Тема урока: Менеджмент и маркетинг в деятельности предприятия. Цели урока: - способствовать формированию представления о том, что такое менеджмент и маркетинг в деятельности современного предприятия в условиях рыночной экономики; - раскрыть суть их деятельности ; - способствовать формированию экономических качеств личности; - развитие познавательного интереса к изучению экономических наук; - способствовать формированию знаний о профессиях в этой области, профессиональных требованиях к этим профессиям Методическое оснащение урока: 1. Материально-техническая база: - компьютерный класс - компьютер, проектор, экран. 2. Дидактическое обеспечение: - учебник Технология 10 класс; - рабочая тетрадь; - презентация; «Менеджмент и маркетинг в деятельности предпринимателя»- автор учитель « Маркетинг в предпринимательской деятельности» из Единой коллекции ЦОР - тест « Проверьте свою предрасположенность к деятельности менеджера» Методы обучения: 1. Словесно – иллюстративная беседа 2. Учебная дискуссия, обсуждение конкретных ситуаций. 3. Развернутое комментирование наглядных материалов. 4. Тестирование 5. Самостоятельная работа с ЦОРом на учебном месте. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая Словарная работа: менеджмент, маркетолог, предприниматель, сегментирование, коммуникация, мотивация. Тип урока: комбинированный Ход урока: 1. Организационный момент: -проверка явки учащихся и заполнение классного журнала; - проверка готовности учащихся к уроку; - сообщение плана проведения урока 2. Актуализация знаний учащихся. Краткая беседа о значимости этой темы в общем курсе. Выяснение уровня осведомленности учащихся о профессиях менеджер и маркетолог. 3Изложение учителем нового материала в форме беседы с развернутым комментированием слайдов презентации, с элементами дискуссии. Слайд№3 Предприниматель может добиться успеха лишь тогда, когда постоянно использует эффективное управление, учитывая все факторы, влияющие на деятельность предприятия. Менеджмент - это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управлением предприятием. Менеджер- специалист по управлению, лицо, занимающее определенную должность на предприятии и обладающее властью принимать решения. Слайд№4 Независимо от специфики руководимой организации и количества подчиненных, менеджеры должны обладать тремя основными группами навыков: управленческими, техническими, коммуникативными. Умение управлять более востребовано у топ-менеджеров. Технические навыки выходят на первый план у супервайзеров, поскольку они непосредственно взаимодействуют с работниками, выполняющими технические функции. Навыками общения должны в равной степени обладать менеджеры всех уровней. Структура менеджмента зависит от величины предприятия. Важнейшими функциями менеджмента являются: - создание эффективной организационной структуры предприятия; - работа с персоналом и организация его плодотворной работы; - повышение производительности труда; - повышение качества производимой продукции при постоянном расширении и обновлении ассортимента. Слайд №5, №6 Основные составляющие менеджмента: Процесс управления носит циклический характер. Он начинается с установки целей, а заканчивается либо их достижением, либо корректировкой планов на дальнейшую деятельность - постановка целей; - планирование; - организация; - контроль (выполнение контроля управления); - мотивация (заинтересованность работников фирмы в успехе начатого дела) - коммуникация (отношения между сотрудниками фирмы, деловыми партнерами, государственными структурами)\ Слайд №7,8, На современном рынке товаров и услуг в маркетинге должен разбираться каждый - и потребитель и производитель. Кто-то постоянно пытается нам что-то продать. Знание маркетинга позволит нам вести себя более разумно в качестве потребителей и получать прибыль, будучи производителем. Маркетинг – это производственно – сбытовая деятельность предприятия, ориентированная на потребителя и обеспечивающая стабильную прибыль. Это умение предложить потребителю товар, который будет пользоваться у них спросом, правильно назначить цену, подобрать каналы сбыта и организовать рекламную компанию. Маркетинг в своем развитии прошел три этапа: массовый маркетинг, товарно-дифференцированный, целевой маркетинг. При массовом маркетинге предприниматель занимается массовым производством, массовым распределением и массовым стимулированием сбыта одного товара для всех покупателей сразу. Пример: производство сахара. Раньше выпускался один вид продукции - кусковой сахар. Со временем производители пришили к пониманию, что такой товар может нравиться не всем покупателям. Для удовлетворения потребностей различных групп покупателей производители стали использовать метод товарно-дифференцированного маркетинга При товарно-дифференцированном маркетинге предприниматель производит несколько вариантов одного и того же товара в разном оформлении, разными свойствами, разного качества (сахар-рафинад, сахарный песок в разной упаковке и расфасовке) Сегодня все больше предприятий определяют потенциального потребителя, а уже потом разрабатывают товар, учитывая вкусы, потребности и возможности будущего покупателя. Такой подход называется – целевой маркетинг. Целевой маркетинг требует осуществления трех основных мероприятий: сегментирование рынка, выбор сегментов рынка, позиционирование товаров на рынке. Слайд №9,10 Маркетолог – профессия будущего. Маркетолог - специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и развитие организации в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и организации. Могут существовать следующие специализации: маркетолог-аналитик, менеджер по маркетингу, специалист по маркетинговым исследованиям, специалист по анализу данных, маркетолог-экономист и т.п. В таком случае круг обязанностей работника значительно сужается. Но такое разделение труда существует исключительно в крупных корпорациях с большими отделами. Для успешной работы маркетологом необходимо наличия ряда индивидуальных особенностей. Это прежде всего аналитическое мышление, четкая логика, организаторские способности, хорошие коммуникационные навыки, креативность, инициативность и эмоциональная устойчивость. Необходимо также наличие специального высшего образования и хорошие знания по ряду смежных областей: социология, психология, история, законодательство и пр. Поэтому профессионалы в области маркетинга советуют получать, сначала базовое экономическое образование, а затем второе - маркетинговое. Слайд№ 11 Маркетолог - отдельная специальность со своими функциональными обязанностями. Конечно, четкого списка данных обязанностей нет, но мы попытаемся обобщенно их сформулировать: • тщательное изучение товара или услуги своей фирмы и ее особенностей; • изучение потребителей данного товара или услуги, их сегментация; • изучение рынков сбыта и их специфики; • анализ конкурентов и их деятельности; • прогноз спроса и его динамики; • формирование товарного ассортимента; • участие в ценообразовании и др. Слайд №12 Сегментирование рынка – это процесс разбивки потребителей на отдельные группы на основе их различий в нуждах, характеристиках и поведении. Для каждой из этих групп могут потребоваться различные товары. Слайд №13 Выбор целевых сегментов рынка – оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своим товаром. При выходе на новый рынок предприятия начинают с одного сегмента и, в случае успеха, постепенно охватывают другие. Слайд №14 Позиционирование товара на рынке - обеспечение товару конкурентного положения на рынке и в сознании целевых потребителей. Потребители отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, денежные возможности, географический район проживания, возраст и др. Для сегментирования рынка используются многие из этих переменных. Для позиционирования товара на рынке необходимо разработать весь комплекс целевого маркетинга для покупателя. Предприниматель может проникнуть на рынок следующими способами: а) расположиться рядом с одним из существующих конкурентов и начать борьбу за долю рынка. По этому пути можно пойти, если предприниматель чувствует, что может предложить товар, превосходящий товар конкурента; б) разработать товар, которого нет на рынке. Слайд №15,16 Предположим вы, как владелец предприятия, выбираете способ сбыта товара . Он может быть прямым и косвенным. При прямом сбыте предприятие, производящее товар или услугу, предлагает свою продукцию непосредственно потребителю. При косвенном сбыте, предприятие использует посредников. Например, продает свою продукцию другим предприятиям (торговым организациям). В разных условиях производства выбираются разные варианты каналов сбыта товаров. 4Закрепление знаний учащихся Тест «Проверьте свою предрасположенность к деятельности менеджера» учебник 10 класс ( для учащихся со слабой и средней подготовкой). Самостоятельный просмотр презентации «Маркетинг в предпринимательской деятельности» из Единой коллекции ЦОРов (углубленный вариант, предназначен для сильных, творчески работающих учащихся, которых заинтересовала эта тема.) 5.Практическая работ: Составить подробный план действий для решения одной из проблем по выбору а) продать старый велосипед; б) сшить юбку; в) принять гостей . 5.1.Вводный инструктаж учителя: сообщение названия практический работы и разъяснение задач практической работы. 5.2. Работа учащихся в тетради, инструктирование по ходу выполнения задания, оказание помощи слабо подготовленным учащимся, 5.3 Анализ выполнения самостоятельной работы учащихся. 6. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания. Подготовка к выполнению учебного проекта. Бизнес-план «Открытие предприятия» 7. Подведение итогов работы учителем: - сообщение учителя о достижении целей урока; - объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке, выставление отметок в классный журнал; - сообщение о теме следующего урока, источниках информации; - задание учащимся на подготовку к следующему уроку: разделиться на команды и определиться с названием предприятия, над проектом открытия которого они будут работать. Литература: Технология 10 класс под редакцией В.Д.Симоненко М, 2007г. А.Л.Дронин Технология бизнеса 10-11 класс М, 2008г. Основы экономической теории под редакцией С.И.Иванова 10-11 класс М,2006г. http://marketing.spb.ru/lib-mm/what_is_mm/Html