Информационно-коммуникационные технологии использовались на всех этапах повторительно-обобщающего урока «Народная физиономия языка» (предупреждение ошибок, вызванных употреблением фразеологических оборотов в речи). Методы обучения русскому языку на данном уроке /по уровню активности познавательной деятельности/ следующие: объяснительно-иллюстративный (беседа, сообщение учителя), проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации, решение частной лексической задачи), исследовательский (анализ языковых единиц во взаимосвязи и взаимодействии). Подготовленная презентация как средство обучения позволяет решать поставленные учителем цели наиболее эффективно. Основная задача презентации заключается не только в том, чтобы помочь учащимся повторить, обобщить и закрепить знания по теме «Фразеология», но и в том, чтобы расширить рамки школьной программы (на уроке вводилось новое понятие «Перифраза»). Для выполнения презентации использовалась программа Microsoft Power Point. В презентации -35 слайдов. Слайд 1 –Рисунок-символ урока с использованием ИКТ, текст с указанием предмета и класса. Слайд 2 – Текстовая информация с указанием темы урока, эпиграфа. Слайд 3 – Рисунок, изображающий детское понимание фразеологизма «живут на ножах». Слайд 4 – Табличная информация для проверки понимания 16 устойчивых оборотов (заполняется по мере ответов учащихся). Соблюдается дидактический принцип: при любом ответе ученик должен видеть верный ответ. Слайд 5 – Текст, содержащий теоретические сведения по теме «Фразеология». Слайд 6 – Иллюстрация. Фотографии 5 различных словарей и справочников по фразеологии. Слайд 7 – Схема «Источники возникновения фразеологизмов». Слайд 8–12 – Иллюстрации с пояснениями к 5 фразеологизмам, пришедшим из греческой мифологии. Слайд 13- 18 – Интерактивный контроль на знание фразеологических оборотов и их лексического значения. Слайд 19 – Табличная информация, проверяющая сочетаемость слов в устойчивых оборотах (иллюстрация с подсказкой). Слайд 20 – Фотография страницы и внешнего вида «Фразеологического словаря русского языка». Страница словаря содержит устойчивые выражения со словом «держать». Слайд 21 – Текст с правильными вариантами ответов (6 фразеологизмов со словом «нога») к заданию олимпиадного характера. Слайд 22 – Текст на выбор правильного варианта ответа «Четвертый лишний». Слайд 23 – Таблица к заданию «Найди антонимическую пару». Слайд 24 – Таблица с правильными вариантами ответа, выделенными цветовыми решениями, на задание слайда 23. Слайд 25 – Текст-задание к компьютерному тесту. Слайд 26 – Текст с правильными вариантами ответов тестовых заданий. Слайд 27 – Текст – эпиграф, позволяющий сформулировать выводы по итогам выполнения различных заданий. Слайд 28 – Текст – серия из предложений художественных текстов, в которых используются фразеологические обороты. Слайд 29 – Текст-задание к упражнению. Слайд 30 – Текст из 11 предложений, в одном из которых используется фразеологический оборот. Задача учеников – найти это предложение. Слайд 31-32 – Текстовая и графическая информация, готовящая к введению в речь учащихся нового тропа «перифраза» (перифраза активно используется в публицистическом стиле). Слайд 33 – Фотография словаря перифраз, текст, поясняющий особенности тропа «перифраза». Слайд 34 – Фотографии, служащие эмоциональным фоном при подведении итогов урока. Слайд 35 – Текст - домашнее задание. После завершения повторения по теме ученикам предлагалось выполнить контрольный тест на компьютере, главное назначение которого – получение учителем оперативной «обратной связи» о ходе усвоения основного учебного материала по теме «Фразеология». В основу теста положен известный способ проверки знаний – контрольные задания с выборкой варианта ответа. На выполнение контрольно-диагностирующего упражнения отводилось 6 минут (это время не выходит за рамки оптимального времени фактического взаимодействия учеников с компьютером). Учащиеся должны были внимательно прочитать каждое из восьми предложений, определить, есть ли в нем ошибка, связанная со структурой, пониманием устойчивого выражения. В двух предложениях нет ошибок, в двух имеются на знание лексического значения фразеологизмов, в двух других использованы фразеологизмы с искаженной структурой, еще в двух «смешались» несколько оборотов в одном). Тест позволяет учителю индивидуально поработать с учащимися, у которых тестовые задания вызывают трудности. После выполнения теста компьютер выдает оценку за проделанную работу, показывает не только, в каких предложениях допущена ошибка, но и на какое правило. На мой взгляд, уместно на уроке обсудить трудные варианты задания. Например, многие ученики не знают, что фразеологизм «о двух головах» означает «безрассудно смелый». Как следствие – выбор неправильного варианта ответа в предложении В НАШЕМ КЛАССЕ САМЫЙ УМНЫЙ АРТЕМ. ОН У НАС О ДВУХ ГОЛОВАХ. Выполняя тест, учащиеся проявляли большой интерес к предложениям, потому что они составлены с практической точки зрения (все на школьную