Один из критериев успешности учителя - использование современных образовательных технологий
Размещено: Елена Викторовна Тимакова - пт, 09/10/2009 - 22:44
Школа непрерывно развивается. При этом ее развитие либо поддерживается и описывается, анализируется наукой, либо идет вне ее усилий.
Я двадцать четыре года проработала в сельской малокомплектной школе, из них 11 лет завучем. И хотя сегодня я директор городской школы с наполняемостью в 500 человек, поговорить хочется именно о сельской малокомплектной. Начальная школа на селе – это почти всегда комплект, где обучаются все 4 класса вместе, или, что чаще всего – по два класса, как было у нас в течение 14 лет.
Попробуем найти методическую литературу, которая бы показала, каким образом построить урок в разновозрастном классе, дала бы образцы построения таких уроков. Мне кажется, вся наука сегодня, в основном, работает только на городскую школу. И учитель там профессионал, и дети там на порядок выше, и возможностей для инноваций больше.
Моя практика работы в сельской школе показывает, что и сельский учитель может создать новый комфортный образовательный процесс, может построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребенка, может изменить школу, сделать ее современной. В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых образовательных технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов. Уверена, не призывы к модернизации образовательного процесса, не разработка очередных программ совершенствования и развития обновляют школу. Ее обновляет учитель, овладевший новыми технологиями обучения и воспитания.
Что такое современные технологии на уроке?
Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе. Противники считают, что технологизация образовательного процесса в принципе невозможна в силу его специфики, которая выражается в творческом личностном взаимодействии учителя с учащимися, а личность как таковая уникальна, а, следовательно, неповторима. Сторонники - предполагают, что внедрение образовательных технологий позволит более эффективно решить задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе.
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Но каждый решает эту проблему по-своему.
В практике работы учителей сельской малокомплектной школы немало примеров уроков с применением современных образовательных технологий: это и урок-мастерская, и урок-проект, и проблемный урок.
Но чаще всего актуальным является учебное занятие. Переход на качественно новый этап работы сельской малокомплектной школы обуславливает необходимость организационного переустройства учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей, совершенствование методических принципов, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов школьников, реализацией их творческого потенциала, что позволит сделать приоритетным развитие личности ребенка. Урок как форма организации образовательного процесса не всегда способствует реализации определенных положений. А учебное занятие выступает как альтернативная форма, позволяющая педагогу строить адаптивный процесс обучения, ориентируясь на особенности каждого ребенка.
Учебное занятие – это такой способ организации учебного процесса, в основе которого предусматривается создание наиболее благоприятного режима для организации собственной познавательной деятельности детей. В его структуре есть место и краткосрочным проектам-событиям, и творческим мастерским, а без постановки проблем здесь просто не обойтись.
На таком уроке учитель чаще всего пользуется технологией использования типовой схемы учебного занятия.
В малокомплектной начальной школе остро стоит вопрос: как составить план урока? Ведь план урока должен отражать его специфику. Трудность его в том, что в одном и том же плане урока параллельно определяется содержание учебных занятий в двух или нескольких классах и общая их организация. План должен быть максимально кратким, но в то же время содержать материал, необходимый для проведения урока. В нем четко формируется тема урока, цели и названия этапов, вопросы, отражается содержание заданий для самостоятельной работы, дополнительный материал (вопросы, задания), который может быть использован в беседе или дан ребятам, досрочно справившимся с основным заданием. Большое значение имеет точное время начала и окончания каждого этапа урока. Это даёт возможность полнее реализовать задуманную организацию детей.
Цели такого занятия:
- создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для организации собственной познавательной деятельности детей;
- обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
- приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Такие занятия имеют свои особенности. Во-первых, определяется продолжительность каждого этапа занятия учителем с учетом конкретных условий работы, возраста учащихся, особенностей психофизического развития, сложности изучаемой темы для конкретного класса. Во-вторых, обязательно создаётся благоприятный эмоциональный фон для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся (а без неё в классе-комплекте нельзя). В-третьих, изменяется общий бюджет времени: сокращается монолог учителя и увеличивается время на самостоятельную познавательную деятельность учащихся. В-четвёртых, изменяется оценочная деятельность учителя путем формирования действий самооценки и самоконтроля учащихся. В-пятых, организуется совместная деятельность учащихся и учителя, учащихся в группах различного состава, основанная на внутренней мотивации, диалоговом общении. И как правило, именно в ходе такого занятия создаются условия для постепенного и последовательного перехода к субъект-субъектным отношениям в учебном процессе.
Результативность такого учебного занятия в малокомплектной школе зависит от его подготовки. Готовясь к уроку, учитель должен настолько хорошо продумать логику учебного процесса, чтобы предвидеть, где возникнут затруднения, и ему необходимо подключиться к работе, т.е. заранее выделить так называемые "зоны особого педагогического внимания". Часть уроков в классах - комплектах может иметь общие этапы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение
учителя, играют, выполняют задание.
В качестве примера привожу технологические схемы учебных занятий учителей начальных классов, конспекты уроков к ним и примеры самоанализа уроков педагогами.
В описанной мной технологии можно найти и достоинства, и недостатки. Выбор за вами.
Размещено вс, 11/10/2009 - 09:19 пользователем Владимир Владимирович Анненков.
Использование учителем сельской школы современных технологий - проблема весьма острая. Хотелось бы видеть её обсуждение сельскими учителями (и не только самозаписавшимися участниками семинара ВИПКРО). И в этом нужна поддержка методистов ВИПКРО
Размещено ср, 14/10/2009 - 18:46 пользователем Анна Евгеньевна Плужникова.
Если работу учителя многие считают подвигом, то работу в сельской малокомплектной школе надо считать трижды подвигом! Я думаю, что материал очень нужный, и согласнв с ВВ, что эту тему надо бы хорошо пропиарить!
Думаю, что проблемы с ОК на этой неделе не позволили всем участникам семинара просмотреть новые материалы. Но сейчас, когда положение нормализовалось, на эту страничку народ непременно заглянет :)
Елена Викторовна, спасибо за трудоемкий материал. Я с трудом представляю, как так можно преподавать! Это такой труд! Началка - это основа всех основ. то что мы получаем в основную школу строится на вашей базе. Я всегда очень уважительно, и даже с восхищеним отнощусь к уителям начальной школы за их труд: несмышленных мальчишек и девчонок научить читать, писать, считать, дисциплине и порядку, но почитав ваши материалы - просто преклоняюсь.
Размещено вт, 20/10/2009 - 17:37 пользователем Елена Викторовна Тимакова.
Уважаемые коллеги! Большое спаибо за Ваши комментарии. Действительно, работа в малокомплектной школе - это одна из проблем сегодняшнего образования, которую необходимо решать сообща. Тимакова Елена Викторовна.
Комментарий был изменен с момента создания (Ltimakowa, вт, 20/10/2009 - 17:37).
Организация учебного процесса в малокомплектной сельской школе
На: Организация учебного процесса в малокомплектной сельской шко
Если работу учителя многие считают подвигом, то работу в сельской малокомплектной школе надо считать трижды подвигом! Я думаю, что материал очень нужный, и согласнв с ВВ, что эту тему надо бы хорошо пропиарить!
На: Один из критериев успешности учителя - использование совреме
На: Один из критериев успешности учителя - использование совреме
Елена Викторовна, спасибо за трудоемкий материал. Я с трудом представляю, как так можно преподавать! Это такой труд! Началка - это основа всех основ. то что мы получаем в основную школу строится на вашей базе. Я всегда очень уважительно, и даже с восхищеним отнощусь к уителям начальной школы за их труд: несмышленных мальчишек и девчонок научить читать, писать, считать, дисциплине и порядку, но почитав ваши материалы - просто преклоняюсь.
На: Один из критериев успешности учителя - использование совреме
Очень интересный опыт преподавания! Какая системность, методичность, глубина работы!! Замечательно!
На: Один из критериев успешности учителя - использование совреме
Уважаемые коллеги! Большое спаибо за Ваши комментарии. Действительно, работа в малокомплектной школе - это одна из проблем сегодняшнего образования, которую необходимо решать сообща. Тимакова Елена Викторовна.