Урок развития речи на основе знакомства с окружающим миром.Тема: Смена времен года. Деревья осенью.
Размещено: Елена Арапова - пн, 26/10/2009 - 09:03
Урок развития речи на основе знакомства с окружающим миром
( с использованием интерактивной доски ).
Тема: Смена времен года. Деревья осенью.
Цель: Актуализация знаний, умений и навыков.
Задачи:
- Отработать навык самостоятельного составления описательного рассказа, развитие словообразовательной функции речи;
- Развивать зрительную память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
- Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: Интерактивная доска.
Коробки с листьями.
Ход урока.
Организационный момент.
а) Упражнение на развитие памяти. Учитель демонстрирует через видеопроектор ряд изображений деревьев. Затем просит закрыть глаза, в это время меняет местами изображения или удаляет одну из них. Предлагает назвать, что изменилось, назвать исходный порядок.
Елка- елочка( На доске- перечисленные слова, справа- зетемнение экрана. Ребятам предлагается написать свой вариант слова, экран опустить , сравнить с правильным вариантом).
- Образуйте слова от слова лес: лесной, лесок, лесник ( На доска написан «лес», и части слова -ок, -ной,- ник. Ребята подставляют части так, чтобы образовалось новое слово.)
Измени слово по образцу: ( на доске- вариант изменения числа сущ.. Ребятам предлагается дописать словосочетание:
Одна береза- много берез;
Одна сосна- много …;
Одна ель- много … . ;
Введение в тему.
а) Упражнения в узнавании и описании времен года. (На доске демострируется ряд картинок- лес в разное время года. Задача детей- правильно назвать времена года). Предлагается ответить на проблемный вопрос-« Как , глядя на дерево, можно узнать, какое в данный момент время года?» Озвучивается тема урока.
3. Актуализация знаний.
а) упражнение в составлении предложений. (На доске- недописанные предложения. В ходе беседы с учителем проговариваются варианты возможных окончаний фраз: ….
Новые слова (типа «листопад») выделены цветом. Объясняется их значение.
б). упражнение в зрительном узнавании( развитие зрительного восприятия). «Перед вами- коробки с листьями. Вы собрали их во время листопада. Сейчас вы посмотрите все листья ирасскажете, каким деревьям они принадлежат».( На доске в это время демонстрируются изображения различных листьев. Есть все, кроме листьев дуба). Создание проблемной ситуации- детям предлагается написать названия тех листьев, которые они нашли в коробках рядом с их изображением на доске. Выяснение- каких листьев нет, что это за дерево, ответы на вопросы учителя. Зарисовка листьев в тетрадь, подписывание.
Аннотация к работе
Сведение об авторе: Логопед- дефектолог Арапова Елена Александровна
Предмет, класс: Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром, 4 класс(С(К) К 8 вида)
тема: «Деревья осенью»
Место занятия в учебном процессе : тема «Сезонные изменения в природе», урок № 8.
Форма занятия: Урок- закрепление темы с применение ИТК
( интерактивной доски).
Название используемого ЦОР:
Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:
Этап работы
Форма использования ИКТ
цель
Организационный
Демонстрация иллюстративного ряда и использование ресурсов интерактивной доски для выполнения практических заданий на развитие памяти; лексические упражнения.
Создание рабочего настроя на урок. Развитие зрительного восприятия и памяти.
Этап актуализации знаний
Демонстрация иллюстративного ряда и использование ресурсов интерактивной доски для выполнения практических упражнений на установление последовательности, составление предложений, упражнений в зрительном узнавании.
Повторение пройденного, вхождение в новую тему
Создание проблемной ситуации.
Объяснение нового материала
Демонстрация иллюстративного ряда.
Формулировка темы и постановка целей и задач урока. Использование наглядности материала для повышения мотивации, включения в работу зрительного и моторного анализаторов.
Подведение итогов урока
Использование ресурсов интерактивной доски- упражнения в составлении предложений и рассказа
Контрольное задание для закрепления пройденного материала. Оценивание работы учащихся.
III.Методическая часть
Название этапа урока
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Использование ЦОР
Страница,№
Прогнозируемый результат
Организацион-ный
Проверка готовности каждого ученика к уроку, настрой на урок. Предлагает выполнить на инт.доске упражнения на развитие зрительного внимания, памяти; лексические упражнения на словоизменение и словообразование.
Проверяют самостоятельно готовность к уроку, настраиваются на урок.Выполняют практические упражнения.
Страница 1, 2, 3
Создание рабочего настроя на урок
Введение в тему
Читает загадки, иллюстрируя ответы. Предлагает установить последовательность времен года.
После ответов обязательно похвалить учеников.
Предлагает ответить на проблемный вопрос: «Как, глядя на дерево, можно определить время года?»
Отгадывают загадки, выполняют практическое упражнение на доске. Через ответы на загадки и вопросы учителя приходят к пониманию, о чем пойдет речь на уроке.
Страница 4,5,6,7,8,9.
Вспомнить и сопоставить историю всеобщую и отечественную
Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока
Предлагает выполнить практические задания на интерактивной доске.
Рассказывает, проводит обобщающую беседу, сопровождая свои объяснения демонстрацией иллюстрационного ряда.
Упражняются в составлении предложений- достраивают фразу, упражняются в зрительном узнавании листьев, демонстрируемыхна экране и имеющихся у них на столах, разгадывают кроссворд. Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои варианты ответов с правильными ответами на доске.
Страница 10,11,12,13,
14,15.
Самостоятельная постановка цели и задач урока учениками.
Закрепление пройденного
Предлагает из ранее составленных детьми предложений составить связный рассказ, меняя последовательность предложений в тексте.
Работают с интерактивной доской, предлагая свои варианты рассказа. Проверяют свой вариант ответа с предложенным учителем.
Страница 16,17.
№ страницы
Что показывает
Как показывает
Для чего
1
ряд изображений деревьев
Меняет расположение, удаляет одно из изображений
Для развития зрительного восприятия и памяти
2,3
Образец словообразования
Половина экрана затемнена. Затемнение убирается постепенно, давая возможность произвести самоконтроль
Отработка навыка словообразования
4
Образец словоизменения
Предлагается дописать слово в фразе
Для отработки навыка словоизменения
5,6,7,8
Лес в различные времена года
Демонстрируется после отгадывания детьми загадки
Упражняются в мыслительных операциях синтеза и анализа.
9,10
Изображение времен года в произвольном порядке
Самостоятельно устанавливают последовательность времен года
Предлагается ответить на проблемный вопрос- «Как, глядя на дерево, можно узнать, какое время года?» Озвучивается тема урока.
11
Недописанные предложения, варианты окончания фраз.