Каждый народ внёс что-то своё в мировую культуру. Сегодня мы поговорим о странах, которые, несмотря на то, что цивилизации в них возникли позже, чем в Египте, Вавилоне, дали миру ткани из хлопка, бумагу, компас, различные разновидности книг, порох и т.д.
Это Индия и Китай. Давайте обратимся к карте.
Отметить флажками: Гималаи, Инд, Ганг, Великая китайская стена, Хуанхе, Янцзы.
Как же жили индийцы? Что такое каста?
Обратимся к доске – изображение Брахмы.
Учащиеся по очереди заполняют плакат маркером (1-2-3-4)
Ребята, давайте поработаем с цветом:
·Какой цвет одежд отличал вайшья? (жёлтый)
·Какой цвет одежд отличал кшатрий? (красный)
·Какой цвет одежд отличал брахманов? (белый)
·Какой цвет одежд отличал шудр? (чёрный)
Дополнительные вопросы (по цветным карточкам):
I.Кто имел право говорить от имени бога, высказывать его волю? (брахманы – белый)
II.Эти люди платили налоги, занимались земледелием, торговлей? (вайшья – красный)
III.Им доставалась большая часть военной добычи? (кшатрии – красный)
А что нового вы узнали о кастовом строе?
Итак, кастовое неравенство диктовалось самой жизнью и существовало в Индии вплоть доXXвека.
Задания:
1.О чём идёт речь? (Индия – родина хлопчатобумажных тканей и сахара)
2.О каких сражениях идёт речь? (о шахматах)
3.Работа с доской (о способах счисления)
(1-0-2-1)
III. АЛГОРИТМ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Мы узнали об Индии, её природно-климатических особенностях, об образе жизни индийцев. О Китае же мы говорили лишь в общих чертах. Сегодня мы узнаем много нового об этой стране.
Ребята, мы уже говорили с вами, что индийцы делали свои книги из пальмовых листьев. Китайцы же делали свои книги из бамбука. Бамбуковые дощечки протыкались, в них подевали бечёвку и связывали дощечки. Эта связка и была книгой. (с.102-103 учебника)
Учёному китайцу нужно было запомнить тысячи иероглифов, которые наносились на дощечки чёрной тушью сверху вниз. Китайские иероглифы, как и египетские, произошли из рисунков. Например, догадайтесь о значении слова.
Задание 4– «раб», «пленник»
Работа с доской
Знатоком таких книг и мудрецом, которого почитали китайцы, был КОНФУЦИЙ.
Жил в 5 в. до н.э. (портрет на доске)
Ребята, у вас было задание узнать о нём из дополнительной литературы.
(СООБЩЕНИЕ)
Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времён.
Высшая добродетель – уважение к старшим. В старинных книгах было написано, что младшие должны оказывать знаки уважения старшим, дети – родителям.
Ребята, близки ли вам эти обычаи? Считаете ли вы это важным?
Кроме уважения к старшим, ученики Конфуция считали, что мудрость к человеку приходит со знанием старинных книг (многие из них помнили огромное количество книг наизусть)
Высшим божеством у китайцев считалось Небо. «Сын Неба» - царь. Свои земли китайцы называли «Поднебесная».
Работа с текстом учебника «Так говорил Конфуций»
Ребята рассуждают на тему, кого Конфуций считал настоящим учёным.
Облик воспитанного китайца: снимает туфли перед входом в дом, сидит, подогнув пятки, ест с помощью двух палочек, волосы собраны в пучок, со всеми вежлив: не грубит тем, кто ниже, не заискивает перед тем, кто выше.
Правителям Конфуций советовал относиться к подданным, как к своим детям. Мудрый правитель – не мучает людей жестокими наказаниями, а терпеливо воспитывает их – своим примером.
Таковы основные положения учения Конфуция. Давайте разгадаем кроссворд.
(Задание 5)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тема звучит: «Путешествие на родину чая с сахаром». Ещё в древности китайцы научились выращивать чайные кусты. Несколько раз в год они собирали с них листья. Потом их тщательно раскатывали на досках, чтобы отжать как можно больше сока, сушили. Лист сворачивался в трубочку, и тогда его заваривали кипятком.
Задание 6.Этот настой прогонял усталость и продлевал жизнь.
А в Древней Индии появился сахар (инд. «сахара»), когда сок из сахарного тростника уваривали на огне.
Вот и получается, что эти две страны являются родиной самого популярного в мире напитка.
(Если останется время: о Великой китайской стене – информация из дополнительной литературы)
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Казалось бы, лишь немногие сохранившиеся сооружения могут напомнить нам о трудолюбии народа, могуществе царей. Но и в нашей повседневной жизни мы продолжаем пользоваться изобретениями, которые были сделаны давным-давно. Конечно, в рамках одного урока мы не могли рассмотреть все эти изобретения. Это и арабские цифры, которые арабы признают индийскими, шахматы, компас, бумага, ткани из хлопка, наконец чай и сахар. Каждый народ обязательно вносил что-то своё в мировую культуру.
Домашнее Задание:Описать какое-то одно из понравившихся изобретений.