Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Горизонт. Линия горизонта. Ориентирование.

Фото пользователя Елена Владимировна Тетрадова
Размещено: Елена Владимировна Тетрадова - вс, 06/12/2009 - 04:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тетрадова Елена Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №2, г.Енисейска, учитель начальных классов
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
Знакомство с понятиями: горизонт, линия горизонта, ориентирование. Закрепление и углубление представлений о пространстве. Развитие наблюдательности, любознательности, умений делать выводы.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебники, тетради на печатной основе авторов Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса. Карточки со словами: горизонт, ориентирование, линия горизонта, север, юг, запад, восток.

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, наглядное пособие на магнитах «Стороны горизонта». Диск «Мир природы» - наглядное пособие по естествознанию для младших школьников.

Краткое описание: 
Диск «Мир природы» - наглядное пособие по естествознанию для младших школьников.

Ход урока.

1.Настрой на работу:
 
2.Беседа.
-Давайте мысленно выйдем из школы. Расскажите, что вы увидели.
(ответы детей)
- Вы увидели объекты, которые занимают какую-то долю пространства. Видимое пространство кажется нам особенно большим на ровном, открытом со всех сторон месте: на море, в поле, т.е. там, где нам не мешают ни дома, ни деревья, ни горы, видно далеко- далеко.
-Отгадайте загадку
         Он и летом и зимой-
         Между небом и землёй.
         Хоть всю жизнь к нему иди-
         Он всё будет впереди.
                                                   (горизонт)
 
-О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
-Как называется видимое вокруг нас пространство?
(горизонт)
(вывешивается табличка на доску)
-Кто раньше слышал это слово? Где слышали?
(ответы детей)
-Посмотрите, как пишется слово горизонт. Какие буквы нужно запомнить?
-Кто знает происхождение этого слова?
(ответы детей)
-Это слово не русское, оно пришло к нам из греческого языка и значило «намечать границу»
-Прочитайте ещё раз слово, запомните, как оно пишется и что такое горизонт.
 
-На первом этапе урока мы познакомились с тем, что такое горизонт.
 
3.Работа с иллюстрацией на с. 65 учебника
-Рассмотрите иллюстрацию.
-Что можете сказать?
(при подъеме горизонт расширяется, небо, и земля как-бы сходятся и прослеживается граница)
-Прочитайте самостоятельно, как называется эта граница.
(линия горизонта)
 
Вывод: на втором этапе урока мы познакомились с понятием линия горизонта
 
4.Учитель:
-Какие вы знаете стороны горизонта?
(учащиеся называют, учитель прикрепляет карточки с названиями сторон горизонта)
-Где вы встречались с этими словами?
(ответы детей)
-Почему некоторые буквы выделены красным цветом?
(ответы детей)
-Давайте прочитаем ещё раз слова, чтобы их лучше запомнить и не допускать в них ошибки при письме, а на уроке русского языка мы запишем эти слова в тетрадь.
-Стороны горизонта на рисунках принято обозначать начальными буквами.
-Найдите в классе спрятанные буквы и замените слова, на буквы.
-Как располагают стороны горизонта?
-Расположите их на магнитном пособии. Это основные стороны горизонта.
-Кроме основных сторон горизонта различают и промежуточные стороны горизонта. Попробуйте придумать им названия, но запомните, что обычно они даются, начиная с двух сторон – севера и юга.
- Найдите, и прикрепите к пособию.
 
-Запомните, как расположены стороны горизонта.
 
5. Закрепление. Игра.
-А сейчас мы поиграем. У вас на партах есть конверты. Содержимое конвертов положите на стол. Расположите стороны горизонта. Уберите содержимое. Такую игру мы сделаем  сами на уроках труда.
-Пока вы играли, кто-то перепутал на доске стороны горизонта. Кто сможет исправить ошибки?
 
-Итак, на этом этапе мы изучили основные и промежуточные стороны горизонта.
 
- Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.
 
5Физминутка.
 
6.А зачем нужны стороны горизонта?  Зачем им дали названия?
(для ориентирования в пространстве, лётчикам, геологам, космонавтам, путешественникам, туристам, для похода в лес и т. д.)
-А что такое ориентирование, вы узнаете, прочитав текст на с. 70-71 в учебнике.
(самостоятельное чтение)
-Что значит умение ориентироваться?
(ответы детей)
-Ориентирование – Ориент - когда- то под ориентированием понимали нахождение востока, а сейчас понимают своё местоположение или местоположение предметов по отношению к известному предмету по сторонам горизонта.
-Как можно ориентироваться мы узнаем, посмотрев диск «Мир природы»
 Просмотр эпизодов 1,2,3,4,9,10.
 
Содержание
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Примечание
1
2
3
4
5
1
Небосвод
 
Видеоряд:
·              Ровная открытая местность. На ней ребенок. Над ним купол неба.
Надпись: «Небосвод».
 
Учитель демонстрирует изображение, обсуждает с учащимися куполообразную форму небосвода.
 
Учащиеся просматривают изображение.
Они высказывают предположение о куполообразной форме небосвода.
 
Учитель создает проблемную ситуацию.
2–3
Горизонт. Расширение линии горизонта
 
Видеоряд:
- степь с обозначенной линией горизонта;
- море с обозначенной линией горизонта;
- изменение линии горизонта при подъеме вверх.
Надпись: «Линия горизонта», «Расширение линии горизонта».
 
Учитель демонстрирует видеоряд. Он привлекает внимание учащихся к воображаемой линии горизонта и к тому, как она удаляется при подъеме человека вверх.
Учитель задает вопросы:
1. Приходилось ли вам наблюдать линию горизонта?
2. Можно ли дойти до места, где небо и земля сходятся?
Задача учителя – сформировать у детей представление о закрытой и открытой линиях горизонта.
 
Учащиеся просматривают видеоряд.
Они высказывают предположения о том, на какой местности линия горизонта более всего удалена от человека.
 
 
Дискуссия должна подвести учащихся к выводу о том, что нам только кажется, что небо и земля сходятся, – это обман зрения; линия горизонта изменяется при подъеме вверх и движении вперед.
4
Перемещение Солнца на небосводе
 
Солнце поднимается над горизонтом, достигает зенита, и уходит за линию горизонта.
 
Учитель демонстрирует изображение, формируя у учащихся представление о сторонах горизонта.
Учитель задает вопросы:
1. Кому из вас приходилось наблюдать восход или заход солнца? Расскажите об этом явлении» (обсуждается и эстетическая сторона обсуждаемого явления).
2. На какой стороне неба солнце восходит? На какой заходит?
3. Что вы можете рассказать о видимом движении солнца по небосводу?
 
Учащиеся обсуждают материал с учителем.
 
Для закрепления материала можно предложить детям понаблюдать за движением солнца над горизонтом.
5
 
Ориентирование по тени. Определение сторон горизонта на открытой местности
 
Солнце в небе. Тень от человека падает на землю. На земле обозначены основные стороны горизонта.
 
Учитель организует обсуждение проблемы, обращает внимание детей на направление стрелок, указывающих стороны горизонта. Он объясняет, что если в полдень встать лицом к солнцу, то сзади будет север, справа – запад, слева – восток, спереди – юг.
Учитель задает вопрос: для чего нужно уметь ориентироваться на местности?
 
Учащиеся обсуждают материал.
 
Дети должны усвоить положение: уметь ориентироваться – это значит уметь определять свое положение в пространстве, то есть находить стороны горизонта.
9-11
Ориентирование по местным признакам
 
Видеоряд:
·              - лес;
·              - горы;
·              - загадка.
 
Демонстрация видеоряда. Привлечение внимание учащихся к признакам, позволяющим определить стороны горизонта в лесу, в горах.
Учитель задает вопрос: «Приходилось ли вам определять стороны горизонта по местным признакам?»
Он предлагает перечислить эти признаки.
 
Учащиеся обсуждают материал, отвечают на вопросы учителя.
 
Во время экскурсии на природу предусмотреть систему упражнений по освоению умения ориентироваться по местным признакам.
 
7.Самостоятельная работа в группах. Проверка усвоения новых знаний. Разгадывание кроссворда.
 

1 О
Р
И
Е
Н
Т
 И
Р
 О
2 В
 А
 Н
 И
 Е
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 О
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 С
 Е
 В
 Е
 Р
 
 
 
4 Г
 О
 Р
 И
5 З
 О
 Н
 Т
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 А
 
 
 О
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 П
 
 
6 К
 О
 М
 П
 А
 С
 
7 М
 А
 С
 Ш
 Т
 А
 Б
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Д
 
 
 
 
 
 
 
 

 

По горизонтали
1
Как называется умение находить стороны горизонта?
3
Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?
4
Как называется линия, ограничивающая видимость земной поверхности?
6
С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?
7
С помощью чего мелкие объекты на карте можно увеличить или уменьшить?
По вертикали
2
Какая сторона горизонта находится справа от полуденной тени?
5
Как называется умение находить стороны горизонта?

 
 
8.Д/з с.70-74, с.17, №35, в тетради.
 
9.Итог.
-Что нового узнали на уроке? Где будете применять полученные знания?

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн