Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Народная физиономия языка» (предупреждение ошибок, вызванных употреблением фразеологизмов).

Размещено: elen2009 - чт, 29/10/2009 - 16:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ермолина Елена Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ "Предивинская СОШ", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1) Вспомнить известное о фразеологии и фразеологических оборотах, углубить и расширить знания учащихся по теме урока. 2) Научить школьников находить ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов, продолжить работу по предупреждению данного вида ошибок. 3) Развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи. 4) Повышать речевую культуру школьников, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
22
Используемые учебники и учебные пособия: 
«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова,«Школьный фразеологический словарь русского языка», Э.А. Вартаньян «Путешествие в слово», Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова»
Используемое оборудование: 
проектор, компьютер
Используемые ЦОР: 
компьютерная презентация (PowerPoint)
Краткое описание: 
Готовя в течение нескольких лет учащихся школы к ЕГЭ по русскому языку, замечала, что ученики выпускных классов часто допускают ошибки в заданиях, проверяющих знания по теме «Фразеология». Я решила разработать урок, который не только обобщит знания учащихся по этой теме, но и расширит их, углубит, привлечет внимание к устойчивым выражениям, ведь фразеологизмы, по мнению В.Г. Белинского, составляют «народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство». Информационно-коммуникационные технологии позволили активизировать познавательную деятельность учащихся. Каждый этап урока сопровождается соответствующими слайдами. Задания и упражнения расположены с постоянным наращиванием трудностей. Моя задача – показать ученикам, что фразеологизмы делают речь ярче, образней. Не случайно устойчивые выражения используются как в художественном, так и публицистическом стилях речи. А для того чтобы уместно и правильно употреблять фразеологизмы, необходимо чаще обращаться к словарям и справочникам. Помня о том, что развитие речи – ведущий принцип преподавания русского языка, основное внимание на уроке я уделила предупреждению ошибок, вызванных употреблением устойчивых выражений. Данный тест позволяет проверить, насколько хорошо ученики знают структуру, значение фразеологизмов. В тесте приводятся 8 предложений с устойчивыми выражениями, часто встречающимися в речи, но лишь два фразеологизма даны без искажений. Задача учащихся – определить, какая допущена ошибка в использованном обороте. Сложность заданий соответствует уровню базовых знаний курса средней школы. На выполнение теста отводится 6 минут. После окончания работы компьютер выставит оценки, укажет, на какое правило допущены ошибки. Данный урок можно использовать в качестве повторения по теме «Фразеология» в 8 классах. Также урок может быть применен в 9 классах во время подготовки к экзаменам.
Информационно-коммуникационные технологии использовались на всех этапах повторительно-обобщающего урока «Народная физиономия языка» (предупреждение ошибок, вызванных употреблением фразеологических оборотов в речи). Методы обучения русскому языку на данном уроке /по уровню активности познавательной деятельности/ следующие: объяснительно-иллюстративный (беседа, сообщение учителя), проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации, решение частной лексической задачи), исследовательский (анализ языковых единиц во взаимосвязи и взаимодействии). Подготовленная презентация как средство обучения позволяет решать поставленные учителем цели наиболее эффективно. Основная задача презентации заключается не только в том, чтобы помочь учащимся повторить, обобщить и закрепить знания по теме «Фразеология», но и в том, чтобы расширить рамки школьной программы (на уроке вводилось новое понятие «Перифраза»). Для выполнения презентации использовалась программа Microsoft Power Point. В презентации -35 слайдов. Слайд 1 –Рисунок-символ урока с использованием ИКТ, текст с указанием предмета и класса. Слайд 2 – Текстовая информация с указанием темы урока, эпиграфа. Слайд 3 – Рисунок, изображающий детское понимание фразеологизма «живут на ножах». Слайд 4 – Табличная информация для проверки понимания 16 устойчивых оборотов (заполняется по мере ответов учащихся). Соблюдается дидактический принцип: при любом ответе ученик должен видеть верный ответ. Слайд 5 – Текст, содержащий теоретические сведения по теме «Фразеология». Слайд 6 – Иллюстрация. Фотографии 5 различных словарей и справочников по фразеологии. Слайд 7 – Схема «Источники возникновения фразеологизмов». Слайд 8–12 – Иллюстрации с пояснениями к 5 фразеологизмам, пришедшим из греческой мифологии. Слайд 13- 18 – Интерактивный контроль на знание фразеологических оборотов и их лексического значения. Слайд 19 – Табличная информация, проверяющая сочетаемость слов в устойчивых оборотах (иллюстрация с подсказкой). Слайд 20 – Фотография страницы и внешнего вида «Фразеологического словаря русского языка». Страница словаря содержит устойчивые выражения со словом «держать». Слайд 21 – Текст с правильными вариантами ответов (6 фразеологизмов со словом «нога») к заданию олимпиадного характера. Слайд 22 – Текст на выбор правильного варианта ответа «Четвертый лишний». Слайд 23 – Таблица к заданию «Найди антонимическую пару». Слайд 24 – Таблица с правильными вариантами ответа, выделенными цветовыми решениями, на задание слайда 23. Слайд 25 – Текст-задание к компьютерному тесту. Слайд 26 – Текст с правильными вариантами ответов тестовых заданий. Слайд 27 – Текст – эпиграф, позволяющий сформулировать выводы по итогам выполнения различных заданий. Слайд 28 – Текст – серия из предложений художественных текстов, в которых используются фразеологические обороты. Слайд 29 – Текст-задание к упражнению. Слайд 30 – Текст из 11 предложений, в одном из которых используется фразеологический оборот. Задача учеников – найти это предложение. Слайд 31-32 – Текстовая и графическая информация, готовящая к введению в речь учащихся нового тропа «перифраза» (перифраза активно используется в публицистическом стиле). Слайд 33 – Фотография словаря перифраз, текст, поясняющий особенности тропа «перифраза». Слайд 34 – Фотографии, служащие эмоциональным фоном при подведении итогов урока. Слайд 35 – Текст - домашнее задание. После завершения повторения по теме ученикам предлагалось выполнить контрольный тест на компьютере, главное назначение которого – получение учителем оперативной «обратной связи» о ходе усвоения основного учебного материала по теме «Фразеология». В основу теста положен известный способ проверки знаний – контрольные задания с выборкой варианта ответа. На выполнение контрольно-диагностирующего упражнения отводилось 6 минут (это время не выходит за рамки оптимального времени фактического взаимодействия учеников с компьютером). Учащиеся должны были внимательно прочитать каждое из восьми предложений, определить, есть ли в нем ошибка, связанная со структурой, пониманием устойчивого выражения. В двух предложениях нет ошибок, в двух имеются на знание лексического значения фразеологизмов, в двух других использованы фразеологизмы с искаженной структурой, еще в двух «смешались» несколько оборотов в одном). Тест позволяет учителю индивидуально поработать с учащимися, у которых тестовые задания вызывают трудности. После выполнения теста компьютер выдает оценку за проделанную работу, показывает не только, в каких предложениях допущена ошибка, но и на какое правило. На мой взгляд, уместно на уроке обсудить трудные варианты задания. Например, многие ученики не знают, что фразеологизм «о двух головах» означает «безрассудно смелый». Как следствие – выбор неправильного варианта ответа в предложении В НАШЕМ КЛАССЕ САМЫЙ УМНЫЙ АРТЕМ. ОН У НАС О ДВУХ ГОЛОВАХ. Выполняя тест, учащиеся проявляли большой интерес к предложениям, потому что они составлены с практической точки зрения (все на школьную

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Сообщество педагогов Большемуртинского района

Оценка материала

...


 

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн