Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

Дымковская игрушка

Фото пользователя Лариса Васильевна Чертусева
Размещено: Лариса Васильевна Чертусева - сб, 28/11/2009 - 20:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чертусева Лариса Васильевна
Место работы, должность: 
МОУ СО школа №104 пгт Подгорный Красноярский край
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 
Создать условия для изготовления дымковской игрушки.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемая методическая литература: 

1.  В.С. Горичева Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.

2. Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева.

3. История дымковской игрушки.

4. Дымковская игрушка.

Используемое оборудование: 

интерактивная доска

Используемые ЦОР: 

презентация  Дымковская игрушка

Краткое описание: 
Разработанный урок поможет познакомить учащихся с историей создания дымковской игрушки. Научите лепить и расписывать игрушку в занимательной и игровой форме.

Трудовое обучение. 3 класс.

2 урока. 1 урок – лепка игрушки. 2 урок – роспись.

Тема: Дымковская игрушка. Барышня.

Цель: Создать условия для изготовления дымковской игрушки.

Задачи: 1. Слепить и расписать дымковскую игрушку. Барышню.      

 2. Учить планировать  работу и зафиксировать результаты исследования (тех. карты)

3. Формировать умения и навыки работы с глиной (пластилином)

4. Учить составлять орнаменты, украшающие женскую фигурку и расписывать.

5. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни.

5.Развивать творческую активность учащихся.

Оборудование: технологические карты, схемы, образцы дымковских игрушек, презентация к уроку

Материал: глина (пластилин), стеки, дощечки, салфетки, баночка с водой.

                                   Ход урока.

1.    Эвристическая беседа.

-На столе стоят игрушки. 

Рассмотрите игрушки.    

Отгадайте ребус. Слайд 3

- Отгадав ребус, вы сможете сказать, откуда родом эти игрушки. (Дымковская игрушка)

-Чем отличается дымковская игрушка от других глиняных игрушек?

( Дымковская игрушка очень выразительная. Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.)

-Для чего была нужна эта игрушка?

1.Украшение в доме.

2.Игрушка для детей.

     3.Свистульки – зазывалки на ярмарке.

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек очень просты, выразительны.

Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмет да и слепит что – нибудь эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Чаще лепили глиняные игрушки женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в отдельных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным.

Сегодня мы отправимся  в мастерскую глиняной игрушки в Дымковскую слободу. И раскроем секрет изготовления барыни.

-Что вы узнали о слободе Дымково?

Рассказы детей:  Слайды 5, 6

1.Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.

2.Издавна живут в слободе мастера, которые, кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху, да и детям на забаву веселые яркие  игрушки. Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины и дети.

3.Зимой, когда работы в поле и в огороде не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там мастерицы лепили и обжигали в русской печи эти  знаменитые игрушки.

4.К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах. В пестрых юбках барыни, бравые кавалеры, важные петухи и индюки, кони, коровы, птички и водоноски, кормилицы, няни, женихи и невесты…

5.Мастерицы лепят игрушки из красной глины, белят её мёдом, разведённым на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе.

6.Весной проводились в Дымковской слободе гуляния – праздник, который назывался когда – то Свистопляской, а позже Свистуньей. На нём народ плясал и свистел в разные свистульки, изготовленные из дерева, глины, жести. Свист этот был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Взрослые и дети свистели в глиняные свистульки. Когда же праздник кончался, глиняные, расписные игрушки ставили в окна, между рамами.

 

 Молодцы, вы много узнали о слободе Дымково, о народном промысле.

Вятка впервые упоминается в летописных источниках  в 1374 году это 14 век. На высоком берегу реки Вытки появился Кремль – крепость Хлынов. В конце 15 века в начале 16 население Хлынова стало пополняться людьми из Великого Устюга, Северной Двины. Они и основали на низком правом берегу Вятки – Дымковскую слободу.

Итак, мы отправляемся в мастерскую глиняной игрушки и научимся лепить дымковскую барыню.

-Из какого материала вылеплена игрушка? (из глины)

-Каким материалом мы заменим, чтобы вылепить игрушку? Почему заменили этим материалом? (одинаковые свойства: пластичность)

2.Анализ образца изделия: Слайд 7

Посмотрите  на игрушку, из каких частей она состоит?

          Заготовкой является – цилиндр.

          Юбка – конус.

          Шар – голова.

          Руки – колбаски.

3. Работа в парах.

Спланируйте свою работу и расскажите, в какой последовательности вы будете лепить барышню? (рассказы детей)

4.Знакомство с технологической картой. Практическая работа.

-Положите перед собой технологическую карту. Рассмотрите её, если будут вопросы, то задайте их.

-Самостоятельное выполнение игрушки.

  (Оказание помощи учителем)

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА.)

4.Анализ работ:

-Разбор каждой работы.

-Выбор удачных работ.

-Указание на типичные ошибки.

5.Итог урока: Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15

-Как называется игрушка, которую мы с вами вылепили?

-Для чего нужны игрушки?

-А сейчас разучим народную потешку «Едет дедушка Егор»  и поможем рассадить всю семью.

Из – за леса, из - за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

 

6.Д/з: Слайд 16

Рассмотреть, как расписаны дымковские игрушки?

Обратить внимание на орнаменты, украшающие женскую фигурку.

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн