Я начинаю урок с эмоционального всплеска. Это своеобразная зарядка, которая позволяет проникнуть в далекий, так непохожий на современность, 18 век. Происходить подключение всех органов чувств. Интеграция со смежными дисциплинами и применение ИКТ позволяет продемонстрировать иллюстрации, прослушать музыку того времени.
Одним из условий проведения урока в режиме личностно ориентированной технологии является актуализация субъектного опыта. Учащиеся в форме игры «Аукцион» называют черты того времени, записывают их на табличках и закрепляют на столах , создавая атмосферу того времени, далее аукцион продолжают ассоциации учащихся. Подключается воображение учеников, возникает опора на внутренние мотивы, происходит самооценка состояния.
Далее учитель переходит непосредственно к теме урока.
На фоне величественного идиллического 18 века на небе вспыхнула новая звезда – поэт, ученый энциклопедист…Учителя перебивает ученик, подготовленный заранее. Он вносит интригу(движущую силу урока), которая из скучной лекции с перечислением фактов жизни Ломоносова превращает урок в дискуссию. Здесь элемент театральной педагогики оказался к месту.
Сформулированы 2 позиции: Ломоносов достоин того, чтобы о нем говорили на уроках, и Ломоносов льстил знати, чтобы достичь благополучия, поэтому не достоин того, чтобы о нем говорили на уроках.
Далее проводим инструктаж, используя памятки, о правилах ведения дискуссии.
Каждая группа приводит свои аргументы, отстаивая свою позицию. Для того чтобы разнообразить дискуссию, использую прием « проживания образа» (элемент театральной педагогики) и прием «ступеньки интеллекта». Эти приемы помогают организовать диалог от имени Ломоносова сквозь века. Это вызывает повышение интереса учащихся, так как комбинирует знания, переводит их в образы, допускает использование вымысла. И вот ученик – созидатель, творец. Это самоутверждение очень важно в таком возрасте.
Факты из жизни Ломоносова, которые говорят о его гражданской позиции, основаны на опережающем задании, но условия подачи несколько иные, недостаточно рассказать биографию, необходимо оценить, выявить факты, которые необходимы для аргументации, то есть проявить навыки критического мышления.
Для актуализации «Я»-концепции можно акцентировать внимание на вопросе: «Какая черта привлекла вас? Есть ли она у вас?»
Далее начинаем работу с текстом оды. Активизирует внимание викторина, определяющая уровень знания текста, или работа с иллюстрациями ( назвать эпизод, подобрать ключевые слова, продолжить фразу, сопоставить иллюстрации).
Вопросы, которые формулируют ребята, работа с текстом, поиск ответов на вопросы – элементы исследовательской работы.
После подведения итогов дебатов этап рефлексии, которую можно провести в форме хокку или любой другой форме. Далее ученики сдают судейские протоколы . Учитель вносит в них и свою отметку, комментируя работу каждого.
В качестве домашнего задания ребята могут выбрать одно из предложенных учителем: либо репродуктивного характера (доказать принадлежность произведения жанру ода), либо творческого(написать письмо-ответ А.Н.Радищеву)
Чтобы реализовать все вышеперечисленное на уроке, описанные методы и приемы должны применяться при учете индивидуальных, психологических особенностей детей класса, в сочетании с активными методами работы, созданием ситуаций выбора и успеха, доверия и поддержки.