Цель:- формирование ориентации на непреходящие духовно- нравственные ценности русской культуры.
·Задачи: - ознакомление учащихся с основами древнерусской архитектуры; развивать навыки самостоятельных исследований, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; развитие коммуникативно-речевых умений.
·- развития интереса к исследованиям, творческому труду, навыкам общения, развития интереса и уважения к истории и культуре своей страны, воспитанию патриотизма, бережному отношению к культурному и историческому наследию, для осознанного формирования собственной культурной среды.
Основные понятия: культура, архитектура, зодчество, храм, собор, церковь.
Ход занятия
Учитель начинает занятие на фоне компьютерной презентации, где отражены: тема и эпиграф к уроку, вопросы к рассмотрению.
I.Вступительное слово учителя: тема, эпиграф, цель.
Учитель: Тема внеклассного занятия по истории - «Россия в злате куполов», эпиграфом я взяла слова великого князя Константина Романова: «…Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых», речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Прошу обратить ваше внимание на вопросы к теме, мы к ним ещё вернёмся. Удивительно, как много великолепных храмов, украшенных мозаикой, фресками, иконами, было возведено зодчими Древне Руси. О своей любви к соборам, красиво написал Александр Блок.
Видеофоном идёт демонстрация слайда - Дмитриевский собор во Владимире
Ученик №1- читает стихотворение А.Блока «Люблю высокие соборы…»
Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать,
Входить на сумрачные хоры,
В толпе поющих исчезать.
Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню.
В своей молитве суеверной
Ищу защиты у Христа,
Но из-под маски лицемерной
Смеются лживые уста.
И тихо, с неизменным ликом,
В мерцанье мертвенном свечей
Бужу я память о двуликом
В сердцах молящихся людей.
Вот – содрогнулись, смолкли хоры,
В смятенье бросились бежать…
Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать.
Учитель: Фоном к этому красивому стихотворению был Дмитриевский собор во Владимире, а что вы о нём знаете? Обратимся к помощи учебника – с.183.
- Расскажите, что вы узнали?
Учитель: - Кто знает, в чём разница между понятиями «собор – храм – церковь», в каких случаях мы должны употреблять то или иное понятие? Сообщение ученика.
Все архитектурные постройки возводятся по формуле Витрувия « прочность, польза, красота». Пояснение учителя.
II.Храм Святой Софии в Новгороде
видеофоном служит слайд с изображением храма
Учитель: На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Киевской Руси после Киева. В 1045-1050 годах повелением князя Владимира Ярославича был возведён один из самых известных соборов Древней Руси – собор Софии Новгородской. Храм стал символом города, даже в бой новгородские ратники ходили с кличем: «за святую Софию!».
Ученик №1:
Собор построен из плоского кирпича и камня. Новгородский храм выглядит сурово, монументально и компактно. Пять его мощных куполов высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской создаёт впечатление необычайной энергии вертикального движения.
Ученик №2:
Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от артиллерийского обстрела и был разграблен оккупантами. В послевоенное время его с любовью и старанием отреставрировали. Но многие фрески погибли безвозвратно.
Учитель:Заглянем вновь в учебник, что он нам расскажет… (с.180) ЧИТАЕМ ВСЛУХ
Ученик №3:
Он, словно шлем, надвинул главы
И стены выставил, как щит.
Он весь – тугая соразмерность,
Соотношение высот,
Асимметрия, тяжесть, верность
И сводов медленный полёт. В.А.Рождественский.
III.Храм Покрова-на-НерлиВидеофоном служат слайды храма.
Учитель:
Во всей русской архитектуре, наверное, нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова-на-Нерли. Это удивительно гармоничный белокаменный храм называют поэмой, запечатлённой в камне.
Ученик №1:
Предание гласит, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова-на-Нерли после смерти своего любимого сына Изяслава – в память о нём. Поэтому светлой грустью веет от этой стоящей на берегу Нерли церкви. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился сверкающий белизной храм, словно свеча, вырастающая над просторами заливных лугов.
Ученик №2:
Трудно поверить, что храм Покрова-на-Нерли только чудом спасён от гибели. И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.
Ученик №3
Церковь Покрова-на-Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают её постройку с победоносным походом полков на Волжскую Булгарию в 1164 году – в этом месте и погиб молодой князь Изяслав.
Ученик №4:
Храм был посвящён новому на Руси празднику – Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия митрополита и константинопольского патриарха и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородице Владимирской земле.
Ученик №5:
Место для постройки церкви – пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму – указал сам Андрей Боголюбский. Из-за широкого весеннего половодья специально под храм было сооружено высокое основание – искусственный холм из глины и булыжного камня.
Ученик №6:
Конструктивно храм Покрова-на-Нерли чрезвычайно прост – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный храм.Светлый и лёгкий храм Покрова-на-Нерли – это воплощение победы духа над материей. Сказочная лёгкость форм храма создаёт впечатление невесомости, устремлённости ввысь.
Ученик №7:
Неизвестные архитекторы постарались придать этому сооружению ощущение движения. Совершенно невозможно заметить, что стены храма наклонены слегка внутрь, и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Венчает церковь полукружие главы, которая раньше была шлемовидной. А сейчас напоминает луковицу.
Ученик №8:
Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада наверху находится рельефная фигура библейского царя Давида-псалмопевца. Давид играет на лире, а слушают его львы, птицы и грифоны. Птицы – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа.
Ученик№9:
Храм Покрова-на-Нерли, как выдающееся произведение русских мастеров. Получил всемирную известность и признание, стал своеобразной визитной карточкой России.
Ученик №10
По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит в дали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая,
Так подобрана складно ты,
Что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты –
Так в округе твой очерк точен,
Ты так здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землёй рождена. Н.Коржавин.
IV.Слово гостям
1) На нашем занятии присутствуют гости, это ученики 11бкласса, ребята представят вашему вниманию презентацию "Деревянная сказка Руси", посвященную архитектурному комплексу в Кижах, которую они выполнили в качестве зачётной работы на уроках по мировой художественной культуре. Им слово.
V. Беседа с классом:
назовите особенности древнерусской культуры;
вспомните истоки, корни древнерусской культуры;
каков был характер древнерусской культуры?
какие храмы сегодня были иллюстрацией к нашей теме?
как наш край связан с древнерусской культурой?
какой вклад в историю русской культуры можем внести мы лично, каждый из нас?
VI.Рефлексия.
Учитель: Пришло время подвести итог. Прошу обратить внимание на вопросы, которые были поставлены в начале урока, давайте на них ответим.
Сделаем вместе вывод с помощью хорошо освоенного вами приёма «синквейн». Выберем тему «Храм».
Видеофоном идёт демонстрация слайдов храмов Древней Руси (Святой Софии в Киеве, Дмитриевский собор во Владимире, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Архангельский собор Кремля, Благовещенский собор Кремля, Колокольня Ивана Великого в Кремле, Храм Василия Блаженного). Звучит музыка.
Когда я с изумлением смотрю
На эти древнерусские соборы,
Я вижу с них, подобно звонарю,
Родных лесов и пажитей просторы.
Не чад кадил, не слепоту сердец,
Взалкавших недоступного им рая,
А творчества слепительный венец,
Вознёсшегося, время попирая.
Великий Новгород и древний Псков –
Нас от врага спасавшие твердыни –
Вот что в искусстве старых мастеров
Пленяет нас и радует поныне.
Был точен глаз их, воля их крепка,
Был красоты полёт в дерзаньях отчих,
Они умели строить на века.
Благословим же труд безвестных зодчих!
Сегодня звучала инструментальная музыка, которая помогла нам прочувствовать всю красоту древнерусской архитектуры, автор – Пол Морет, композиция «Последний день лета»;
и стихи поэтов: Рождественского, Коржавина, Блока.
Провести это внеклассное мероприятие мне помогли девятиклассники, которые посещали элективный курс «В профессию – через творчество!».
Спасибо всем за работу и внимание!
Список литературы
1. Березовой Л.Г., Берменова Н.П. История русской культуры: в 2 ч. – М.:ВЛАДОС, 2002.
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1: От древнейших времён до 16века. Очерки, - М.:Искусство,1985.
3.Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб.: Союз, 1998.
Размещено чт, 05/11/2009 - 00:22 пользователем Татьяна Геннадьевна Боровкова.
Материал урока подобран хороший, тема благоприятна для размышления. Хотелось бы оценить и презентации, которые наверняка украсили урок. Возникает несколько вопросов к автору. Этот конспект урока или внеклассного мероприятия? К уроку особые требования. И хотелось бы услышать пояснения относительно типологии урока/занятия. Как-то обобщения изученного материала не видно. Большой объем нового присутствует, это верно. Но в любом случае, спасибо за ваш опыт.
Из названия понятно, что это внеклассное мероприятие. А иллюстративный и звуковой ряд не помешали бы, в этом согласна с Татьяной Геннадьевной. Я знаю, что это первый опыт автора по размещению материалов в ОК, поэтому с благодарностью принимаем, а дополнения всегда можно сделать
Коллеги, спасибо за интерес к моей работе и первому опыту публикации. Учту все пожелания. Это заключительное, обобщающее занятие по предпрофильному элективному курсу в 9 классе. Открытое мероприятие. Презентацию пытаюсь прикрепить уже 3 раз.Надеюсь повезёт.
На: Методическая разработка урока-презентации по истории русско
Материал урока подобран хороший, тема благоприятна для размышления. Хотелось бы оценить и презентации, которые наверняка украсили урок. Возникает несколько вопросов к автору. Этот конспект урока или внеклассного мероприятия? К уроку особые требования. И хотелось бы услышать пояснения относительно типологии урока/занятия. Как-то обобщения изученного материала не видно. Большой объем нового присутствует, это верно. Но в любом случае, спасибо за ваш опыт.
На: Методическая разработка урока-презентации по истории русско
Из названия понятно, что это внеклассное мероприятие. А иллюстративный и звуковой ряд не помешали бы, в этом согласна с Татьяной Геннадьевной. Я знаю, что это первый опыт автора по размещению материалов в ОК, поэтому с благодарностью принимаем, а дополнения всегда можно сделать
На: Методическая разработка урока-презентации по истории русско
Название я тоже прочитала. Меня смутило несоответствие
Тип: внеклассное занятие.
На: Методическая разработка урока-презентации по истории русско
Коллеги, спасибо за интерес к моей работе и первому опыту публикации. Учту все пожелания. Это заключительное, обобщающее занятие по предпрофильному элективному курсу в 9 классе. Открытое мероприятие. Презентацию пытаюсь прикрепить уже 3 раз.Надеюсь повезёт.