Значение культурного наследия Петровского времени.
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
1. Изменения в дворянском быту
- Откроем презентацию «Мужской и женский костюм»:
А) дворяне и бояре XVII века;
Б) дворяне и бояре в первой четверти XVIII века.
Внимательно рассмотрите иллюстрации и найдите различия во внешнем облике дворян и бояр. ( учащиеся отвечают) (Презентация)
Задание: Во второй половине XVII века издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранной не носили. Зная о реформах Петра, Определите, как должен был отнестись он к этому указу. Почему?
На рубеже XVII-XVШ вв. ПетрIввел новый счет лет. 7208 г.от сотворения мира по старому календарю был объявлен 1700 г. отРождения Христова. Новый год предписывалось считать не с1 сентября, а с 1 января. Этот день считался всеобщим праздником.Друг друга надо было поздравлять, украшать дома елями или соснами, веселиться.
Учитель отмечает, что манерами, воспитанием и образованием ПетрIобязан Немецкой слободе. Возможно, и это повлияло налюбовь ПетраIк зарубежным традициям. После возвращения Великого посольства из Европы (1698 г.) ПетрIначал активно вводить одежду европейского образца.
Рекомендуется представить иллюстрации: «ПетрIза работой», художник ХудояровВ.; «Петр Великий», художник В. Серов.
Учащиеся видят изображение фигуры ПетраI, одетого в иностранное платье.
Учитель отмечает, что любимой одеждой ПетраIстановитсяплатье голландского матроса.
Сразу же после возвращения Великого посольства был введен указ о бритье бород. Разрешалось оставлять длинные бородысвященникам и крестьянам.
Показывается рисунок « Бородового знака»
1700 г. - указ об обязательном ношении венгерского или немецкого платья.
Учитель отмечает, что царские указы предписывали бритьбороды, одеваться не в длиннополое русское платье, а в короткиеевропейские кафтаны, носить башмаки. А дворянские жены и дочери также сменили русские душегрейки на европейское платье сглубоким декольте, что еще недавно считалось бесстыдством. (Презентация)
Учитель отмечает, что недовольных было очень много. Например: портным было запрещено шить русскую одежду. А продавцам длиннополого платья и сапог и тем, кто осмеливался носить бороду,угрожала ссылка на каторгу и конфискация всего имущества.
Вопрос: Во что выливалось это раздражение народа? (отвечают)
Учитель обращает внимание на факт, что очень активно самПетрIвзялся за введение одежды европейского покроя. Например,на пирах ПетрIсам обрезал длиннополые платья у дворян и стригбороды знатным гостям.
К нововведениям этого времени относилось следующее: подданные обязаны были пить чай, кофе, курить табак. Надо было носить парики и женщинам, и мужчинам.
Учитель отмечает, что признаком внедрения европейских обычаев становятся общественные собрания в дворянских домах - ассамблеи. Следовательно, ПетрIпринуждал дворян к новым формам проведения досуга. Ассамблеи были введены в Петербурге в 1718г.
Ассамблеи устраивались знатными (приближенными) людьми царя поочередно.
Итак, ассамблеи - торжественный прием гостей в знатныхдомах. (Презентация) (запись в тетрадь)
ПетрIсам составлял правила ассамблей и поведения на нихгостей. На ассамблеи можно было прийти без приглашения, но собиралось там исключительно избранное общество: высшие вельможи, чиновники, офицеры, корабельные мастера, богатые купцы,ученые.
Начинались ассамблеи с 16-17 часов вечера и продолжаласьдо 22 часов вечера. На ассамблеи полагалось приходить с женами идочерьми.
Петр 1 покончил с изоляцией русских дворянских женщин вхоромах и теремах. Следовательно, женщины вопреки вековым старинным традициям могли участвовать в ассамблеях.
Что происходило на ассамблеях? Танцевали, беседовали, веселились, играли в шашки, шахматы. Сам ПетрIхорошо играл в шахматы, страстным шахматистом был и Меншиков.
Ассамблеи были школами светского воспитания, молодежь обучалась хорошим манерам, правилам поведения в обществе, искусству общения. Дворянский быт сильно менялся.
Сам император стремился и искал того, чтобы русские молодые дворяне усваивали хорошие манеры, умели ездить верхом, говорить на иностранных языках, красиво говорить, красноречиво писать, доброжелательно общаться друг с другом. И таким кодексом поведения молодого поколения дворян опубликованная переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».
Работа с учебником,с. 145, вопрос № 3, отрывок из «Юности четное зерцало».
Дополнительно учитель говорит и о следующем факте: КогдаПетрIприглашал гостей в Петергоф - загородный дворец, всегдапредупреждал: «Не разувся, с сапогами или башмаками, не ложиться на постели».
Учитель говорит об изменениях дворянского быта. Но в жизни крестьян, простых горожан изменений не произошло.
Учитель подводит к выводам:
1) Определяющим мотивом нововведения ПетраIбыло его чрезмерное стремление в короткий срок сделать россиян европейцами.
2) Одной из основных целей учреждения ассамблей было стремление ПетраIсоединить все русское общество в одно целое, сблизить русских с иностранцами, увеличить московскую разрозненность.
3) «Европеизация» ПетраIположила начало глубокому разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Почему?
Учитель показывает иллюстрации с изображением дворянина первой четвертиXVIIIв. и русского крестьянина. Дворянин питался, одевался, красиво проводил время. Был напудрен, лицо было гладко выбрито, говорил на иностранном языке. Русскому, необразованному, полуголодному, полуголому мужику, крестьянину он подчас казался иностранцем, а не русским барином.
Иллюстрация картины «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова
Спустя много лет это и обернется недоверием русского крестьянина к любому образованному человеку.
2. Архитектура.
Учителю рекомендуется „представить этот вопрос так, чтобы у учащихся сложилось яркое представление об архитектурной эпохе ПетраI– это, прежде всего, строительство Санкт-Петербурга.
Рекомендуется использовать разнообразный иллюстрационный материал и картосхемы «Рост территории Москвы в XVI-XVII вв.», «Застройка Санкт-Петербурга в первой четвертиXVIIIв.». ( Презентация - карты)
Этот вопрос целесообразно изучить в форме заочной экскурсии по Санкт-Петербургу или в форме образного иллюстрационного рассказа учителя. В любом случае рекомендуется использовать представленный материал.
Русская архитектура первой четвертиXVIIIв. - это архитектура строящегося Петербурга. Город строился не только как столица Российской империи, но и как идеальный образ новой государственности, как яркий пример отказа от «старины».
Строительством Санкт-Петербурга ПетрIпреподал уроксвоим подданным. Построить город на болоте, почти на границе сЕвропой, в условиях Северной войны - почти невозможная затея.Но ПетрIэто сделал, и 1703 г. - год закладки города - стал рубежом перехода России к эпохе нового времени. В 1711 г. столица перенесена в Петербург и начался «петербургский период» русскойистории.
Архитектурный облик Петербурга определил и его географическое положение. Это не континентальный, как древнерусские города, в том числе Москва, но и не морской, как многие порты Европы, Петербург построен в речной дельте и вблизи моря.
Главный проспект и начало Петербурга - Нева. А лицом новый город обращен к Балтийскому морю. Возможно, эти географические особенности определяли масштабы петербургских площадей, протяженность и направления улиц, облик зданий.
Учитель обращает внимание на картосхему застройки Москвы. В ней прослеживается стихийная схема средневековых городов -центральная крепость, окруженная стеной, со временем за стенойстановилось тесно, стихийно возникали слободы за чертой укрепления и с целью безопасности слободы окружали новой стеной.
Учащиеся видят - на картосхеме Москвы у Кремля появилсяКитай-город, Белый город, Земляной город. Следовательно, планировка городов было кольцевой, застраивались они без определенного плана. Москва росла несколько веков, постепенно приобретаясвой художественный облик.
Санкт-Петербург был воздвигнут за полвека, и был задуман как регулярная застройка каменными домами, а эта система создавала городские ансамбли.
В 1714 г. ПетрIзапретил каменные строительства в других городах России, так как все силы требовались Санкт-Петербургу -новой столице.
ПетрIне желал в стиле города на Неве ничего московского, к строительству Петербурга были приглашены архитекторы из Европы или их последователи. Стиль города создается как единство пространства, игры света и тени, красок и звуков, линий и силуэтов зданий. В Санкт-Петербурге это проявилось в сочетании низкого северного неба и реки, свинцово-серой Невы и вертикалей позолоченных шпилей, охристо-белой окраски зданий, мрамора и гранита.
Учитель обращает внимание на картосхему застройки Санкт-Петербурга.
Сразу видно, что город строился по четко разработанномуплану. Проспекты города были широкими, прямыми. Улицы новой столицы - прямые, пересекали проспекты под прямым углом. Домастроились по утвержденным проектам, были обращены фасадамина проезжую часть проспектов. Дома строились каменные, двух-трехэтажные. В эти годы был построены Адмиралтейство на противоположном берегу Невы, Гостиный двор, здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, Петропавловская крепость на Васильевском острове (эти постройки становятся основой городской планировки).
«Петр строил свой город как корабль» (по мнению историка Е. Анисимова), оберегая его от воды, от огня, от времени - то естьна века. (Презентация)
Учитель представляет иллюстрацию Петропавловской крепости - первый архитектурный акцент Санкт-Петербурга, - со всехсторон окруженной водой.
Первые здания города напоминали Голландию и Англию.Например, Летний дворец ПетраI- архитекторы Д. Трезини,А. Шлютер - построен в 1710-1714 гг. на левом берегу Финскогозалива. Это уютный двухэтажный особняк с «голландскими» окнами, с садом. Обращаем внимание на некоторые архитектурныеприемы:
• углы дома закреплялись декоративной рустовкой;
• фасад отштукатурен, выкрашен в два цвета;
• фасад подчеркнут простыми наличниками окон и рельефом;
• рельефы посада расположены между окнами первого и второго этажей.
О чем рассказывает сюжет рельефа? О борьбе России за выход к Балтийскому морю. Дворец построен в голландском стиле.Он расположен в стороне от главной аллеи Летнего сада, практически, как и в Голландии, где дом хозяина находился как бы в укрытии от посторонних глаз.
Далее рассказывается об архитекторе Д. Трезини. Именно онпостроил первые здания Санкт-Петербурга: Петропавловский собор, крепость Кронштадт, здание Двенадцати коллегий.
Доменико Трезини
• Годы жизни: 1670г. - 1734г.
архитектор
Итальянец, родом из Швейцарии. Учился в Италии. С 1699 г. работал в Дании, откуда в 1708 г. был приглашен послом А. П. Измайловым на русскую службу как фортификатор. В 1704— 1705 гг. работал в Кронштадте, в 1705—1706 гг.— в Нарве, с 1706 г. до конца жизни — в Санкт-Петербурге.
Будучи ближайшим помощником Петра I, фактически возглавлял все строительство в Санкт-Петербурге. В 1726 г. получил чин полковника фортификации. Первый архитектор Санкт-Петербурга. (презентация)
Представляется иллюстрация Петропавловского собора архитектора Д. Трезини (1712-1733 гг.) (Презентация) и иллюстация в уебники крестово-купольного храма.
Учащиеся видят, что Петропавловский собор не был похож на более всего известный в России крестово-купольный стиль.
Учитель: Петропавловский собор, построенный по типу базилики (вытянутого горизонтального здания), напоминал европейскую колониальную или ратушную башню. Этот стиль известен как зальный.
Рассматривая иллюстрации, учащиеся отмечают, что многоярусная башня-колокольня вырастает из массива здания, завершается вместо барабана с куполом чрезвычайно высоким, красивымшпилем и летящим ангелом.
Учитель: Это было символом победы. «Державный» шпиль на высокой колокольне был виден и с моря, и с суши.Золоченый 24-метровый шпиль собора навсегда стал символом петербургской архитектуры. Первоначальная высота колокольни Петропавловского собора составила 121 метр и, следовательно, былавыше московской колокольни Ивана Великого.
В Петербурге сооружаются порт и набережные р. Невы. Примечательно, что ПетрIзапретил строить через р. Неву мосты, так как хотел, чтобы его подданные приучались к воде. Приходилось плавать на лодках, шлюпках. Яхты давались из государственной казны только «смотря по числу».
Учитель рассказывает и о том, что в Санкт-Петербург приехали в 1703 г. 10 итальянских архитекторов. Например, архитектором Д. М. Фонтана был построен дворец Меншикова. (Презентация)
После знаменитой Полтавской битвы в Санкт-Петербургприехала новая группа архитекторов. Начинается строительство домов-дворцов для переехавшей в Санкт-Петербург знати. Образцом подражания дворянство выбрало вкус безродного «светлейшего князя» Меншикова. Стал формироваться тип города-усадьбы в виде каменного дворца с «голландскими» окнами и «кабинетом»,со своей церковью и часовней, большим садом.
Начинается строительство загородных резиденций вдоль всегоФинского залива: Петергоф, Ораниенбаум, Стрельня, Екатерингоф. (презентация)
Учитель показывает иллюстрации Петергофа. Новый идеал столичной застройки был реализован в Петергофе. Первые эскизы создал сам ПетрI. С 1714 по 1716 гг. там работали архитекторы Д. М. Фонтана, Н. Микетти, Н. Т. Земцов и другие.
Идея проекта ПетраI- «соединение вод источников и моря». (Презентация)
Главной достопримечательностью Петергофа становятся фонтаны,водная симфония как гимн новой морской державе. Фонтаны Петергофа поражают своей красотой, размерами, техническим решением. Здесь нет насосов, а струи воды устремляются вверх, гонимые тяжестью воды, которая подается на каскад из специальныхпрудов, расположенных выше фонтанов.
Также существовали в Петергофе и фонтаны-«шутихи», ихвключал по своему усмотрению специальный служитель, спрятанный в домике. Гости ПетраI, ничего не подозревая, гуляли у этих«шутих», и вдруг на них обрушивались потоки воды. Это забавлялоПетра 1.
Учитель представляет иллюстрационный ряд архитектурныхпостроек Санкт-Петербурга. Отмечает, что в архитектурном стилеСанкт-Петербурга перемешались традиции отечественных и западных архитекторов. Возник неповторимый стиль - русское (петровское) барокко. Но этот стиль оказался недолговечным. Город былзадуман как мировая столица, и ему не соответствовал облик европейской провинции. Город становится одним из красивых городовЗападной Европы.
В заключение целесообразно отметить, что иностранных архитекторов стали заменять отечественные зодчие.