Культура России середины – второй половины XVIII века.Образование и наука.
Основные понятия:
воспитательный дом, солдатская школа, институт, университет, паровая машина
Основные даты:
1786г. – устав, предусматривавший открытие главных и малых народных училищ в городах
8 января 1755г.– открытие Московского университета
1756 г. – начало издания первой общественной газеты
1765 г. – открытие Вольного экономического общества
Персоналии:
Иван Иванович Шувалов
Михаил Васильевич Ломоносов
Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова
Иван Иванович Бецкой
Василий Никитич Татищев
Иван Иванович Ползунов
Иван Петрович Кулибин
Михаил Михайлович Щербатов
Леонард Эйлер
Витус Беринг
Ход урока
1. Организационный момент. Настрой на позитивную работу.
2. Обозначив тему урока, учитель на основе принципа личностного целеполагания ученика на уроке, предлагает детям самим сформулировать цель или цели данного урока.
2.1.Организация работы в парах по документам (найти основную проблему):
Из сочинений немецкого философа XVIII в. Иммануила Канта.
Просвещение - выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого.
Из сочинений князя Михаила Михайловича Щербатова (XVIII в.).
«В истину могу я сказать, что если, вступя позже других народов в путь просвещения, нам ничего не оставалось более, как благоразумно последовать стезям прежде просвещенных народов. Но тогда де достигли того, что...... несть любви к отечеству, ибо почти все служат более для пользы своей, нежели для пользы отечества....» .
А.А.Герман, Т.С. Иларионова, И.Р.Плеве. История немцев России. Хрестоматия.- М.,2005. …..Сеть церковных немецких школ создавала систему начального образования для низших слоев общества. По характеру школа была конфессиональной (церковной), такой же, как в германских княжествах.
С 7-14 лет мальчики и девочки должны были посещать школу для освоения основ религиозного учения. В школе учили чтению печатного текста по Библии, отчасти письму, счёту, библейской истории. Главное внимание уделялось заучиванию наизусть катехизиса, молитв, церковных гимнов, текста Библии. Несомненно, важное качество немецкой школы - всеобщая обязательность, все дети, достигшие семилетнего возраста были обязаны посещать школу. Какой либо нормативный акт, регламентирующий создание школ, отсутствовал, так как к 1764 году в России не существовало никакого образования для крестьян. Поэтому колонисты заботились о школах сами. Учителя были на содержании общины.
История Саратовского края с древнейших времен до наших дней. – Саратов, 2008
В конце VIII века в Саратове существовала гарнизонная школа, преобразованная затем в военно-сиротское отделение, воспитанники которого , преимущественно сыновья солдат и еврейские мальчики, назывались кантонистами и готовились к военной службе.
В имении Зубриловка князь Ф.С.Голицын открыл два пансиона – для мальчиков и для девочек, где обучались дети окрестных помещиков. В имении князя Куракина имелась рисовальная школа для подготовки собственных художников, музыкальная школа для обучения пению и игре на различных музыкальных инструментах. Во многих усадьбах губернии собирались библиотеки по разным отраслям знаний.
(Каждый обучающийся записывает проблему (или основную мысль) в тетради).
2.2. Работа в группах (объединяются ребята на основании работы с общими документами). Всего 4 группы. Задание: выделите из перечисленных проблем наиболее значимые, запишите в любой форме на листе (формат А3), выберите выступающего.
2.3. Докажите свою точку зрения, применяя в качестве аргументов документ и изученные исторические факты.
На доске появляются 4 листа с определенными этапами развития образования и науки данного периода.
В конце урока мы попытаемся ответить на вопрос: произошел ли прогресс в решении обозначенных проблем?
Организация обсуждения через галерею портретов и видеоряд. В тетради обучающиеся записывают новые сведения ( рекомендуемый вид – таблица):
Ф.И.О.
Достижения
Новые понятия
На экран поэтапно выводится необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы:
Академия наук.
Роль немецких ученых в создании, работе и направлениях Академии наук России. Как вы думаете, почему? (немецкие ученые, приглашенные еще Петром 1, стояли у истоков отечественной науки).
Естественные и гуманитарные науки.
Наука имела свое практическое применение. Важна роль академических экспедиций в освоении и открытии новых земель, природных ресурсов, описании новых территорий России и народов, ее населяющих. Главные открытия русских ученых в сфере естественных наук. Назовите имена выдающихся деятелей русской исторической науки. Перечислите главные изобретения XVIII века. К каким сферам жизни они относились? Чем интересны изобретения Кулибина?
Система образования.
В правление Екатерины II были созданы первые общеобразовательные школы, открыты 2 гимназии, одна из которых – разночинская. Кто был инициатором создания Московского университета (М.В.Ломоносов, И.Шувалов). Почему правительство Екатерины II всемерно стремилось увеличить сеть учебных заведений в России? Назовите иностранцев – деятелей науки, много сделавших для развития научных знаний и образования в России.
2.5. Попробуем ответить на вопрос, поставленный перед началом обсуждения видеоряда.
Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями, учреждаются институты, кадетские корпуса, воспитательные дома. Одной их главных заслуг можно считать первый опыт в России по созданию системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян)
Суть Просвещения – раскрыть людям глаза на разумные принципы организации общества, продвинуть из к познанию мира и самого себя. Попытки выработать принципы устройства будущего общества, где люди обретут свободу, равенство, благосостояние, мир, веротерпимость. Народ поймет, что никто не имеет права его угнетать. Дворяне осознают, сколь несправедливо и позорно притеснение народа, какой вред оно наносит всему обществу.
Просвещение было поддержано и самодержавием, и дворянством. Они стремились использовать культурные веяния в интересах сохранения существующих порядков.
Русские просветители не уставали говорить о нераскрытых творческих возможностях.
2.6. Тестовые задания (раздаются каждому, работа для класса по 2 вариантам).
3. Подведение итогов и результатов урока.
3.2. Домашнее задание: взять интервью у родителей, родственников, учителей на тему «Чем отличается российское образование второй половины XVIII века от современного?» (цель: обучающиеся должны самостоятельно на следующем уроке проанализировать интервью, выявить ошибки).
3.3. Выставление оценок, их аргументация (с элементами самооценки обучающихся).
3.4. Оценка учителем успешности обучающихся в достижении цели урока, перспектива на будущее.