При повторении правила написания не с различными частями речи целесообразно объединение темы в блоки, отработка алгоритма.
1. При выборе слитно-раздельного написания не с существительными, прилагательными, наречиями на – о (-е) рассуждаем так:
Смотрим, может ли слово употребляться без не. Если не может – пишем неслитно: неряха, несуразный, небрежно.
Если слово может употребляться с не, смотрим, есть ли противопоставление признаков, оценок или слова далеко не, отнюдь не. вовсе не, ничуть не, чуть не, отнюдь не.
Есть одно из указанных условий – пишем нераздельно: не широкий, а узкий пруд; вовсе не интересный рассказ; ничуть не красиво.
Если нет указанных выше условий, подбираем к слову синоним и пишем неслитно: говорил неправду (ложь), поступил нехорошо (плохо).
Запомните: не пишется раздельно с относительными, притяжательными прилагательными, с прилагательными со значением цвета, с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не кожаный портфель, не синее небо, не тяжелее, не менее; с наречиями, которые пишутся через дефис: поступил не по-товарищески.
Не с глаголами, деепричастиями пишется
раздельно
слитно
Не говорил, не читал, не хотеть, не хвалить
Если глагол или деепричастие не употребляется без не: негодовать, недоумевая, ненавидя, нездоровится.
СРАВНИТЕ:
1) не достал до дна (не достиг дна);
1) недостаёт изящества (в значении «отсутствует в нужном или желательном количестве, не хватает);
2) если глагол с приставкой до- и предшествующей частицей не обозначает действие, не доведённое до конца: не дописал, не доделал.
2) если приставка недо- придаёт глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой или указывает на постоянное действие: всё время недорабатывает; недосыпал; недолюбливал, без не не употребляется.
3. При выборе слитно-раздельного написания не с причастием используем следующий алгоритм:
КРАТКАЯ ИЛИ ПОЛНАЯ ФОРМА ПРИЧАСТИЯ?
краткая
полная
Не пишем раздельно(не написана, не прочитана, не вымыты мною)
Есть противопоставление или зависимые к причастию слова?
Да
Нет
Не пишем раздельно (не написанный, а напечатанный лист; не напечатанная мною книга)
Не пишем слитно (не прочитанная книга)
Запомните: если в качестве пояснительных слов выступают количественные наречия почти, отчасти, довольно, гораздо, вполне, очень, абсолютно, совершенно, в высшей степени и нет других пояснительных слов, то не с причастием пишется слитно: почти неотредактированная рукопись, совершенно неисследованная местность.
2. Материалы для тренировочных работ.
Ещё не завершённый роман; расставлены недавно покрашенные скамейки; здание не построено в срок; шёл не торопясь; дотемна бродил не спеша; не нужно расспрашивать о происшедшем; невероятные эксперименты; неизгладимое впечатление от коллекции декоративных растений; не меньше километра; непричастный к известной истории; небрежный почерк; небрежный почерк; неширокая, но бурная речонка; небо не голубое; далеко не зрелое яблоко; ещё незрелое яблоко; ещё не распустившийся цветок; ботинки не кожаные; помещение не рассчитано на такое количество людей; недостаёт теплоты; не достаёт до стола; не спрашивая ни о чём; вовсе не трудная задача; почти неотредактированная рукопись; совершенно неисследованная местность; почти не тронутая загаром.
1)Нездоровье его очевидно.- Он, очевидно, отнюдь не ленивый. 2)Я, кажется, немного ошибся в расчётах.- Ошибка кажется нелепой. 3) К несчастью, канат не выдержал.- К несчастью соседа он отнёсся не равнодушно. а с сочувствием.
Куинджи внёс в русскую пейзажную живопись неповторимое своеобразие, показав красоту родной природы со стороны, почти не отражённой в произведениях его современников.
Предметов художественных интересов мастера становилось всё: неугасающие закаты, сияние лунных ночей, почти незаметный свет радуги на фоне тяжёлых туч. хотя он рисовал и размытый непрекращающимися осенними дождями тракт, и степь с некошеными травами, и необыкновенно красивую берёзовую рощу, пронизанную солнечными лучами, однако в памяти поколений Куинджи останется как неподражаемый певец чарующей красоты и таинственной прелести лунной ночи. В небольшом по объёму полотне «Ночь на Днепре» художник добивается небывалых эффектов освещения, мудрой простоты композиции.