Цель урока:обучение выполнению работы в технике монотипии; ознакомление с гармоническим сочетанием цветов и психологическим воздействием цвета; - закрепление навыков работы с гуашью; - воспитание эстетического вкуса, организованности и аккуратности в работе.
МТО:учебник «Дизайн костюма» Т.О. Бердина, Е.И. Рогов «Настольная книга практической психологи», Фомина «Изобразительное искусство и художественный труд», технический словарь; образцы работ, выставка «Живые краски»; фонограмма, плакат.
Тип и вид урока:урок-изучение нового материала, беседа, практическая работа.
Ход урока:
I.Орг. момент урока.
II. Объяснение новой темы.
У каждого искусства есть свои выразительные средства. В музыке - гармония нот, в поэзии завораживающее чудо рифмованного слова, а художников – краски. Волшебные краски, которыми можно нарисовать все: улыбку Джоконды, «Золотая очень» Левитана, небесный лик Христа, а можно нарисовать войну, смерть и любовь.
Краски в талантливых руках художника обладают необыкновенной силой, но нам известно, что в изобразительном искусстве есть свои законы, как в поэзии, нельзя смешивать ямб и хорей, так в живописи нужно иметь четкое представление о гармонии цвета.
Для того чтобы подойти к нашей основной теме «Монотипии» мы с вами должны вспомнить, некоторые законы живописи, конкретно касающиеся гармонии цвета.
Всем известно, что оценить эстетически гармонию цветов нельзя каким-либо иным способом, кроме визуального, т.е. эстетическим критерием гармонических сочетаний цветов является визуальная оценка.
Согласно теории гармонических цветовых существуют 4 основные их группы:
4) гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов.
1) Основу составляет один цветовой тон, различаясь лишь по светлотности и насыщенности.
(статика, покой).
2) Родственные все промежуточные в цветовом круге включая один из главных их образующих, причем главные цвета, расположенные рядом, не является родственными. (жел.-крас., жел.-зел., сине-зел., сине-крас.)
(сдержанность и спокойствие).
3) Сочетания родственно-контрастных цветов расп-ся в смежных четвертях (2 цвета на вертикали или горизонтальных хордах цветового круга; 3 цвета вершины равностороннего треугольника).
повышенная цветовая активность,
сложность, эмоциональная выразительность
4) В цветовом круге контрастно-дополнительными являются цвета, расположенные на концах диаметра.
(повышенная активность, напряженность,
динамичность)
Но цвет еще имеет и психологическое воздействие на человека. Еще Гете заметил, что различные цвета порождают особое душевное состояние: желтый цвет вызывает радость, синий навевает грусть, зеленый успокаивает, умиротворяет.
Швейцарский живописец прошлого столетия Ф.Ходлер, рассуждал о восприятии человеком цвета писал: «Цвет характеризует и дифференцирует предметы, он усиливает и подчеркивает, он чрезвычайно способствует декоративным эффектам. Цвет независимо от формы вызывает сильные музыкальные раздражения. Цвет влияет на мораль. В нем заключен элемент радости и веселья. Ощущения такого рода вызывают преимущественно светлые краски, свет. Темные же краски порождают меланхолию, печаль, ужас.
Белый цвет считается эмблемой невинности, тогда как черный означает зло. Ярко-красный возбуждает жестокость и страстность, голубой – нежные переживания, фиолетовый – печаль. Характерность красок усиливается их соединениями, они составляют гармонию, аккомпанируют друг другу или сталкиваются, порождая контрасты».
Цветовое восприятие зависит от климата, национальности, возраста, кроме этого по цветовым предпочтениям можно сказать и о характере, темпераменте человека.
А теперь поближе познакомимся с понятием монотипия.
Монотипия –(моно - единственны) – это техника печати, при которой возможен единственный отпечаток с доски.
Основные материалы для выполнения графического рисунка в технике монотипия масляная краска и гладкая поверхность стекла или грунтованного картона, плоская щетинная кисть или валик для фоторабот, бумага.
На лист толстого стекла наносится ватным тампоном равномерный слой масла. Затем берут масляные краски и начинают быстро писать. Особенно хорошо получается монотипия тогда, когда в работе сочетаются пастозные, рельефные пятна с более жидкими. Для подчеркивания рисунка в задуманных листах с целью более острого выражения композиции работу прорисовывают обратной стороной кисти, используют другие материалы.
Приемы письма на стекле могут быть самыми неожиданными. Когда рисунок готов на стекле, переходят к печати, чтобы отпечаток получился хорошим, бумагу надо предварительно намочить и дать подсохнуть. Влажный лист бумаги осторожно накладывают на доску и несколько раз прокатывают по нему валиком, равномерно надавливая на всю поверхность изображения. Лист с отпечатком осторожно снимают, дают подсохнуть, монотипия готова. Со стекла смывают оставшуюся краску керосином.
В условия учебного занятия мы выполним монотипию гуашью, причем она почти ничем не отличается, по цветовой выразительности.
(Демонстрация рабочих предметов)
III. Инструктаж по Т.Б.:
Прежде чем приступить к работе, я хотела бы отметить, чтобы вы были предельно осторожны со стеклом, не брать его в руки. Быть внимательными при работе с ножницами, клеем и красками.
IV. Практическая работа.
Перед тем как приступить к выполнению работы я предлагаю на выбор несколько тем: «Пестрое лето»;
«Унылая пора очей очарованья»;
«Зимы искрящийся наряд»;
«Это было у моря»;
«По млечному пути».
Инструкционная карта(на доске – плакат и технический словарь)
1. Выбор темы, цветовой гаммы.
2. Нанести краски на стекло, предварительно смочив его.
3. Увлажнить бумагу.
4. Наложить бумагу на стекло
5. Снять оттиск
6. Поправить кистью
7. Высушить монотипию
8. Оформить работу.
V. Закрепление
Проверка работ
1) Учитель вызывает тех, кто выполнил задание и просит их объяснить, на какую тему была работа, и достиг ли он цели, после этого как он получил оттиск.
2) Выполнившие работу показывают своим одноклассникам оттиски монотипии. Те высказывают свое мнение о том или ином рисунке.
3) Вернисаж
Работы выставляются перед аудиторией, присутствующие выбирают понравившиеся монотипии, аргу4ментируют свой выбор, пытаются угадать и название миниатюры.
По ключу теста оценивается.
VI. Итог урока.
Подведение итогов, учитель дает оценку работам. Обращается внимание на гармоническое сочетание цветов, работы, вызывающие хорошее настроение.