Размещено: Любовь Андреевна Зубовская - чт, 03/12/2009 - 22:33
Ход урока. 1.организационный момент. «Древнеиндийский орнамент». Урок изобразительное искусство и художественный труд в 4классе. Учитель изобразительного искусства МОУ «Краснобаррикадная средняя общеобразовательная школа» Зубовская Л.А. Цель урока. 1.Закрепление умений и навыков в работе с кистью и красками; обучение технике настенной росписи. 2. Ознакомление с культурой Древней Индии, росписями Аджанты. 3.Воспитание уважения к сокровищам Мировой культуры, любви к окружающей природе. Ход урока. 1.Организационный момент. 2.Связь предыдущего урока с сегодняшней темой. -На первом уроке этой темы выполнялась основа под роспись: замешивался состав из глины, рисовой шелухи и трапового камня. Все компоненты смешивались рисовой водой. Из этого замеса выполнили ровную поверхность, разгладили щеткой и лопаточкой. Эту поверхность дети превратили в глиняные плитки для удобства составления орнамента и фриза. Сегодня эти плитки мы будем расписывать. 3.Вступительная беседа. (беседа проводится на фоне показа видеофильма ). - Представьте, что вы перенеслись в Индию на много веков назад. Чем же особенна была Индия в древности? Вспомним сказку « Маугли». Какая чудесная природа описывается автором. Скажите, кто написал эту сказку? Дети. - Ее сочинил писатель Киплинг. Он очень красиво изобразил джунгли и зверей. Учитель. -Верно. Многие писатели пытались рассказать нам об этой загадочной природе и стране. Из их книг мы узнали, что люди в древней Индии, жили дарами природы. Кроме пшеницы и ячменя здесь выращивали рис, сахарный тростник и хлопчатник. Кто из вас знает, что еще интересного было в древней Индии? Ученик. - По улицам ходили слоны и быки зебу. А еще там корову считают священным животным. Люди в древности писали на березовой коре и пальмовых листьях. Они верили в разных богов. Учитель. - Молодец! Совершенно верно. Люди верили в разных богов, о которых сочиняли поэтические произведения, легенды и рисовали картины на стенах жилищ и храмов. Вот мы приближаемся к одному из самых значимых мест Индии – пещерам Аджанты. Давайте зайдем в храм. В пещерных храмах сохранились замечательные по своему реализму многокрасочные фрески. Ребята, кто знает, что называется фреской? Ученик. - Фреска – это роспись на стене по сырой поверхности. Учитель. - Правильно, молодец! Фрески индийские связаны с очень распространенным религиозным учением Буддизмом, который оказал огромное влияние на искусство Индии. Скульптуры, которые встречают нас в храме, все посвящены различным индийским божествам. Посмотрите, вот изображена брахманская триада с Брахмой во главе. Их почитают в Индии. Основными божествами индуизма стали Вишну – хранитель мира и Шива – олицетворение движения в жизни, в природе, ее созидательные и разрушительные начала. Все остальные боги, как и животные, реки и растения считались их воплощениями. На нас смотрят суровые и гневные божества, которые на стенах изображались в битве со злом и готовности к подвигу. Ребята, как вы думаете, отчего эти боги изображались многорукими и многоликими? Дети. - Наверно, чтобы придать им загадочный облик. Учитель. -Верно. Но в основном, это для того, чтобы передать щедрость и изменчивость природных сил. Кроме скульптур, особое значение в украшении храмов занимали росписи, которыми были украшены все стены и потолки. Из них особое место уделялось орнаменту. Ребята, для чего художники рисуют узоры? Дети. -Для украшения. Учитель. -Правильно. Четкий геометрический орнамент с приходом ислама пришел на смену сочной пластичности храмовых скульптур и декоративных мотивов, а плоскость стен, ковровую гладкость которых еще более подчеркивала графичность узоров, сменила былую криволинейность, стихийность объемов индуистских культурных сооружений. Росписи на стенах выполнялись по сырому грунту. Для росписи по этому грунту рассовали коричневые или черные контуры, которые затем заполняли яркой росписью. Обязательное условие – грунт перед росписью смачивается водой. Посмотрите на эти образцы. Какие цвета используются в этих узорах? Ученик. -Оранжевый, коричневый, красный, зеленый, синий, белый, желтый цвета. Учитель. -Молодец! А из чего состоят узоры в этих росписях? Ученик. -Из линий, точек и располагаются в квадратах. Они симметричные. Учитель. -Верно. Сегодня в одной из этих пещер для одной из пещер вы распишите стену. Каждый из вас выполнит кусочек такой росписи на глиняной плитке, а потом из ваших работ мы составим целый фриз. Выбрать вы можете любой узор с предложенных образцов или составить из данных элементов свой узор. 4. Принцип выполнения росписи. 1.Сначала выполняется предварительный рисунок. Квадрат делится диагоналями для определения центра. По краям проводятся линии ограничения. И потом, исходя из центра, выполняется узор. Элементы располагаются четко напротив друг друга. 2. Теперь выполняется роспись. При работе красками, прежде всего, смачиваете грунт мокрой губкой, затем обводите коричневые широкие и тонкие контуры, ждете, чтобы они просохли. 3. Далее внутри широких линий выполняете цветные узоры, состоящие из прямых, извилистых, ломаных линий. Точка тоже важный элемент росписи. Чтобы получить точку, нужно кисточку держать перпендикулярно плоскости, на которой вы рисуете. 4.Сразу роспись на плитке не выполняйте. Составьте предварительный узор на бумажном квадрате, а потом с полученного эскиза, роспись переносите на плитку. 5.Работа учащихся. Учащиеся работают самостоятельно. Наблюдая за их работой, продолжаю рассказ. Среди индийцев живет такая легенда. Когда - то у бога Шивы и его жены Парвати родился сын и назвали его Ганеша. Это был удивительно красивый и здоровый ребенок. Счастливые родители пригласили всех богов на праздник, забыли только про бога Шани. И чтобы вы думали, сделал Шани? ОН так разозлился, что одним грозным взглядом испепелил голову младенца. Мама Ганеши была в отчаянии. А великий бог Брахма, творец всего живого, велел выйти ей из дома и принести голову того, кто подарит свою голову. Голову подарил слон. Вот с тех пор Ганеша остался с головой слона. И в росписях он всегда изображается с головой слона. Но и в таком обличии он очень мил, забавен и любим не только его родителями, но и всеми людьми Индии. Вы спросите почему? Потому что в нем живут все лучшие качества, которые имеют дети. Ганеша любит все живое, дарит свою любовь людям, а люди эту любовь дарят друг другу. А что может быть лучше любви? 6.Итог урока. Составляется фриз из детских работ. На фриз, как на ковер, сажается Ганеша. Над ним украшается балдахин. Выставляются оценки. Учитель. Заканчивается наше занятие. Вы выполнили новую роспись для индийского храма. Получилось очень красиво. Такими узорами в Индии сейчас украшают стены зданий, посуду, ткани. Эти узоры стали современны и в России. Молодежь с удовольствием носит украшения с этими узорами. Дома вы можете сделать глиняные плитки, расписать их и, посадив на цемент, украсить ванную, кухню и прихожую комнаты. Конечно, вам должны здесь помочь взрослые. Все, что я вам рассказала похоже на сказку, на раз в это кто-то верит и им эта вера помогает творить добро и красоту, то говорила я вам все не зря. Пусть этот урок останется в вашей памяти как урок радости и добра.