Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Фея, волшебница) Правильно. Помните, я вам говорила, что на самом деле все воспитатели и учителя добрые волшебники! Оглянитесь и посмотрите, сколько добрых волшебниц пришло к нам на занятие, полюбоваться на нас. Поэтому занятие у нас сегодня особенное, сказочное, волшебное! Сегодня мы отправимся в сказочную страну, где ждут нас сказочные герои, которые также как и мы могут испытывать разные чувства! А какие чувства мы можем испытывать? (радость, грусть, злость, испуг, удивление) В волшебной стране нам понадобятся всё, чему мы научились на занятиях по развитию эмоциональной речи.Чему мы учились на занятиях? (Мы учились понимать чувства других людей и передавать свои чувства и свое настроение в речи: в словах, предложениях, стихотворениях, рассказах.) А что вам помогает выразить свои чувства? (речь, слова, голос, поза, выражение лица…) Молодцы ребята! Я убедилась, что вы готовы отправиться в путешествие по сказочной стране.
Основная часть
А полетим мы в сказочную страну не на воздушных шариках и даже не на летучем корабле, а на ковре – самолёте. «А где же он?!» – спросите вы. Да вот же он (Логопед показывает на ковёр, лежащий на полу.) Мне нужно только произнести волшебные слова и обычный ковёр превратится в ковёр-самолёт. Тили-мили-били! Нет! Что-то без вас у меня ничего не получается. Ребята, помогите мне таинственно произнести заклинание так, как это делают настоящие волшебники. Приготовьте ручки и … (Тили-мили-били!) Пожалуйста, займите свои места на ковре-самолёте.
Но попасть в сказочную страну не так-то просто. Вам необходимо произнести волшебные слова: «Земля прощай – в добрый путь», с разной интонацией: с удивлением, со злостью, со страхом, с грустью, с радостью. А вот теперь полетели, ребята, в сказочную страну! (Дети встают со стульчиков и тихонько бегут по кругу друг за другом под динамичную музыку)
Полетели - полетели и на облачко присели. (Дети садятся на стульчики) Послушайте ребята, какая удивительная музыка слышится вокруг! (Несколько секунд играет «сказочная» музыка.) Какая музыка звучит? (Сказочная, волшебная, таинственная.) Если мы сидим на облаке и слышим эту волшебную музыку, значит, мы уже очутились в сказке! Как здорово оказаться в сказочной стране! Оглянитесь вокруг и произнесите удивлённо: «Вот это да!», «Ничего себе!», « Вот здорово!».
Мы попали в гости к Месяцу. В доме у месяца находится множество звёздочек. (Логопед откидывает занавеску, за которой находится плакат с изображением месяца и звёздочек.) Месяц просит нас угадать, в каком настроении сегодня его звёздочки. Ребята, поможем месяцу? (Да) Какие эмоции мы видим на личиках у звездочек? (грусть, радость, испуг, удивление, спокойствие, злость) Подскажите месяцу, какая звёздочка что делает. (Самая маленькая звёздочка удивилась (удивляется), золотистая звёздочка радуется, зеленоватая звёздочка грустит, серебристая звёздочка испугалась, красноватая звёздочка сердится).
А теперь угадайте, какая звёздочка говорит! (Логопед закрывает лицо безликой звёздочкой и произносит одну и туже фразу «Я самая яркая звёздочка» с разной интонацией: злясь, радостно, грустно, со страхом, с удивлением ). (Сердитая, весёлая, грустная, испуганная, удивлённая звездочка)Молодцы ребята! За то, что вы такие догадливые и смышленые месяц нам подарил эту звёздочку. (Логопед обращает внимание детей на звёздочку, которую держит в руке.) Звёздочка нам будут освещать дорогу и помогать в пути. Нам пора прощаться с Месяцем и лететь дальше. До свидания, Месяц! Полетели, ребята! (Дети встают со стульчиков и тихонько бегут по кругу друг за другом под динамичную музыку.)
Полетели – полетели, полетели-полетели, в лесной и темной чаще сели. (Дети садятся на стульчики) Послушайте музыку. (Несколько секунд играет «тревожная» музыка.) Что вы чувствуйте, когда играет такая музыка? (Страх, беспокойство, тревогу.)
Что –то мурашки бегают по коже от страха, даже музыка нас предупреждает об опасности! Кто же здесь живёт? Может звёздочка нам подскажет? Слушайте внимательно: «Живут страшные чаще привидения в тёмной». Кто догадался, что сказала звёздочка? (В тёмной чаще живут страшные привидения.)
Ребята, а вы боитесь привидений. (Да. Нет) Я знаю, что вы смелые ребята. Но давайте сделаем вид, что мы их очень боимся. А иначе им будет не интересно с нами, они нам просто не покажутся и улетят пугать других сказочных жителей леса. А так хочется на них посмотреть. А вот и они! Напугайтесь, как договаривались. (Логопед убирает занавеску, под которой находится плакат «с привидениями»)
Посмотрите на них, какие они страшные. Это привидение страшное, а это … (ещё страшнее), а это … (самое страшное привидение). Это привидение злое, а это… (ещё злее), а это… (самое злое). У этого приведения нос, а у этого (огромный носище). У этого – глаза, а у этого – (огромные глазище). У этого – рот, а у этого – (огромный ротище). У этого – руки. А у этого – (огромные ручищи).
А давай поиграем с вами в игру «Лесной переполох», где нужно изобразить испуг. Наверняка она понравиться привидениям.
Пальчиковая гимнастика «Лесной переполох»
При чтении стихотворения дети последовательно выполняют движения руками и в соответствии с содержанием текста меняют интонацию и мимику.
В весенний, ясный, теплый день (Дети скрещивают ладони, растопыривают пальцы, образуя «солнышко с лучиками».)
На голый лесупала тень. (Дети быстро опускают руки ладонями вниз.)
Охватил зайчонка (Дети сжимают мизинец, безымянный и большой палец одной руки, а средний и указательный - поднимают вверх, образуя «заячьи уши».)
Страх – ах, ах, ах! («Зайчик шевелит ушами».)
Страшный коршун (Дети показываю тоже движение другой рукой.) В небесах — ах, ах, ах! Убегайте все быстрей — эй, эй, эй! (Дети опускают пальцы вниз,
Уноси быстрее ноги — ой, ой, ой! (Дети пальцами, изображают то, как убегают животные, и закрывают лицо руками.)
(А. Вольский)
(Логопед занавешивает плакат.)
Ой! А где же приведения? Они наверно напугались и улетели.Прощайте привидения! Полетели дальше. (Дети встают со стульчиков и тихонько бегут по кругу друг за другом под динамичную музыку.)
Полетели – полетели, полетели-полетели, под огромным дубом сели.(Дети садятся на стульчики)Послушайте, звучит музыка.(Несколько секунд играет «грустная» музыка.)Какое чувство вызывает у вас эта музыка? (Грусть, печаль, уныние). Кого же встретим мы здесь? Давайте спросим у звёздочки. Слушайте внимательно: «Дубом под маленькие живут старым гномы». (Под старым дубом живут маленькие гномы.)
Дети, а гномики больше вас или меньше? (Меньше)Правильно. Они сами очень маленькие, а значит все у них крошечное. Назовите всё, что есть у в гномиков ласково. Нос - (носик), глаза - (глазки), рот - (ротик), щеки - (щёчки), руки - (ручки), ноги - (ножки), штаны - (штанишки), носки - (носочки), стол - (столик), кровать - (кроватка), ложка - (ложечка), чашка -(чашечка).
А теперь давайте ласково, доброжелательно, жалостливо попросим, чтобы гномики показались нам. Какое волшебное слово нам помогает, когда мы о чём-то просим? (Пожалуйста) Скажем все вместе: «Маленькие гномики, покажитесь нам, пожалуйста». (Логопед открывает двери домиков, где живут гномики.) Ой, ребята, посмотрите, какие маленькие гномики? Этот гномик – (маленький), этот – (ещё меньше), а этот – (самый маленький).
Что-то гномикам совсем не весело? Какие гномики? (Грустные, печальные, расстроенные, унылые, тоскливые). Может, мы догадаемся, почему гномики расстроились, и поможем им? Как вы думайте, почему гномики такие грустные? Что случилось? (Наверно, гномики расстроились из-за плохой погоды. Может быть, гномики грустные из-за того, что поссорились и т.д.)
А давайте их развеселим! Как вы думайте, что нужно сделать, чтобы гномики обрадовались? (Гномиков нужно пожалеть. Гномики обрадуются, если мы им что-нибудь подарим и т.д.) А давайте споём для гномиков один куплет доброй песенки «Улыбка»(Дети образуют хоровод и один куплет песни)
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей.
И она к тебе не раз ещё вернётся.
А теперь подарим им свою добрую улыбку. (Дети улыбаются и посылают гномикам воздушные поцелуи.)
Посмотрите ребята, как обрадовались гномики. (Логопед меняет грустных гномиков на улыбающихся гномиков.) Простая улыбка может творить настоящие чудеса! В благодарность гномики нам подарили корзинку с яблоками. Давайте попрощаемся с ними: «До свиданья гномики!» Полетели дальше.
Ой, ребята, а где же корзинка? Кажется, я знаю, чьи это злые шутки. Это водяной проказничает. Он живёт недалеко от гномиков вот в том озере. (Логопед указывает детям на картину, где нарисован водяной) Он ужасно вредный и всё делает назло и наоборот! Что, что (логопед прислушивается)! Водяной хочет, что бы я с вами поспорила, тогда он отдаст нам корзинку. Уж больно он любит, когда все спорят. Мы с вами знаем, что спорить не очень хорошо и красиво. А давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Эта игра так похожа на спор. (Логопед сварливым голосом произносит словосочетание и кидает ребёнку мячик.Ребёнок произносит антонимичное словосочетание и возвращает мячик логопеду.)
Ну что, водяной, доволен? Что? Обманул нас водяной, не хочет яблоки отдавать. Ах так! Ну сейчас мы ему покажем! Знайте, чего биться водяной больше всего? (Нет) Когда кто-нибудь очень громко шумит около его владений. Давайте вспомним игру «Ёжик и барабан». Сейчас мы так зашумим, что всё его водяное царство перевернём.
Подвижная игра «Ёжик и барабан»
С барабаном ходит ёжик – (Маршируют по кругу, изображая
Бум-бум-бум! игру на барабане.)
Целый день играет ёжик –
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами – (Идут пот кругу, спрятав
Бум-бум-бум! руки за спину.)
Ёжик в сад забрел случайно – (Дети поднимают руки вверх, качаются
из стороны, в строну)
Бум-бум-бум! (Маршируют на месте, «играют» на барабане.)
Очень яблоки любил он – (То одной, то другой рукой подносят
ко рту воображаемое яблоко.)
Бум-бум-бум! (Маршируют на месте, «играют» на барабане.)
Барабан в саду забыл он (Останавливаются, разводят руками.)
Бум-бум-бум. (Прикладывают руки к голове, качаются
из стороны в сторону)
Ночью яблоки срывались – (Показывают как срывают яблоки.)
Бум-бум-бум! (Маршируют на месте, «играют» на барабане.)
И удары раздавались – (Показывают как срывают яблоки.)
Бум-бум-бум. (Маршируют на месте, «играют» на барабане.)
Зайцы здорово струхнули, (Делают «ушки» из ладошек, шевелят «ушами».)
Бум-бум-бум! (Руки на поясе прыжки на месте.)
Глаз до зорьки не сомкнули, (Водят указательным пальчиком перед собой.)
Бум-бум-бум! (Руки на поясе прыжки на месте.)
Ой, по-моему, я слышу крики о пощаде. А вот и наша корзинка. Водяной нам даже яблочки помыл, лишь бы мы их забрали и скорее ушли. Будет знать, как наши яблочки воровать! А мы полетим дальше. (Дети встают со стульчиков и тихонько бегут по кругу друг за другом под динамичную музыку)
Полетели-полетели, полетели-полетели, на цветочную полянку сели. (Дети садятся за стульчики) Послушайте, звучит музыка. (Несколько секунд играет «весёлая» музыка.) Что вы чувствуете, когда звучит такая музыка? (Радость, счастье, хочется танцевать, веселиться.)
Кого же встретим мы здесь? Давайте спросим звёздочку. Слушайте внимательно: «Добрые полянке живут на цветочной феи ». Кто догадался? (На цветочной полянке живут добрые феи.) А вот и они. Какое настроение у фей? (Радостное, весёлое, счастливое) Эта фея какая? (Весёлая) А эта – (ещё веселее), а эта – (самая весёлая). Эта фея добрая, эта – (ещё добрее), а эта (самая добрая).
В сказочной стране есть добрая традиция, на прощание на этой цветущей поляне оставлять радостные пожелания для всех-всех сказочных героев. Давайте выберем самое красивое яблочко. Будем передавать его друг другу и говорить тёплые, добрые слова. (Пожелания детей (Я желаю чтобы…).)
К сожалению нам пора возвращаться. Мы не говорим сказке: «Прощай», а скажем: «До свидания». Давайте закроем глазки и снова окажемся в детском саду. (Дети закрывают глаза. Звучит «волшебная музыка». Логопед по музыку произносит: «Раз, два, три.» Дети открывают глазки.)
Итог
Ребята, вот и закончилось наше путешествие по сказочной стране. Пригодились вам ваши знания? (Да) Сегодня вы показали, как умейте угадывать настроение музыки, понимать чувства сказочных героев и передавать свои переживания через речь, песню, движение. Молодцы, ребята!
Размещено пт, 20/11/2009 - 01:09 пользователем Надежда Витальевна Баранова н.в..
Очень интересное занятие по содержанию. Кроме того, оно ценно ,так как решает очень много задач.На занятии используется много разноплановых игр и игровых упражнений,способствующих развитию детей. Спасибо.
С точки зрения учителя-логопеда, развитие эмоциональной лексики у детей с ОНР очень важно! И не только лексики, но и интонации, мимики, пантомимики. Все это страдает у детей с ограниченными возможностями здоровья. Да и не только у них... А без умения понимать собственные и чужие эмоции невозможно полноценное общение. Молодцы коллеги!!!
На: Путешествие в сказочную старну
На: Путешествие в сказочную старну
Очень интересный феномен можно наблюдать: педагоги из разных детских садов авторы занятия. Интересно почему педагоги объединились?
На: Путешествие в сказочную старну
С точки зрения учителя-логопеда, развитие эмоциональной лексики у детей с ОНР очень важно! И не только лексики, но и интонации, мимики, пантомимики. Все это страдает у детей с ограниченными возможностями здоровья. Да и не только у них... А без умения понимать собственные и чужие эмоции невозможно полноценное общение. Молодцы коллеги!!!