Внутрикурсовая связь- Великая Отечественная война, развитие культуры в период 30-40 годов 20 века
Урок- литературно- исторический монтаж.
Эпиграф урока:…Не всё, что было на войне,
Что надо знать моей стране,
Запечатлели документы.
Кто даже думать не привык,
Об этом скажет: « Это плохо».
Уйдёт последний фронтовик,
А с ним уйдёт его эпоха.
Н.Фёдоров
Поэт- фронтовик г.Саратова
10.00 .Звонок.
Под музыку Матвиенко «Берёзы» выходят учителя, здороваются, сажают детей.
Л.А.читает стихотворение «»-
Г.В.-Дорогие ребята и уважаемые гости, вы все поняли что сегодня наш урок « Пусть память верную…хранят…и наших внуков внуки» будет посвящён знакомству с творчеством саратовских поэтов в годы Великой Отечественной войны, с нашим стремлением через это творчество осознать истоки победы советского народа не только в могуществе оружия, а в безграничном патриотизме , преданности Родине. То о чём много говорят ветераны войны и труда, то о чём с дрожью в сердце вспоминают войны принимавшие участие в локальных военных актах. Так давайте наш урок начнём с того, что вспомним Что же это такое Родина?
- А что же такое малая Родина?
-Правильно….(музыка________________ «С чего начинается Родина»)
Наша Родина- Великая и могучая Россия многое повидала за годы своего существования. Это периодический расцвет и упадок русских городов, это развитие самобытной культуры, это периодические экономические скачки, помогавшие выстоять нашему государству в самые трудные времена, это войны. Скажите пожалуйста, из того что я перечислила, что ярче всего запоминается?
(войны)
Какие крупнейшие войны или сражения вы помните?( Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва,…,Великая Отечественная война)
А о какой из перечисленных войн мы знаем больше всего?(Вов)
Да 22 июня 1941 года началась самая кровопролитная война не только для нашего государства , но и для всего мира. Все граждане нашей необъятной Родины встали на защиту её рубежей. Женщины сменяли на производстве ушедших на фронт мужей. Дети помогали стране во всём , на что хватало сил- работали в колхозах и на заводах. Тушили пожары. Присматривали за малышами. Многие из них также как и отцы воевали на полях сражений.21 июня 1941 года в здании нашей школы состоялся выпускной бал. И все одиннадцатиклассники ушли проситься на фронт. Мальчиков взяли. Девочки были направлены на курсы медицинских сестёр и в школу радистов, которая располагалась в здании школы № 99.Многие погибли, как например,… .Одна из девочек выпускниц всю войну проработала в военном госпитале № , которые с 1942 года располагался в здании нашей школы. Девушки не прекращали помогать врачам оперировать ни днём, ни ночью. В итоге это привело к тому , что у одной из них от переутомления и недоедания отказали ноги и она на всю жизнь осталась инвалидом, но до конца войны не бросала работу. Из школы радистов выпускали курсантов, которые забрасывались в тыл к немцам. Практически нашей считается выпускницей знаменитая Любовь Шевцова, которую замучили фашисты в г. Краснодоне. Среди орденоносцев были______________________________________________, совершившие настоящий подвиг_________________. И это всё они делали не ради себя или своей корысти. Это делалось для нашей с вами жизни.
( припев «Священная война» Александров)
Но не только танкисты, лётчики, разведчики и пехотинцы вели нашу страну к победе. К победе вели и те кто трудился в тылу, и те кто своими стихами и музыкой вселяли веру в нашу победу.
Л.А.-И одним из тех кто своими стихами помогал нашим соотечественникам пройти долгие дороги войны был саратовский поэт- Смирнов. Ветераны уходят , но память о них остаётся навеки.
Г.В.- А что нам ещё помимо стихов напоминает о тех годах. (Памятники). Что такое памятник? ( Скульптурное или архитектурное изображение кого-либо или чего-либо для памяти потомков).
Какие памятники, в честь воинов Великой Отечественной вы знаете?( З.Космодемьянская, М.Раскова, Танк на СХИ, Воскресенское кладбище, Музей боевой славы)
А что больше всего вам запомнилось в Музее Боевой славы?(журавли).
Вот об этом мемориальном комплексе « Журавли» было сложено немало стихов и песен. Самой популярной является песня Френкеля « Журавли» мелодию которой вы сейчас слышите, а ещё наша с вами одноклассница Суровцева Даша сочинила стихотворение об этом незабываемом монументе.
Читает Суровцева Дарья.
Л.А.-
Подводит итог литературный
Г.В.-Как вы думаете какую же роль играет поэзия в дни военных лихолетий?
Правильно. И поэтому мы с вами знаем ,что культура народа всегда поможет выстоять ему во всех невзгодах. И мы с вами будем продолжать изучать творчество саратовских писателей и поэтов, участвующих в Афганской войне, принимавших участие в боевых действиях в Чечне постоянно. Так как, не зная творчества своих земляков ,невозможно по-настоящему , бескомпромиссно любить свой край, свою Родину. И мне хочется закончить наш с вами урок словами которые мы вывели в эпиграф…..
Музыка из к/ф «Офицеры»-« От героев былых времён»
Л.А.-Сегодня на уроке отвечали…
Спасибо всем присутствующим гостям и детям за данный урок.
Размещено вс, 11/10/2009 - 20:29 пользователем Елена Евгеньевна Воробьёва.
Уважаемые коллеги! Представленный конспект не дает полного представления об уроке. Трудно судить о том, как были выполнены его цели, может быть авторы оставят дополнительные комментарии к конспекту и дополнят его другими материалами.
Размещено ср, 14/10/2009 - 00:27 пользователем Татьяна Геннадьевна Боровкова.
Может быть это фрагмент урока? Иначе как объяснить такой объем материала? Какие формы работы были использованы. кроме беседы? Автор заявляет о "Совершенствовании умения анализировать литературный текст и исторические документальные источники." А материала я не вижу. И очень смущает вид урока - литературно-исторический монтаж...
Комментарий был изменен с момента создания (бтг1965, ср, 14/10/2009 - 00:27).
На: конспект урока, презентация "Пусть память верную хранят..."
На: конспект урока, презентация "Пусть память верную хранят..."
Может быть это фрагмент урока? Иначе как объяснить такой объем материала? Какие формы работы были использованы. кроме беседы? Автор заявляет о "Совершенствовании умения анализировать литературный текст и исторические документальные источники." А материала я не вижу. И очень смущает вид урока - литературно-исторический монтаж...