Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Написание не с различными частями речи

Фото пользователя Светлана Борисовна Жаркова
Размещено: Светлана Борисовна Жаркова - сб, 28/11/2009 - 20:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Жаркова Светлана Борисовна
Место работы, должность: 
МОУ "Физико-математический лицей №131", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. Обобщить материал по теме «НЕ с различными частями речи». 2. Акцентировать внимание на сложных случаях орфографии. 3. Разговор о красоте родной природы, воспетой в картинах Куинджи.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

<!-- @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } P { margin-bottom: 0.21cm } A:link { color: #000080; text-decoration: underline } A:visited { color: #800000; text-decoration: underline } -->

учебник В. Ф. Грекова

<!-- @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } P { margin-bottom: 0.21cm } -->

Используемое оборудование: 

<!-- @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } P { margin-bottom: 0.21cm } A:link { color: #000080; text-decoration: underline } A:visited { color: #800000; text-decoration: underline } -->

мультимедийная техника, тетради, доска, репродукция картины Куинджи «Ночь на Днепре».

<!-- @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } P { margin-bottom: 0.21cm } -->

Краткое описание: 
1.Организационный момент. 2 минуты 2.Составление алгоритма (не с разными частями речи) с использованием интерактивной доски или других средств. 8 минут. 3.Отработка алгоритма: а) работа со словосочетаниями; 9 минут. б) работа с предложениями; 7 минут. в) работа с текстом 10 минут. 4. Повторить материал с помощью урока-презентации. 3 минуты 1.Тест (не с различными частями речи). 5 минут. 2.Домашнее задание: 1 минута. а) запомнить алгоритм; б) параграф №58 (учебник В. Ф. Грекова) в) упражнение №318 (учебник В. Ф. Грекова).

<!-- @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } P { margin-bottom: 0.21cm } -->

Написание не с различными частями речи.

 

 

При повторении правила написания не с различными частями речи целесообразно объединение темы в блоки, отработка алгоритма.

 

 

  1. 1. При выборе слитно-раздельного написания не с существительными, прилагательными, наречиями на – о (-е) рассуждаем так:

 

 

  1. Смотрим, может ли слово употребляться без не. Если не может – пишем не слитно: неряха, несуразный, небрежно.

  2. Если слово может употребляться с не, смотрим, есть ли противопоставление признаков, оценок или слова далеко не, отнюдь не. вовсе не, ничуть не, чуть не, отнюдь не.

Есть одно из указанных условий – пишем не раздельно: не широкий, а узкий пруд; вовсе не интересный рассказ; ничуть не красиво.

 

  1. Если нет указанных выше условий, подбираем к слову синоним и пишем не слитно: говорил неправду (ложь), поступил нехорошо (плохо).

 

 

 

Запомните: не пишется раздельно с относительными, притяжательными прилагательными, с прилагательными со значением цвета, с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не кожаный портфель, не синее небо, не тяжелее, не менее; с наречиями, которые пишутся через дефис: поступил не по-товарищески.

 

 

 

  1. Не с глаголами, деепричастиями пишется

 

 

раздельно

слитно

Не говорил, не читал, не хотеть, не хвалить

Если глагол или деепричастие не употребляется без не: негодовать, недоумевая, ненавидя, нездоровится.

 

 

 

 

СРАВНИТЕ:

 

 

1) не достал до дна (не достиг дна);

1) недостаёт изящества (в значении «отсутствует в нужном или желательном количестве, не хватает);

2) если глагол с приставкой до- и предшествующей частицей не обозначает действие, не доведённое до конца: не дописал, не доделал.

2) если приставка недо- придаёт глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой или указывает на постоянное действие: всё время недорабатывает; недосыпал; недолюбливал, без не не употребляется.

 

 

 

3. При выборе слитно-раздельного написания не с причастием используем следующий алгоритм:

 

 

 

 

КРАТКАЯ ИЛИ ПОЛНАЯ ФОРМА ПРИЧАСТИЯ?

 

 

 

краткая

полная

Не пишем раздельно(не написана, не прочитана, не вымыты мною)

Есть противопоставление или зависимые к причастию слова?

 

Да

Нет

Не пишем раздельно (не написанный, а напечатанный лист; не напечатанная мною книга)

Не пишем слитно (не прочитанная книга)

 

 

 

 

 

Запомните: если в качестве пояснительных слов выступают количественные наречия почти, отчасти, довольно, гораздо, вполне, очень, абсолютно, совершенно, в высшей степени и нет других пояснительных слов, то не с причастием пишется слитно: почти неотредактированная рукопись, совершенно неисследованная местность.

 

 

 

 

2. Материалы для тренировочных работ.

  1. Ещё не завершённый роман; расставлены недавно покрашенные скамейки; здание не построено в срок; шёл не торопясь; дотемна бродил не спеша; не нужно расспрашивать о происшедшем; невероятные эксперименты; неизгладимое впечатление от коллекции декоративных растений; не меньше километра; непричастный к известной истории; небрежный почерк; небрежный почерк; неширокая, но бурная речонка; небо не голубое; далеко не зрелое яблоко; ещё незрелое яблоко; ещё не распустившийся цветок; ботинки не кожаные; помещение не рассчитано на такое количество людей; недостаёт теплоты; не достаёт до стола; не спрашивая ни о чём; вовсе не трудная задача; почти неотредактированная рукопись; совершенно неисследованная местность; почти не тронутая загаром.

  2. 1)Нездоровье его очевидно.- Он, очевидно, отнюдь не ленивый. 2)Я, кажется, немного ошибся в расчётах.- Ошибка кажется нелепой. 3) К несчастью, канат не выдержал.- К несчастью соседа он отнёсся не равнодушно. а с сочувствием.

  3. Куинджи внёс в русскую пейзажную живопись неповторимое своеобразие, показав красоту родной природы со стороны, почти не отражённой в произведениях его современников.

Предметов художественных интересов мастера становилось всё: неугасающие закаты, сияние лунных ночей, почти незаметный свет радуги на фоне тяжёлых туч. хотя он рисовал и размытый непрекращающимися осенними дождями тракт, и степь с некошеными травами, и необыкновенно красивую берёзовую рощу, пронизанную солнечными лучами, однако в памяти поколений Куинджи останется как неподражаемый певец чарующей красоты и таинственной прелести лунной ночи. В небольшом по объёму полотне «Ночь на Днепре» художник добивается небывалых эффектов освещения, мудрой простоты композиции.

 

  1. Тест.

В каких случаях

 

  1. Не пишется слитно:

А. (не) нарушая режима

Б. (не) пересечены линией

В. (не) законченная работа

Г. (не) замерзшая река

 

 

  1. Не пишется раздельно:

А. (не)дорогой, а красивый ситец

Б. (не)проснувшийся город

В. (не) был в школе

Г. прыгнул (не) высоко, а низко

 

 

  1. Не пишется слитно:

А. (не) глубокий, а рыбный пруд

Б. (не) проснувшись вовремя

В. долго (не)заживающая рана

Г. поступить далеко (не) смело

 

 

  1. Не пишется слитно:

А. говорить (не)громко, а тихо

Б. дорога (не) освещена

В. книга (не) большая, а интересная

Г. (не) просмотрев до конца

 

 

  1. Не пишется раздельно:

А. ещё (не) засеянное поле

Б. вовсе (не) интересный фильм

В. уроки (не) сокращены

Г. (не) взирая на лица

 

  1. Не пишется слитно

А. (не) успевшая высохнуть

Б. ничего (не) соображая

В. поступил (не) по-товарищески

Г. (не)ряшливо одетый


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн