Методические рекомендации "Речевые коммуникативные упражнения на уроках иностранного языка в среднем звене"
Submitted by Елена Владимировна Казакова on пн, 14/12/2009 - 12:38
ОГОУ СПО «Болотнинский педагогический колледж»
РЕЧЕВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ
Болотное, 2009
Печатается по разрешению научно-методического совета ОГОУ СПО «Болотнинского педагогического колледжа»
Сборник речевых коммуникативных упражнений на уроках иностранного языка в среднем звене /Составитель: Казакова Е.В.
Разработанные речевые коммуникативные упражнения помогут студентам и педагогам правильно организовать начало урока, вовлечь учащихся в реальное общение.
Введение
В данном упражнении идет реальная коммуникация. По терминологииЕ.П.Пассова его можно отнести к коммуникативному виду упражнений. Упражнение направлено на включение учащихся в реальное общение вситуации знакомства с учителем. Продуктом речевой деятельности являетсядиалог с учителем.
Речевые упражнения, построенные в диалогической форме,способствуют развитию лексических навыков учащихся: умений отвечать навопросы, умений задавать вопросы. Речевые упражнения, используемые вдиалогической и монологической формах способствуют развитию лексических навыков: умений строить монологическое высказывание по образцу;грамматических навыков умений употреблять грамматические структуры иумений строить предложения. Использование речевого упражнения на урокеиностранного языка помогает включить учащихся в устное речевое общение.На речевом упражнении можно обсудить различные темы, связанные с изучаемымматериалом на уроках и событиями, происходящими в нашей стране и зарубежом. Повторение одних и тех же диалогических единиц на речевой зарядкеобеспечивает прочность усвоения иноязычной речи, автоматизм ввоспроизведении речевых структур. Использование различных речевыхупражнений на речевой зарядке обеспечивает ситуативность высказывания,умение воспользоваться подходящим для данного конкретного случаявариантом высказывания, то есть сознательное использование речевыхобразцов.
Эффективной формой организации упражнений для обученияиноязычному говорению является диалогическая речь. Диалогизированные упражнения и совершенствование речевых лексико-грамматических навыков, являются средством развития умений диалогической речи. Диалог в устном вводном курсе не только цель, но и основное средство обученияиностранному общению.
Монологическая речьявляется средством развития творческой иинициативной речи учащихся, где центр тяжести процесса обучения языку, ив частности устной речи как инициативной коммуникативной деятельности, должен постепенно перемещаться с процессом запоминания и тренировки на использование творческого мышления учащихся.
В учебном процессе реальное общение необходимо, поскольку оноготовит к свободному общению. Поэтому так важно создавать на уроках иностранного языка ситуации реального общения, так как их участники будутвынуждены общаться на неродном языке. Именно этот тип реального общения может стать началом работы над развитием коммуникативной компетенции.
Перед ознакомлением учащихся с новой грамматической темой «Прямая икосвенная речь» была проведена речевая зарядка на повторение построения и употребления настоящего, прошедшего и будущего простых времёндействительного залога.
Как известно, речевая зарядка должна основываться на имеющихсязнаниях у учащихся. Поэтому перед объяснением нового материалапредлагается речевая зарядка на повторение ранее изученных тем.
Тема: Sports and Hobbies.
Teacher: Sports and Hobbies are very important things in our life. Do you agree?
Pupil: Yes, I do.
Teacher: Do you like sport?
Pupil: Yes, T do. / No, I don't.
Teacher: Did you do your morning exercises yesterday?
Pupil: Yes, I did. / No, I didn't.
Teacher: Is it important to take care of our health?
Pupil: Yes, it is.
Teacher: What was your favorite kind of sport?
Pupil: My favorite kind of sport was football.
Teacher: What was your hobby in your childhood?
Pupil: My hobby was playing computer games.
Teacher: Will your life become more interesting if you have a hobby?
Pupil: Yes, it will.
В конце урока учащимся предлагается выполнить тест.
Test.
Choose the right variant.
1) Do you like winter or summer sports?
a) Yes, I do.
No, I don't.
b)I like winter sports.
2)Will you play basketball with us?
a)Yes, I do.
b)No, I won't.
c)OK.
3)What is your hobby?
a)My hobby is reading.
b)My hobby was collecting stamps.
c)Playing games.
4) Do you watch sport news yesterday?
a)No, I didn't.
b)Was it interesting?
c)Yes, I do.
5)Does your life become more interesting if you have a hobby?
a)I don't think so.
b)Yes, it does.
c)No, I don't
Разработка комплекса речевых упражнений для формирования коммуникативной компетенции
Для формирования коммуникативной компетенции учащихся используются перечисленные ниже упражнения.
Речевая зарядка
Упражнение направлено на отработку дедукции, быстрого свободногообщения, а так же на развитие внимания и логического мышления. Учащимся предлагается речевая зарядка на повторение дней недели.
-What happens if you sneeze on Monday? Ученики отвечают:
-Sneeze for danger.
-What happens if you sneeze on Friday?
-No more sorrow,итакдалее.
Setting the Table.
Мы пронаблюдали, что при проведении данного упражненияформируется навык правильного понимания иноязычной речи.Упражнение направлено на отработку предлогов, позволяет развиватьвнимание и память. При выполнении не допускались опоры на родной язык.Данное упражнение содержит элементы прямого метода.
Учитель дает команду ученику, который должен выполнить еенемедленно, а если не понял, переспросить учителя.
Речевыеупражнения
Pick up the cup.9. The fork is on the table
Put it on the table.10. Pick up the knife.
The cup is on the table.11. Put it on the table.
Pick up the plate.12. The knife is on the table.
Put it on the table.13. Pick up the spoon.
The plate is on the table.14. Put it on the table.
Pick up the fork.15. The spoon is on the table.
Put it on the table.16.Thetableisset.
His.
Упражнение направлено на правильное понимание иноязычнойречи, правильное употребление лексических единиц.
Упражнение направлено на отработку притяжательного местоименияhis, и речевого материала в ситуации затрудненного общения. Данноеупражнение содержит элементы прямого метода.
К доске выходит ученик. Учитель дает ему команды, ученик повторяет их вслух, говоря о себе, и выполняет. Не допускались опоры на родной язык.
1. - Pick up the chalk -I pick up the chalk.
2.-Draw a boy. -I draw a boy.
3.-Draw a shoe.
-I draw a shoe.
4.- Draw a line from the boy to the shoe.
5.-I draw a line from the boy to the shoe. That's his shoe.
6. - Draw a shirt. -I draw a shirt.
7. - Draw a line from the boy to the shirt. -I draw a line from the boy to the shirt. 8.That's his shirt.
9.- Draw a pencil.
-I draw a pencil.
10. - Draw a line from the boy tothepencil.
-I draw a line from the boy to the pencil.
That's his pencil.
That's his shirt. His name is George.
Данное упражнение проводится на отработкуречевого материала в ситуации затрудненного общения.
Такое упражнение проводится в начале урока, как организационныймомент в форме речевой зарядки.
Упражнение проводится на одном из первых занятий. Наблюдаетсяправильное понимание иноязычной речи, употребление повседневных выражений, правильная постановка вопроса, правильный ответ на вопрос. Речевойматериал- have, has.
I am a student.You are pupils.I am a student. You study English. I study English too.I have English on Wednesday and Friday. And what about you?When do you have English? How many times?HowmanyEnglishclassesaweekdoyouhave?
Формирование у учащихся понимания фраз классногообихода,навык употребления повседневных выражений.
Особое внимание уделяется главной, разговорной части урока, гдеотмечается один психологический момент, а может быть, и трудность.
Во время создания ситуаций реального общения используются следующиефразы классного обихода:
Listen to me.
Turn over the page.
How do you translate this sentence?
Listen to my intonation.
Read the same.
Let's check up the exercise.
Write down. Take your daybooks and write down you homework.
Who wants to answer?
Ask and answer questions.
Let's begin/start.
Listen carefully.
Pay attention, will you?
Say it again.
That wasn't pronounced correctly.
What do you think?
Can anyone explain... ?
What do you think about... ?
Who would like to read... ?итакдалее.
Иногда на уроках употребляется стандартный набор фраз, с которых начинается каждое занятие. Кому-то говорим Hello, a кому-то говорим просто Hi. Также по-разному мы здороваемся в разное время суток - утром, днем и вечером.
Hello! I'm Sasha!
Hello, Sasha! I'm Ekaterina.
-Hello!
-Hello!
-My name is Olga. What is your name?
-My name is Sasha.
-Hello, Ekaterina!
-Hello, Olga. This is my brother.
-What is his name?
-His name is Vova.
-Hello, Vova.
-Hello, Olga!
- Hello, Ekaterina!
-This is my sister. Her name is Ira.
-Hello, Ira.
В таких диалогах ученики меняются ролями, что повышает их мотивационный уровень. Дети учатся спрашивать человека, как его зовут, сами отвечают на этот вопрос, а так же представляют своих друзей и родственников друг другу.
Также употреблялись диалоги с вопросами о возрасте.
This is my sister.
What is her name?
Her name is Ira.
How old is she?
Sheisfive.
С учениками обыгрывается воображаемая спортивная команда, в которую они входят.
Morning, boys!
Morning!
Sasha, what number are you today?
I'm number two.
- And you, Sasha, are you number four?
- Yes. I'm number four.
- Ira, are you number six?
- No. I'm number eight.
- Right.
Не надо сразу обременять ученика правилами английской грамматики ипытаться объяснить, почему мы говоримIam,youare,heis. Пока что онпросто запомнит это как слова песни или стихотворения, разбираться вспряжении глаголаtobeему еще предстоит в будущем.
В диалоги включаются для повторения глаголы, которыеиспользуются в ходе урока.
Учитель: Hello! I'm Elena Vladimirovna.
Come in. Come in, Sasha.
Come in, Katya. Come in, please.
Ученик: This is Olga.
Учитель: Hello, Olga! Come in, please.
Учитель: Good morning.
Ученики: Good morning, Elena Vladimirovna.
Учитель: Please, sit down.
Stand up please.
Say "Stand up".
Ученики: Stand up.Учитель: Say "please".
Ученики: Stand up, please. Please go to Olga. Stop.Учитель: Say "please".
Ученики: Please, stop. Sitdown,please.
Рассмотрим следующую ситуацию реального общения, котораявозникла при изучении структурыhave(got)...
Ученик: I have a pen.Учитель: I've got a pen.
Учитель: What do you have?Ученик: What have you got?
Ученик: I have a pen.Учитель: I've got a pen.
Учитель: What do you have?Ученик: What have you got?
Ученик: I have a pen.Учитель: I've got a pen.
Учитель: Oh! You have a pen!Ученик: Oh! You'vegotapen!
Такое упражнение подразумевает снятие у некоторых детей трудности вситуациях затрудненного общения.
Учащиеся умеют решать реальныекоммуникативные задачи, которые возникают на уроке иностранного языка впроцессе реального общения «ученик-учитель», «учитель-ученик», «ученик-ученик».
Комплекс речевых упражнений для формирования лексических играмматических навыков
1.Темаурока«Sports and Hobbies».Речевая зарядка в форме диалога. Цель: организация беседы по изучаемой теме.
Ход: учитель задаёт вопросы поочерёдно всем ученикам класса.Answer my questions.
Teacher: Sports and Hobbies are very important things in our life. Do youagree?
Teacher: Do you like sport?
Teacher: Do you do your morning exercise yesterday?
Teacher: Is it important to take care of our health?
Teacher: What was your favorite kind of sport?
Teacher: What was your hobby?
Teacher: Does your life become more interesting if you have a hobby?
В данном упражнении развиваются и лексические, и грамматическиеустные речевые навыки. Упражнение представляет собой диалог междуучителем и учащимися в форме «вопрос - ответ», следовательно, в процессе выполнения данного упражнения развиваются такие лексические навыки, какумение отвечать на вопросы.Таким образом, реализуется устное речевое общение на уроке в виде непринуждённой беседы.
2. Речевое упражнение«TheOlympicGames»используется на уроке английского языка в 5 классе.
Цель: активизация устно-речевого общения на уроке.
Ход: Учитель объявляет тему беседы и задаёт несколько вопросов классу.Затем один ученик презентует небольшое монологическое высказывание потеме, предлагает высказать своё мнение.
Teacher: Let's talk about the Olympic Games.
Teacher: Do you watch the20th winter Olympic Games?
Teacher: Do you know where they are held?
Teacher: What kind of winter sports do you know?
Teacher: Good. Tell us about the 20th winter Olympic Games.
Pupil: The first Olympic Games were held in 776 B.C. in Olympia, Greece. Thegames were held every four gears. Russia joined the Olympic Games in 1952. Since then Russia has won many gold, silver and bronze medals.
The 20th winter Olympic Games were held in Turin, Italy. It started at the 11th and finished at the 26th of February.
В данном упражнении развиваются лексические умения по теме «SportsandHobbies», умения задавать вопросы и отвечать на них, умение вести беседу, а так же умения воспринимать иноязычную информацию на слух.
3.St.Valentine'sDay.
Различные праздники, которые отмечают в странах изучаемого языка и внашей стране так же не должны проходить незаметно. Рассказать о традициях ипраздниках в странах изучаемого языка можно, непосредственно, на речевой зарядке. Например: День Святого Валентина.
Цель: активизация устно-речевой деятельности на уроке.
Ход: учитель или ученик делает сообщение на определённую тему. Затем предлагает ответить на вопросы.
Teacher: Do you know what holiday we are going to celebrate?
Teacher: St. Valentine's Day is a national holiday/ it is necessary to go to work,school on this day. It is day of all lovers. Valentine is the most popular present for this day. It is a greeting card or a little present, that is written "is my Valentine"without the name of the sender.
Teacher: Do you celebrate this holiday at school and at home?Teacher: Do you like this holiday?
Использование речевой зарядки целесообразно, если содержаниеупражнения соответствует содержанию изучаемой темы. Данное упражнение эффективно не только при изучении культуры и традиций англоязычных стран, но и на любом уроке в старших классах.
4.Для того чтобы прочно закрепить в памяти изученную лексику,необходимо как можно шире использовать её в речевых упражнениях: присоставлении диалогов, рассказов, ответов на вопросы, при написаниисочинений. На речевой зарядке используется упражнение«Составьтепредложения».
Цель: употребить изученную лексику в предложениях.
Ход: на доске размещены слова, с которыми необходимо составитьпредложения.
Hobbypetyouth
Pastimeto attendearth
societycircle to take care of
Учащимися были составлены следующие предложения:
My hobby is dancing.
My favorite pastime is watching TV.
Do you attend any clubs?
Earth is our home.
We must to take care of our health.
I have two pets: a cat and a dog.
Лексические упражнения способствуют развитию умений задаватьвопросы и отвечать на поставленные вопросы. Составление предложений сопределёнными лексическими единицами является подготовительнымупражнением к участию в диалоге.
5.На речевой зарядке так же широко используютсяграмматическиеупражнения. Например: Составление небольшого рассказа о том, что вы делаливчера используяPastSimple,PastPerfect.
Цель: употребить изученные грамматические структуры при составлении устного монологического высказывания.
Ход: учитель даёт задание классу: напишите несколько предложений отом, что было вчера и расскажите классу.
Данное задание может быть домашним, тогда на речевой зарядке безлишней траты времени учащиеся смогут представить рассказы, подготовленныедома.
Yesterday I got up at 7. I washed? Dressed and had breakfast. Then I went toschool ...
6.Тема речевого упражнения подбирается учителем. Она может быть связана стемой урока или злободневностью текущих событий, но переход от речевого упражненияк центральной части урока должен осуществляться логично.
«Обсуждение домашнего задания».
Цель: активизация устно - речевого общения на уроке.
Ход: учитель задаёт несколько вопросов классу, чтобы выяснить какиетрудности возникли с выполнением домашнего задания.
Teacher: What did we lean last lesson?
Teacher: What was your home task?
Teacher: Are you ready with your home task?
Teacher: What was difficult for you?
Teacher:Let'scheckup.
Ученики могут назвать трудности выполнения домашнего задания,исправить ошибки, задать вопросы перед тем, как проверить. Диалог учителя склассом в виде учебного общения используется довольно часто. Данноеупражнение способствует развитию лексических и грамматических навыковучащихся, умений отвечать на вопросы, задавать вопросы, строитьпредложения.
7.Речевое упражнение в форме диалога используется достаточно широко. Она позволяет всем учащимся быть включенными в иноязычное общение на уроке.
«Daysoftheweek»
Цель: повторение форм настоящего, прошедшего и будущего простыхвремён в ситуации реальной коммуникации.
Ход: учитель задаёт вопросы всем ученикам по очереди.
Pupil: No, we weren't. We weren't at school yesterday.
Teacher: Will you be at school tomorrow?
Pupil: Yes, we will. We'll be at school tomorrow.
Речевое упражнение построено таким образом, что ученики повторяютизученные грамматические формы, отвечая на вопросы. Использование подобных лексических единиц на каждом уроке способствует усвоению структуры вопросительных, отрицательных и утвердительныхпредложений, а так же правил употребления в речи простых времён.
8.Речевое упражнение на уроке иностранного языка в первую очередьреализует учебное общение, то есть диалог между учителем и учащимися ввиде вопроса.
«EverydayDialogue»
Цель: активизация учебного общения на уроке.
Ход: учитель задаёт вопросы поочерёдно всем учащимся класса.
-Is anybody absent?
-What day is it today?
-What is the date?
-What day was it yesterday?
-What day will it be tomorrow?
-What is the weather like today?
-Is the weather good for ... ?
-What was your homework for today?
-Was the English homework difficult?
-How long did it take you to prepare it?
-Let's check your homework.
В ходе беседы развиваются лексические и грамматические навыкиучащихся: умения отвечать на вопросы, строить предложения. Данныедиалогические единства доведены до автоматизма и ученики готовы отвечать на подобные вопросы, они не вызывают затруднений с использованиемлексических единиц и грамматических структур.
9.Учащимся 5 класса на много интереснее подготовить своисобственные диалоги, чем отвечать на вопросы учителя. Подготовка к речевойзарядке начинается на предыдущих уроках так, чтобы сразу после организационного момента ученики были готовы разыгратьдиалоги. Различные зрительные, слуховые опоры помогают построить диалог по образу.
«Sportinourlife».
Цель: организация устно-речевого общения на уроке.
Ход: ученики составляют диалоги по данному образцу.
Mary: Sport is very important for our life.
Bill: You are right. My favourite subject at school is physical training. What'syour?
Mary: I don't likephysical training best of all but I do morning exercises everyday and I attend a sport school.
Bill: I like football and basketball.
Mary: I prefer tennis and volley-ball. What do you think about swimming?
Bill: I attend a swimming pool ones a month.
Речевая зарядка с использованием образца позволяет ученикам, заменяя определённые формы, слова и предложения составлять свои собственныедиалоги, активизируя знания, полученные на предыдущих уроках. Развиваютсялексические навыки: умения задавать вопросы, отвечать на вопросы; играмматические навыки: умения строить предложения.
10.Умение составлять монологическое высказывание по образцу, с использованием зрительных и слуховых опор, так же развиваются и на речевом упражнении.
«MyHobby».
Цель: развитие монологической речи.
Ход: ученики составляют монологическое высказывание по образцу.
My hobby is reading. I like to read books since I was a child. We have many books at our home. I attend The Central library in our town. The first book that I read was «Christmas Books» by Charles Dickens.Since than reading is my favourite pastime.
В ходе данного речевого упражненияразвиваются такие лексические навыки, как умение употребить в речиизученные фразы и выражения; и грамматические навыки такие, как умения строить предложения и составлять монологическое высказывание по образцу.
11.FOODFAIR
Задачи:
Обучающая: помочь овладеть диалогом этикетного характера, диалогом-обменом мнениями, полилогом (способностью к общению в группе).
Развивающая: развить сенсорное восприятие учащихся, коммуникативные умения и навыки в процессе общения на языке, умение подготовить связное высказывание по теме.
Воспитательная: формировать мотивацию к изучению английского языка, формировать уважение к культуре и традициям других народов.
Оборудование: вывески, меню, приглашения, карточки с загадками и ребусами, плакаты, шары, жетоны, блюда, столовые приборы.
ХОД УРОКА
I.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Teacher: Good morning dear friends, we are having a Food Fair today. Do you want to visit it? Let's begin. Meet Pete and Pat. They are clowns and they want you to be
happy at our Food Fair. You are welcome!
II.РЕЧЕВОЕУПРАЖНЕНИЕ
Clown 1: Hi.
Clown 2: Hello, friends! Answer our questions, will you?
1. Do you like fruit (meat, vegetables)?
2. Which fruit (vegetables) do you like?
3. What kind of food do you like?
4. Have you ever had a butter and cheese sandwich?
5. Is Coca-Cola worth trying?
6. What do you order when you go to a cafe or restaurant?
7. What is your favourite food?
8. What do you usually have for breakfast?
9. Have you ever tried hot dogs?
10. Which drinks do you like and which don't you like?
11. Do you know what a sandwich is?
12. What would you like to try at our Food Fair?
Учащиеся, правильно ответившие на вопросы клоунов, получают жетоны, выполненные из картона в форме яблока или помидора.
12.Things Used To BeDifferent Many Years Ago
Урок английского языка был проведен в 5 классе.Учащиесязанимаются по УМК И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой.
Задачи:развивать умения учащихся воспринимать иноязычныйтекст как источник информации; развивать умения и навыки устнойречи на основе услышанного текста; развивать языковую догадкупри переводе некоторых незнакомых слов.
Речевое упражнение. Беседа о погоде.
Why is it so cool in our classroom? (closing the window)
Is it cold today? How do you find the weather today?
Do you like it? Why do you like such weather?
Who dislikes today's weather? Why don't you like it?
Prove that the weather is fine today.
We are having terrible weather today, aren't we?
13.Wild and Domestic Animals
Целиурока:
1. Развивающая:
*учить детей умению слушать речь учителя;
*развивать навыки восприятия иностранной речи с магнитофонной записи;
*развивать и поддерживать интерес к изучению английского языка.
2. Воспитательная:
*создать условия для общения в процессе урока;
*учить детей умению уважительно относиться друг к другу.
3. Практическая:
*активизировать изученные структуры в кратких высказываниях
по теме;
*закрепить изученный материал в небольших диалогах, ролевых
играх;
*применять изученный материал в реальных ситуациях.