День русского языка проводится вне классного кабинета, необходим погожий день.
Для осуществления необычного путешествия, дети разбиваются на группы по пять-шесть человек. К каждой группе прикрепляется ведущий из числа вожатых-старшеклассников. Всем выдаются карандаши и ручки, вручаются бейджики.
Педагог - игронавт: Вчерашний день прошел для населения планеты Гум-гам весьма плодотворно: ими разгаданы все математические задачи, открыты все двери и, самое главное, добыта карта таинственного путешествия под названием «Пешеходная игрусия»!
Вы умеете играть в пешеходную игрусию? Нет? Ну что ж, наверное, не все еще ребята умеют играть в эту игру. Благодаря нашему путеводителю, мы тоже научимся.
Ведь это просто здорово, в такой прекрасный день играть в пешеходов, чем сидеть на стуле в душной комнате!
Вы надели свои шляпы особой формы: бейсболки, панамки и кепки? Тогда зовите лучших игрунов, всех, кто в эту минуту не может жить без пешеходной игрусии!
Погода подходящая: дождя нет, легкий ветерок и небольшие облака! Открываем карту, произносим кричалку: Ходусия – ползусия,скачусия – прыгусия, прекрасная игрусия, забавная игра!.. и отправляемся в путь…
1 пункт.(Определяется по карте, дальнейшие пункты следования пешеходных игрунов становятся известны им после выполнения заданий на каждом этапе маршрута).
- Хватит с меня всяких замечаний! – решительно заявил сам себе четвероклассник Боря Сумкин, припомнив свой прошлый учебный год. - Теперь всё будет по – другому. И перед началом занятий Боря обернул все учебники и тетради в чистую бумагу.
Пришёл он в школу, а у ребят учебники тоже обёрнуты. Выходит, зря старался!
«Сочиню стихи про ученье, - решил Боря. – Стихи ещё никто из ребят в школьную стенгазету не писал».
И сочинил. Длинные. А конец такой:
В своих стихах я хочу всех призвать
Учиться на «четыре» и «пять»!
Не очень складные стихи получились, но дельные. Только не пришлось их редактору отдать. Перед занятиями не успел, а в перемену уже поздно было. На первом уроке Боря двойку получил. Накануне-то весь вечер стихи сочинял, вот и не успел ничего выучить.
«Как же всё-таки показать себя? – ломал голову Боря и вдруг просиял: - До чего ж хорошо получилось, что мне двойку поставили! Только одной двойки мало. Одну исправишь, никого не удивишь. Вот нахватаю пять или шесть, да все в один день исправлю, - тогда от похвал деваться будет некуда».
И Боря стал ждать новых двоек…
Только вот разрешат ли ему одноклассники получить их. Как вы считаете?
Допишите рассказ.
Ребята после решения задания получают направление ко второму пункту маршрута от наблюдателя:
Второй пункт пешеходной игрусии находится в том месте, где каменная женщина держит в руках лавровую ветвь. (памятник на берегу Амура).
2 пункт.
С хитрым иксом я дружу.
По секрету вам скажу:
Выбегая из тетрадки, задает он мне загадки.
Кто ответит, например,
Что такое икс + р.
Думал я весь день вчера,
Что такое икс + ра.
Подсказал мне старший брат,
Что такое икс + рат.
Догадался я без брата,
Что такое икс + рата.
Икс + н + ра + та,
То с бензином, то пуста.
Икс + та + на + ра.
Кто решил, тому «Ура!».
Подсказка наблюдателя: «Я считаю, что везде надо переставлять буквы до тех пор, пока не получатся слова. А ты как думаешь?»
Ребята после правильного решения задания получают направление к третьему пункту маршрута от наблюдателя:
Теперь вы должны отыскать то место, где любят встречаться влюбленные, а еще там проводятся конкурсы бардовской песни ( танцплощадка в парке культуры и отдыха).
3 пункт.
Вот задачка – «Дважды три».
Буквы в клеточках смотри
И запомни, как отгадки
Расположены внутри.
К
П
С
А
Р
О
К
А
П
У
С
Т
А
П
Р
У
Ж
И
Н
А
С
О
С
И
С
К
А
Т
Н
К
А
А
А
Разобрался? Дальше сам
Все расставишь по местам.
1. Меня ищите в винегрете.
2. А я упрямей всех на свете.
3. Меня едят в вареном виде,
И я за это не в обиде.
I
- Боюсь попасть я щуке в зубы.
- Во мне и флейты есть и трубы.
- Меня услышать каждый рад,
Я драгоценней всех похвал.
II
- Все очень хвалят голос мой.
- Не провались в меня зимой.
- А я хитра, меня боится
И рысь, и мудрая волчица.
III
- Меня сгибает сом в дугу.
- Я укусить тебя могу.
- Я малышей прогнал из сквера,
С меня не надо брать примера.
IV
- Меня принес ты в первый класс.
- Мной должен быть любой из вас.
- Знаком ты с именем моим,
Я вел рабов на Древний Рим.
V
- Я шустрый, желтый
- Не флейта я, но и не дудка!
- Боитесь пальчики обжечь?
А я бесстрашно лезу в печь!
Ребята после правильного решения задания получают направление к четвертому пункту маршрута от наблюдателя:
Эта дверь ведет к духовной пище и культурному образу времяпровождения. (крыльцо кинотеатра «Родина»).
4 пункт.
Кто они и где они, отыщи и не спугни!
- Бодро здесь я пропою
Песню звонкую свою.
- Мне в лесу совсем не худо,
Да и сам я просто чудо!
- Даже спящего луня
Опасайтесь, как огня!
- Дайте мух – и каждый раз
Я б ликуя, пел для вас.
- Старый пруд, сосна и стог,
Здесь гнездо я свить бы мог.
- Высоко летает стриж,
Но со мною не сравнишь.
- Мойте клювики росой,
Каждый день перед едой.
- Поздний час, глаза глядят
Еле-еле: спать хотят.
- Ночью спрячься и молчи:
Жадны страшные сычи!
* * *
Здесь какая-нибудь птица
В каждых двух строках таится.
Пробираясь среди слов,
Их увидит птицелов.
Примечание наблюдателя: «Я обнаружил десять птиц, не считая луня, стрижа, клеста и сыча. А вы сколько?»
Ребята после правильного решения задания получают направление к пятому пункту маршрута от наблюдателя:
Здесь мы выплескиваем свою энергию, заряжаемся бодростью, приобретаем силу духа и тела (школьный стадион).
5 пункт.
Необходимо заранее подготовить картинку, где будет изображен сюжет стихотворения: в центре – бегущая лисица, на заднем плане село. Там кричащий Кузьма с решетом на голове. Ближе расположен лес, на переднем плане – овраг, из которого пытается вылететь петух. Наблюдателю необходимо медленно, четко проговаривая слова читать стихотворение Н. Разговорова, останавливаясь после каждого двустишия.
Чем раньше по ходу стихотворения вы догадаетесь, что изображено на картинке, тем быстрее получите маршрут дальнейшего следования.
Что мешает?
Эй, держи, хватай! В лесу
Ловят рыжую лису.
Су.
Шум и гам. Народу тьма.
Громче всех кричит Кузьма.
Ма.
Он без куртки, без пальто.
Вместо шапки решето.
То.
Из оврага, где ольха,
Слышны крики петуха.
Ха.
Изловить лесу б неплохо.
Да мешает…
Ребята после правильного решения задания получают направление к шестому пункту маршрута от наблюдателя:
Шестой пункт вашего пути находится в том месте, где вы впервые познакомились с разными специальными науками (школьное крыльцо).
6 пункт.
Кто играет в прятки?
Три, четыре, восемь, семь!
Я зимою сено ем.
Три, двенадцать, девять, три!
Зря в меня ты не смотри.
Два, шестнадцать, сто, один!
Это – джунглей властелин.
Девять, три, пятнадцать, пять!
Я даю команду: «Спать!».
Десять, три, четыре, семь!
Я приказываю всем
Разгадать скорей загадки!
Семь, шестнадцать, девять, два!
Кто играет с вами в прятки?
Что за хитрые слова?
Примечание наблюдателя: «Конечно, вы и сами догадались, что одинаковые числа означают одинаковые буквы. Действуйте смелей! По-моему пять – это мягкий знак».
Ребята после правильного решения задания получают направление к седьмому пункту маршрута от наблюдателя:
Следующий этап находится там, где хранится то, что вам крайне необходимо для того, чтобы успешно грызть гранит науки (читальный зал районной библиотеки).
7 пункт.
Однажды слон, лиса,
Уж, ёж, сова, удод,
Чиж, грач, кабан, коза,
Бизон, барсук, енот,
С
Л
О
Н
Л
И
С
А
Б
А
Р
С
У
К
У
С
Е
Н
О
Т
К
Ч
Д
О
А
У
К
Р
О
И
О
В
К
Ж
О
А
К
Ж
Д
А
У
Т
Ё
Ж
Б
О
С
Ё
Л
Г
Р
А
Ч
А
З
Л
А
Б
И
З
О
Н
Н
А
Акула, крот и … но
Должны найти в сами,
Кто с ними был еще, -
Сошлись в большом вигваме.
Запомните: лиса, слон, уж, сова, енот,
Чиж, грач, кабан, коза, бизон, барсук, удод,
Акула и… забыли мы крота! –
Сидели на полу, не открывая рта,
И слушали… Кого?
Кто песни пел в вигваме?
Напоминаю вам, должны найти вы сами!
Примечание наблюдателя: «Чтобы обнаружить певца, аккуратно карандашом вычеркните найденных вами в табличке звере; слова расположены по горизонтали, вертикали и диагонали (сверху вниз). Выпишите оставшиеся буквы и составьте из них имя веселого артиста.».
Ребята после правильного решения задания получают направление к предпоследнему пункту маршрута от наблюдателя:
Это то место, где есть, что покушать, где можно найти много сладостей и вкусностей, и где рады всем, кто входит в эту дверь (магазин на углу улиц Советской и Невельского).
8 пункт.
Необходимо заранее подготовить картинку, где будет изображен сюжет стихотворения. Но лягушат нужно спрятать на берегу за вербой среди других животных, которые могут прятаться от дождя под деревом.
Наблюдателю необходимо медленно, четко проговаривая слова читать стихотворение Н. Разговорова, останавливаясь после каждого двустишия.
Чем раньше по ходу стихотворения вы догадаетесь, что изображено на картинке, тем быстрее получите маршрут дальнейшего следования.
Кто под вербой?
Тучи давят на поля,
Будет воду пить земля.
Ля.
Гладь реки. На берегу
Ветер вербу гнет в дугу.
Гу.
Слева крыша шалаша,
Сложен он из камыша.
Ша.
Словно красный сок граната,
Над рекой лучи заката.
Та.
Кто под вербой на картине,
Поищи посередине.
Последняя маршрутная прямая должна лежать к началу пешеходной игрусии, где ребят будет ждать приз (например, большой кулек конфет)
Вы должны найти то место, где проходит вся ваша внешкольная жизнь, где вам рады и всегда вас ждут: хоть летом, хоть зимой (Центр внешкольной работы).
На: «Пешеходная игрусия»
Интересный , необычный урок
На: «Пешеходная игрусия»
Спасибо, Оксана Александровна.
Буду рада, если кому-то пригодится мой труд.
На: «Пешеходная игрусия»
....