3 мин.
|
Вступительное слово учителя:
Милосердие, сопереживание – самые благородные чувства человека. «Сотвори добро» - гласит древняя мудрость. Это просто: достаточно поступить с другим человеком так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой. Но как сложно порой бывает выполнить старинное правило! А порой и невозможно, если человек глух, чёрств к сопереживанию. Молчит душа его. Возможно, одним из средств, помогающим воспитать в человеке эти качества и является искусство?
(высвечивается тема «Сопереживание – великая тема искусства»
- Ребята, что значит «сопереживать»?
(высвечивается понятие «сопереживание»)
- а как вы думаете, это качество заложено в каждом человеке с рождения?
- Значит, ребята, нужно учиться чувствовать.
Учиться чувствовать…Что значит, учиться чувствовать? Необычная задача? Да. Понимать душевное состояние другого человека, умение поставить себя на место другого человека; понять интересы другого человека как свои собственные. Сложно?
|
мотивировать деятельность учащихся на уроке
|
слушают
отвечают:
Сопереживать – значит сочувствовать кому – то как себе, понимать его душевное состояние.
- Нет, не с рождения
|
|
1 мин
|
Постановка цели урока: Как выдумаете, а какая цель у нашего урока? Для постановки цели надо спросить себя, что мы все вместе сегодня узнаем? Чему все вместе научимся? Что каждый из нас сумеет сегодня сделать?
Сегодня будем учиться понимать чувства другого и чувствовать сами, а поможет нам в этом рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче».Вы попробуете себя в роли писателей и художников, создадите творческие работы, которые,…я думаю, поразят своим содержанием. Интересно? Итак, в путь, в путь за новым и неизведанным!
Я надеюсь, что работа наша будет плодотворной, потому что ваш учитель говорит о вас, как о самых лучших учениках, талантливых. Поэтому, я надеюсь, что и сегодня вы, как и прежде, будете маленькими звёздочками. Я в вас верю!
|
мотивировать деятельность учащихся на уроке
|
слушают, обдумывают цель урока.
|
|
5 мин.
5 мин.
|
Работа с учебником:
- А как это показывает нам автор рассказа? Как выдумаете, он сочувствует Петьке? Найдите в тексте авторские характеристики Петьки?
- Какую деталь подчёркивает автор?
- За счёт каких художественно – выразительных средств автору удаётся передать личное чувство сопереживания?
- Какие чувства испытывает Петька? (в городе, на даче)
- А какие чувства испытывали вы, когда читали эти строки?
- Вы все испытывали эти чувства?
Вывод: Посмотрите, ребята, всего две страницы текста, в которых описывается несколько дней из жизни Петьки. Но как эмоционально насыщены эти дни! Сколько пережито мгновений счастья и несчастья!
- вы радуетесь вместе с Петькой и счастливы вместе с ним. Вы переживаете за него. Значит, нам с вами небезразлично, что происходит с героем рассказа. Нам хочется помочь ему?
- Всегда ли он был счастлив?
- Всегда ли вы бываете счастливы?
- Бываете ли вы несчастны, если кому-то плохо?
Тренинг «Катастрофа».
Вывод: посмотрите, ребята, и мы с вами не всегда готовы понять чью – то беду, сопереживать. Значит, нам с вами нужно учиться чувствовать.
|
Выявить наличие чувства сопереживания, возникающее при чтении описания Петьки.
Цель: показать авторское отношение к персонажу.
- нет (аргументируют текстом)
выявить умение сопереживать окружающим людям.
|
находят в тексте описание Петьки, зачитывают; высказываются на вопросы учителя.
Дети читают:
«худая маленькая ручка»
«маленькую, худую фигурку»
«этого маленького карлика»
«в глазах светилась тоска»
- маленький, худенький.
(автору жалко Петьку, он употребляет уменьшительно – ласкательную форму.
- эпитеты «маленький», худенький
- метафора «в глазах светилась тоска
6 учащихся участвуют в тренинге, остальные принимают участие в обсуждении.
|
инструктирует тренинг
|
2 мин.
3 мин.
5 мин.
6 мин.
|
Новый материал:
1. Художественное чтение текста.
- Может, в этом нам поможет рассказ «Петька на даче»?
Послушайте, пожалуйста, отрывок из рассказа, и попытайтесь представить события, о которых пойдёт речь и встать на место Петьки.
- Какое чувство вы испытывали, слушая отрывок?
- Вам хотелось помочь Петьке? Это ещё раз подтверждает, что вы способны на добрые дела. Значит, вы можете сопереживать.
2. Знакомство с новым понятием:
- Во время чтения рассказа вы испытывали разные чувства: вы радовались, жалели, переживали, и это, прежде всего, говорит о вас как о людях нравственных.
- Так что же такое «нравственность»?
(высвечивается на мониторе «нравственность»)
- Посмотрите. Какие качества включает в себя понятие «нравственность! Все ли качества мы можем отнести к себе? Я не прошу ответа на этот вопрос сейчас, но в душе вы сами себя. Конечно, спросите.
- Итак. Мы продолжаем с вами тему сопереживание в искусстве. Главному герою рассказа «Петька на даче» мы сочувствовали. Сопереживали. Этому нас учил мастер слова, писатель Л.Н. Андреев.
- При помощи каких средств писателю удаётся так передать состояние Петьки, что мы, читатели, сопереживали его горю?
(высвечивается на мониторе: художественно – выразительные средства, деталь, слово)
3. Работа над картиной:
- Но не только произведения литературы способны вызвать чувство сопереживания, но и произведения живописи.
(высвечивается картина В.Перова «Тройка»)
- Обратите внимание на картину, попробуйте понять её содержание.
- Попробуйте описать одного из героев по плану.
- Скажите, хоть одна яркая краска использована автором картины?
- Почему?
- какие чувства вы испытываете к героям картины Перова?
- Скажите, чем похожи, на ваш взгляд, герои картины В. Перова и главный герой рассказа Л.Н. Андреева?
- посмотрите, ребята, как похожи чувства. Для передачи чувств, впечатлений Л. Андреев использовал слово. А что использует художник, чтобы показать детское горе, чтобы зритель испытал чувство сопереживания?
(высвечивается: краски, колорит, композиция, свет)
Вывод: Посмотрите, ребята, как много нам с вами может сказать картина! Рассказ! Произведения искусства могут нас волновать, брать, что называется, за душу и оставлять равнодушными, не трогать, нравиться или не нравиться, быть по духу своим и близким или чужим и далёким. Но всё это, ребята, лишь при условии, если… мы его…понимаем. Сопереживаем вместе с автором произведения искусства.
4. Закрепление материала.
- А для чего художники и писатели в своих произведениях говорят о сопереживании?
- Конечно, ведь произведения искусства, созданные настоящими мастерами, являются просто светом, озаряющим наши лица, пробуждающим в нас нравственные качества, но они нас ещё и воспитывают, помогают нам сформироваться как личности.
- сегодня вам предоставляется возможность почувствовать себя в роли писателей и художников, вы создадите произведения, которые, я надеюсь, вызовут у зрителя чувство сопереживания.
«Художники» закрасят на «Палитре чувств» полоску краской, которая соответствует вашему чувству, испытанному при чтении рассказа «Петька на даче» и картине «Тройка».
«Писатели» напишут ответ на вопрос «какая нравственная проблема в рассказе «Петька на даче» или «Какими нравственными качествами должен обладать человек?»
- За дело, творцы! Я буду работать вместе с вами и на «Палитре чувств» будет и моё чувство, ведь я сопереживала героям рассказа и картины вместе с вами.
- Напишу вместе с вами творческую работу.
(по окончании работы) обсуждение работ (1 работа на усмотрение учителя)
- Почему именно такой цвет выбрали для передачи чувства?
|
научить умению чувствовать душевное состояние героя рассказа Петьки.
Цель: научить сопереживать героям картины
Цель: научить применять полученные на уроке знания.
|
слушают отрывок
- сопереживали
- когда человек может сопереживать кому – то, жалеть кого – то.
- художественно – выразительные средства
- деталь
- слово
учащиеся молча рассматривают картину
- Мне жалко героев картины, потому что…
- работают по плану
- нет
- потому что изображено детское горе, их безрадостная жизнь.
- мне их жалко, потому что….
- у них безрадостное детство, тяжёлое, их некому защитить.
- нет ярких красок
- колорит холодный
- свет падает только на фигуры детей
- композиция составлена так, что важное, а это труд детей, выведено на передний план.
- чтоб мы научились видеть буду чью – то, и попытаться изменить хоть что-то.
работают по командам:
команда «Художники» создаёт рисунок по кругу «Палитра чувств» по рассказу «Петька на даче» и картине «Тройка».
команда «Писатели» пишут творческую работу по заданному началу.
|
читает отрывок из рассказа.
- подводит к пониманию понятия
проводит беседу по картине
инструктирует работу команд.
работает с детьми, консультирует их по мере необходимости
|