<!--[if !supportLists]-->I. <!--[endif]-->Проверка организации рабочих мест.
Учитель проверяет и напоминает учащимся о необходимых вещах на уроке.
<!--[if !supportLists]-->II. <!--[endif]-->Беседа по картине А.Пластова.
1.Беседа о зимних деревьях.
-Вспомните деревья, которые вы наблюдали в зависимости от породы, возраста, Какие они бывают?
-А какие у деревьев стволы?
2. Беседа по картине И.Шишкина.
- Рассмотрите картину И.Шишкина « На севере диком…», где линия и пятно как художественно –выразительные средства представлены с удивительной силой. Огромное пятно заснеженной и застывшей, как в волшебном сне. Могучей сосны чётко выделяется на фоне дальнего иссиня - голубоватого тёмного ночного неба
Так же темным иссиня - голубоватым пятном ложится тень от сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувство печали, грусти. Которым пронизана вся картина. Сразу вспоминаются слова стихотворения М Лермонтова:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
3.Беседа по картине А.Пластова «Первый снег».
План беседы:
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Почему мальчик и девочка выбежали на крыльцо своей избы?
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки как пушинки,
Вьются весело кругом.
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Какими здесь изображены дети?
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Почему девочка закинула голову и смотрит вверх?Что выражает её лицо? Чему она радуется?
4.А мальчик вышел только посмотреть на первый снег или решил что- нибудь сделать?
Эта милая, задушевная сцена написана искренне, правдиво, с горячей любовью к детям.
5.Как выглядит улица после выпавшего снега?
6. Что еще мы видим на картине?
7.Какое чувство у вас вызывает первый снег?
8.какое настроение создает у вас картина?
<!--[if !supportLists]-->III. <!--[endif]-->Показ изображения деревьев учителем.
-Хорошо ли видны деревья, красота их очертаний на фоне заснеженной земли?
На приколотом листе сероватого нейтрального тона выполняем рисунок двух лиственных деревьев зимой, попутно объясняя их строение.
Вначале легкой линией начинаем расположение земли и неба.
На земле размещаем деревья. За деревьями на рисунке будет небо. Намечаем одно дерево большое, другое чуть меньше, одно толще, другое тоньше, как это бывает на самом деле.
Сначала рисуется ствол-он книзу всегда толще, особенно у больших деревьев, от ствола рисуются сучья, длинные и изогнутые, на них много веток.
Используем сначала темную гуашь, затем вводим белую, покрывая снегом сучья и землю.
( Затем лист с доски снимается).
IV.Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз,нагнулся,
Два, нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик ,видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать ,
Надо на носочки встать.
V. Самостоятельная работа учащихся.
Учитель контролирует последовательность выполнения работы
- Давайте вспомнит правила работы с белым цветом:
-вода для промывания кисти должна быть чистой, иначе снег будет не белый;
-если в белую краску попадает грязная вода, то цвет её портится и рисунок получится грязным, некрасивым;
-промакивать кисть после промывания о салфетку.
V. Подведение итогов урока.
Выставка работ. Рассказ о красках, которыми рисовали. Основные приемы работы.
|
Учащиеся проверяют правильность расположения вещей на рабочем столе, наличие необходимых предметов.
Деревья бывают высокие и низкие, сильно разветвленные и не очень.
Характер стволов у каждого дерева различен: есть высокие, стройные, разветвленные, искривленные.
Примерные ответы учащихся (если нужного ответа нет, учитель сам рассказывает)
Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились: за одну ночь все кругом побелело
Выбежали на крыльцо девочка с маленьким братом. Девочка не успела даже одеться: накинула на голову большой теплый платок и в одном легком платье выскочила из избы. Только ноги успела сунуть в черные валенки.
Её брат оделся потеплее: в черный пиджак, на голову нахлобучил шапку, он спокойнее чем сестра, хотя тоже доволен, но, видимо, считает. Что ему полагается быть выдержанным, поменьше охать.
Восторг, радость и удивление выражает её лицо. Застыла на месте, не замечает, что снежинки падают на лицо, тают и растекаются прозрачными струйками.
Глаза весело улыбаются, блестят, рот полуоткрыт-счастлива, что дождалась первого снега.
Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши домов.
За углом избы видна часть деревенской улицы с избами и хозяйственными постройками.На их крышах тоже белеет снег.Небо серое,сплошь покрыто тучами.Ветрено. Снег кружится и крупными хлопьями устилает улицу, но кое-где уже тает ( у палисадника виднеется лужа воды).
Больше половины картины занимает стена старой крестьянской избы; рядом в палисаднике растет старая береза. На березу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо и возбужденно стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу.Эти птицы, примелькавшиеся ребятам, не улетают к зиме на юг, не боятся холода, а переселяются поближе к жилью человека.
Мы радуемся первому снегу, мы бегаем, начинаем лепить снеговиков, играть в снежки.
Радостное, праздничное, мы вместе с деревенскими детьми радуемся первому снегу, мы как бы чувствуем свежее, морозное дыхание природы.
Дети слова сопровождают
действиями.
На тонированной или белой бумаге гуашью выполняется рисунок.Намечают небо и землю.Место,отведенное под землю, покрывают белой гуашью, затем цветом намечают деревья( кто каие помнит- березу , рябину, тополь, дуб,кустики,птиц и т.д.)
Затем белой гуашью кончиком кисти можно изобразить падающий снег и шапки снега на ветвях.
|