознайкина :
Шелестя, шурша травой,
Проползает шнур живой.
Вот он встал и зашипел,
Подходи, кто очень смел!
Ученики : Это змея.
Логопед :Правильно!
Змея шипит : Ш-Ш-Ш. Давайте изобразим руками змею и пошипим.
Логопед :Слушаем следующую загадку от Звукознайкина :
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Ученики : Это жук.
Логопед :Молодцы!
Жук жужжит : Ж-Ж-Ж. Давайте изобразим руками жука и пожужжим.
Логопед :Ребята, в книгах у Словознайкина я нашла стихотворение, которое называется «ЗМЕЯ И ЖУК». Сейчас я вам его прочитаю.
Логопед :Чтение стихотворения « Змея и жук» :
На пеньке жучок сидел,
Сидел и песенки он пел.
Жужжал, жужжал и вот упал,
И сразу смолк и замолчал.
Упал он в яму, что была
И широка и глубока,
Как не старался, понял вдруг
Не сможет выбраться наш жук.
Тогда он стал жужжать, кричать,
Лесных зверей на помощь звать,
По счастью змейка мимо ползла,
Шипела и пела про дружбу она,
Услышала вдруг чей-то жалобный крик.
Кто же, однако, мог это быть?
К яме скорее змея подползла,
На дне жука увидала она,
В яму хвостик змеи опустился,
Жучок наш лапками ухватился.
Так помогла жуку змея,
Теперь они стали большие друзья.
И как соберутся они на лужке,
Усядутся рядышком на пеньке,
Жучок зажужжит Ж-Ж-Ж,
Змея зашипит Ш-Ш-Ш
О том, как чудесно на свете дружить.
Логопед :Ребята, вам понравилось это стихотворение?
Кто главные герои?
Ученики : Змея и жук
Логопед : Давайте встанем в круг, мальчики будут жуками ( будут изображать жуков и жужжать), девочки змейками ( будут изображать змеек и шипеть). Приготовились ?
Жуки жужжат.
Ученики : Ж-Ж-Ж.
Логопед :Змейки шипят
Ученики : Ш-Ш-Ш
Логопед :
Что главного хотел сказать автор этим стихотворением?
Дружба, ребята, важна не только жуку и змее, но и людям, нам с вами. Давайте возьмемся за руки. Я хочу, чтобы вы всегда были дружные, помогали друг другу. И чтоб дружба наша была крепкая – крепкая.
4. Основная часть ( устные и письменные упражнения)
Логопед :
Ребята, к нам на занятие сегодня придёт гость, чтобы узнать кто – надо отгадать загадку от Звукознайкина :
Его не растили –
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки,
Ручки – сучки.
Холодный, большой –
Кто это такой?
Ученики : Снеговик
Логопед :Молодцы! Да вот и он – снеговик, наш дорогой гость.
Ребята, а в какое время года живёт снеговик и почему?
Ученики : Зимой, потому что холодно, ему хорошо. Когда становится тепло, снеговик тает.
Логопед :Ребята, Снеговик из зимнего леса принёс для вас письмо. Давайте прочитаем, что тут написано?
Ученики : Письмо неумейкам
Логопед :А кто такие неумейки ? Неужели это вам письмо ? Может вышла какая – то ошибка?
В письме даны задания, их много и они, наверное, трудные.
Давайте постараемся их выполнить!
1.Игра с обручами.
Перед вами два обруча. Вам надо придумать слова со звуком Ш или звуком Ж и встать в нужный обруч : чёрный или жёлтый, назвать слово, составить с ним предложение.
2.Звуковая мозаика.
Все вы любите поиграть.
Вот игру и вынимайте.
Называется она : звуковая мозаика.
Если в слове есть звук Ш – кладём чёрный квадратик , если звук Ж – жёлтый
На: Тема: Дифференциация звуков Ш и Ж в слогах, словах, предлож