Размещено: Елена Олеговна Осокина - чт, 05/11/2009 - 12:15
Классный час в 5 классе по теме
«Пополнение портфолио учащихся».
Педагогические задачи:
·поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
·поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
·формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
·развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.
План занятия.
1.Слово учителя.
2.Рефлексия и корректировка портфолио учащихся.
3.Пополнение портфолио учащихся.
4.Демонстрация портфолио учителя.
5. «Дневник развития коллектива»
-летопись творческих дел;
-портфолио.
6.Презентация первых страничек летописи и пополнение классного портфолио.
7.Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ход занятия
1.Слово учителя:
Вы уже знакомы с технологией портфолио: об этом свидетельствуют папки, лежащие перед вами. Это портфолио достижений, которые отражают ваши успехи. Мы будем продолжать собирать портфолио, но на более высокой научной основе, исправив недостатки в ваших работах.
2. Я хочу напомнить вам, что кроме функции накопительной, портфолио имеет и другие функции (обращение к записям на доске):
По сути, портфолио – ваш индивидуальный маршрут к поставленной цели.
Постарайтесь выделить в своем портфолио разделы, которые продемонстрируют ваши усилия, достижения в различных областях:
-мои увлечения;
-мои возможности;
-мои достижения в спорте и др.
Хочу напомнить, что портфолио должно включать 3 элемента (обращение к записям на доске):
1.Письмо владельца портфолио с описанием цели данного документа.
2.Содержание портфолио с перечислением его основных элементов.
3.Самоанализ или план на будущее.
3. Я предлагаю открыть в вашем портфолио новый раздел, который мы можем назвать «Самопознание». Можете придумать свое название. Подумайте над этим. Нам поможет провести анализ ваших возможностей в нравственной, умственной, волевой и эмоциональных сферах курс «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко.
На первом занятии по курсу мы познакомились с собой. Но познавать себя мы будем постоянно, на протяжении всего года. Все, что вы знаете и представляете о себе, называется вашим образом Я. Оно «Я» у вас внешнее (физическое), а есть еще «Я» внутреннее (психическое). Есть «Я» сознательное (вы можете описать его словами, например: Я красивый), есть «Я» неосознаваемое (вы не осознаете, почему любите запах розы). Есть «Я», которое ведет себя так или иначе (Я поведенческое). В человеке почти всегда существуют и хорошие, и плохие качества. Вы помните себя в прошлом, ощущаете и настоящем, представляете в будущем. Иногда вы воображаете нереальные, фантастические образы себя, у вас есть идеал Я, которым вы хотели бы стать.
Итак, ваш сложный многогранный образ Я предстает следующим:
Я многогранное
=
- ролевое
- внешнее, внутреннее
- сознательное, неосознаваемое
- поведенческое
- хорошее, плохое
- прошлое, настоящее, будущее
- фантастическое
- идеальное, реальное
Я предлагаю вам выполнить упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошие качества, которые вы знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.
Учащиеся выполняют упражнение, затем демонстрируют свои рисунки, рассказывают о себе.
-Молодцы! Вложите рисунки в свое портфолио, старайтесь, чтобы в вашем солнце количество лучей с положительными качествами увеличивалось.
4.Мы уже говорили о технологии портфолио. Напомню, что в зависимости от цели выбирается и тип портфолио. Хочу продемонстрировать вам 2 своих портфолио (достижений и рефлексивный). Обратите внимание на структуру и содержание портфолио. Это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных результатов учителя, позволяющих добиваться хороших результатов в работе.
5. В сентябре мы решили создать «Дневник развития коллектива 5класса», поставив цель, сделать наш коллектив дружным и сплоченным. Формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, называемый «Коллектив». У самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода – «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу – ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Ещё один рывок, правда, самый сложный, и вершина – «Горящий факел». Наш коллектив находится сейчас на ступени «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Чем быстрее мы доберемся до вершины «Горящий факел», тем интереснее будут проходить наши школьные годы, тем комфортнее каждому из вас будет в коллективе класса. Поэтому цель нашей работы – достичь вершины «Горящий факел» как можно быстрее. (Смотрите схему на доске)
6.Сегодня презентация первых страничек летописи и диаграммы рефлексии проведенных мероприятий для портфолио класса.
Выступления учащихся с демонстрацией рукописных страничек (см. приложение).
7.Итак, сегодня мы начали создавать «Дневник развития коллектива», пополнили личные портфолио новым документом. Я думаю, что вам было интересно и познавательно. Прошу оценить в баллах (карточки- оценки на ваших столах) нашу совместную работу и высказать свое мнение.