Тема:Получение и применение предельных одноатомных спиртов. Алкоголизм и его последствия.
Цели урока:
Познавательные:изучить способы получения и области применения спиртов на основе их свойств; расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.
Развивающие:продолжить развитие общеучебных умений: работа с учебником, составление опорного конспекта, заполнение таблицы; анализ информации, её обобщение, проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения.
Воспитательные:продолжить формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.
Формирование ключевых компетенций:
oценностно-смысловых(видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, вести здоровый образ жизни)
oкоммуникативных(владеть химическим языком, уметь работать в группе)
oучебно-познавательных(самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщения результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу).
Планшет и карточки с формулами для составления опорного конспекта
Реактивы и оборудование: р-р яичного белка, этиловый спирт, чистые пробирки
Спиртсодержащие медицинские препараты, средства бытовой химии (1,2 группы);
Овощи, фрукты, материалы, из которых можно получить этиловый спирт (виноград, картофель, древесные опилки)
Вещества и материалы, которые могут быть получены из этилового спирта (уксусная кислота, резиновые изделия)
«Творец, Ты человеку клад вручил,
Но он, глупец, богатства те
Напрасно расточил…»
Дж. Герберт
Ход урока:
I.Организационный этап.
II.Ориентировочно-мотивационный этап.
Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на своих столах. Среди них - медицинские препараты, средства бытовой химии, резиновые изделия, уксусная кислота
В) производство уксусного альдегида - уксусной кислоты
2. Медицина
Растворитель, дезинфицирующее средство
3. Парфюмерия
Растворитель, дезинфицирующее средство
4. Топливо (горючее для двигателей
внутреннего сгорания)
Горит, высокое октановое число горючей смеси
Р.горения:
5. Пищевая промышленность
(изготовление спиртных напитков)
? ? ?
[разрыв – несоответствие]
Заполняют таблицу
Проверка ( слайды 6,7) и обсуждение
Самопроверка
Учитель помогает ученикам увидеть проблему (подводит к ней) и предлагает ее сформулировать.
Проблема:
Огромные масштабы производства и употребление населением всего мира токсичного вещества
6.Алкоголизм и его последствия (слайд 8)
Остановимся подробнее на этом несоответствии.
Цель:
химическим путем подтвердить вредное влияние алкоголя на организм человека;
установить последствия злоупотребления алкоголем;
высказать свою точку зрения на бытующие в народе высказывания по поводу употребления алкоголя, аргументировать свою позицию.
Учитель предлагает ученикам выполнить задания по группам (5-7 мин)
Приложение 1.
Работают в группе. Используют предоставленные информационные материалы, учебник по анатомии, справочную литературу.
Ответы учеников
(слайды 9-14)
7. Последствия алкоголизма (слайды 15,16)
8. Химическое подтверждение вредного воздействия алкоголя на организм.
Слайд 17
1.Лабораторный опыт.
Цель: выяснить,как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.
Учащиеся проводят опыт, отмечают наблюдения и формулируют вывод.
Вывод:под действием спирта происходит денатурация белка, т.е. необратимо разрушается его структура и свойства.
Слайд 18
Демонстрация " Денатурация под действием спирта"
Учитель проводит демонстрацию: действиет на раствор крови спиртом
Учащиеся отмечают наблюдения и формулируют вывод.
Рисунок для проведения опыта.
Вывод: алкоголь вызывает разрушение эритроцитов, тем самым,нарушая газообмен в организме.
7.3. Метаболизм спирта. Какие превращения происходят со спиртом в организме?
От 70 до 95 % алкоголя окисляется в печени.
CH3COH - ацетальдегид (в 10-30 раз токсичнее спирта, алкогольная интоксикация)
Записывают уравнение реакции:
O
//
C2H5OH + [O]àCH3C +H2O
\
H
CH3COOH– уксусная кислота – образуется при окислении Б,У,Ж естественным путем, её накопление нарушает равновесие в обмене веществ, это проявляется в ожирении печени.
O O
// //
CH3C + [O]à CH3C
\ \
HOH
Вывод: алкоголь участвует в обмене веществ, значит, может вызвать физическую зависимость.
7.4. Дегидратирующее действие спирта
Почему после употребления алкоголя человек хочет пить? Роль воды для организма.
Спирты оттягивают молекулыН2Оот белков. Белки, потеряв гидратную оболочку дегратируются, это ведет к нарушению их биологической активности. Соответственно это вызывает раннее старение и дряблость клеток.
R–OH
\ \
H…O–H
Между молекулами спиртов и водыобразуются водородные связи.
Часто жажда утоляется соленой жидкостью. Почему?
Нарушение транспорта ионовNa+и К+.
7.5. Наркологическое действие
Дифильные молекулы обладают наркологическим свойством.
R
−OH
гидрофобная часть гидрофильная часть
Мембраны живых клеток тоже состоят из дифильных молекул. Поэтому молекулыROHвзаимодействуют с ними и влияют на их проницаемость, это ведет к нарушению нервных импульсов. На этом основано наркотическое действие алкоголя.
7.5.
Используя рисунки, расскажите о влиянии алкоголя на разные системы органов.
Читают, рассматривают рисунки, выбирают то, что относится к их теме, высказываются монологически.
Каково физиологическое воздействие алкоголя?
На какие системы органов оказывает влияние?
Ответы учащихся:
1.Нервная система.
Алкоголь оказывает возбуждающее действие (первые минуты), затем угнетающее.
-нервные клетки разрушаются, стареют;
-распад волокон, связывающих нервные клетки – нарушается взаимодействие мозговых структур;
-тормозится потребление О2 клетками, участки мозга испытывают кислородное голодание;
-понижается активность ферментов, которые катализируют распад АТФ с выделением энергии;
Алкоголь вызывает ферментативно-витаминную недостаточность, нарушается обмен витамина В1, развивается симметричное поражение нервов (слабость, дрожание мышц, расстройство сердечно-сосудистой системы, нарушается репродуктивная функция, поражается генетический аппарат и развивающийся плод).
Вывод:
разрушение белков;
разрушение эритроцитов;
дегидратирующее воздействие;
участие в обменных процессах (физиологическая зависимость).
Букет для пьяницы:
Букет для пьяницы:
Люди, злоупотребляющие алкоголем, имеют «букет» самых тяжелых заболеваний.
Внимательно изучите названия болезней.
Какими из них страдают пьяницы.
Что это за болезни?
Какими бы болезнями вы дополнили этот «букет».
Итак, все названные болезни являются следствием злоупотребления алкоголем, каковы же причины?
Давайте послушаем басню С.Михалкова «Заяц во хмелю», а затем ответим на вопрос:
Каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?
Как называются вещества, оказывающие влияние на психику?
Что такое наркотик? В чём его опасность?
Учащиеся формируют вывод: алкоголь – психоактивное вещество, обладает наркотическими свойствами.
Справка: Алкоголь – наркотик № 1.
В России производится 8,5 л 100% алкоголя на душу населения в год.
Легальный наркотик.
Торговая сеть – лучшая в мире.
Великий покровитель – государство.
От алкоголя умирает
От наркотиков
Россия - 2002 г. на учете ~ 3 млн.человек (по оценкам специалистов 7- 10 млн.)
>1 тыс.подростков (наркоманов менее 1 млн.)
из-за алкоголизма мужчины живут на 18 лет меньше, чем в США
на 12 лет меньше, чем в Европе.
Последствия алкоголизма.
Видеофрагмент
-травмы;
-дорожно-транспортные происшествия;
-преступления (хулиганство, грабежи, насилие, убийства – более 50 %);
-разрушение семьи (страдают близкие люди, за алкоголизм родителей расплачиваются дети);
-человек утрачивает духовные потребности и волевые качества.
Заключение.
В заключение давайте обратимся к эпиграфу урока. О каком кладе идет речь? Какие для человека ценности в жизни самые важные? Здоровье…
Посмотрите подборку газетных объявлений. Это поздравления.
Люди желают друг другу, прежде всего здоровья и тогда рядом будет успех, удача, семейное благополучие. За здоровье не надо пить.
За праздничным столом, вспоминайте, что «Пьянство – это упражнение в безумии, а алкоголизм – страшная, тяжелая болезнь», и тогда Вы не переступите эту черную черту, за которой горе и слезы наших близких, людей, которые нас любят, которым мы нужны.