Данные об авторе
Место работы, должность:
Французская общеэстетическая гимназия №26 им. А. Мальро, учитель химии высшей категории, Заслуженный учитель РФ
Регион:
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
познакомить учащихся с химическими и физическими свойствами водных растворов серной и соляной кислот и концентрированных кислот. Провести лабораторную работу с индикаторами, рассмотреть их поведение в растворах кислот.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
25
Используемые учебники и учебные пособия:
совместим с любым учебником химии
Используемое оборудование:
<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:Calibri; mso-font-alt:"Century Gothic"; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:Calibri; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:EN-US;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} <![endif]-->
Н а каждого учащегося конц. H2SO4 и конц. HCl . Вода в стаканах; разб. HCl и разб. H2SO4 . Штативы с пробирками, лакмус, метилранж. На демонстрационном столе различные виды кислот: яблочная, щавелевая, муравьиная, лимонная, аскорбиновая, молочная, уксусная.
Краткое описание:
Урок знакомит учащихся с химическими и физическими свойствами водных растворов серной и соляной кислот и концентрированных кислот. Включает проведение лабораторной работы с индикаторами, рассмотрение их поведения в растворах кислот.
<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:Calibri; mso-font-alt:"Century Gothic"; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:Calibri; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:EN-US;} p.a, li.a, div.a {mso-style-name:"Абзац списка"; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:36.0pt; mso-add-space:auto; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:Calibri; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:EN-US;} p.aCxSpFirst, li.aCxSpFirst, div.aCxSpFirst {mso-style-name:"Абзац спискаCxSpFirst"; mso-style-type:export-only; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:0cm; margin-left:36.0pt; margin-bottom:.0001pt; mso-add-space:auto; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:Calibri; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:EN-US;} p.aCxSpMiddle, li.aCxSpMiddle, div.aCxSpMiddle {mso-style-name:"Абзац спискаCxSpMiddle"; mso-style-type:export-only; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:0cm; margin-left:36.0pt; margin-bottom:.0001pt; mso-add-space:auto; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:Calibri; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:EN-US;} p.aCxSpLast, li.aCxSpLast, div.aCxSpLast {mso-style-name:"Абзац спискаCxSpLast"; mso-style-type:export-only; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:36.0pt; mso-add-space:auto; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:Calibri; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:EN-US;} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} /* List Definitions */ @list l0 {mso-list-id:434978730; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:1059372134 -2067770820 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291;} @list l0:level1 {mso-level-tab-stop:none; mso-level-number-position:left; margin-left:88.85pt; text-indent:-18.0pt;} @list l1 {mso-list-id:553975858; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:-174267738 -1903656640 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291;} @list l1:level1 {mso-level-tab-stop:none; mso-level-number-position:left; margin-left:67.65pt; text-indent:-18.0pt;} @list l2 {mso-list-id:1460222852; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:628129514 1156592676 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291;} @list l2:level1 {mso-level-tab-stop:none; mso-level-number-position:left; margin-left:67.65pt; text-indent:-18.0pt; mso-ansi-font-weight:normal;} ol {margin-bottom:0cm;} ul {margin-bottom:0cm;} --> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} <![endif]-->
Ход урока:
Проверка знаний:
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Написать уравнения реакций получения водорода при взаимодействии а) стронция;
б) алюминия и соляной кислоты.
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Написать уравнение реакции восстановления меди из оксида меди.
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Написать уравнение реакции восстановления свинца из оксида свинца.
<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->На 2-х столах: а) собрать прибор для получения кислорода;
б) собрать прибор для получения водорода.
5. Определить, в какой пробирке находится водород, а в какой кислород
Атомы водорода входят в состав кислот. Не встречались ли вы, ребята,
с кислотами? Какие вы знаете кислоты? (Учащиеся, как правило, знают много кислот).
Перечислите продукты, имеющие кислый вкус.
Изучение нового материала.
Во многих продуктах, имеющих кислый вкус, содержатся кислоты:
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Яблочная в яблоках, щавелевая в щавеле, аскорбиновая в смородине, шиповнике, молочная – при скисании молока, уксусная – при скисании виноградного сока и так далее.
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->В промышленности получают: серную, соляную, азотную.
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Откуда же произошло название кислота?
<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Физические свойства кислот.
Беседа, агрегатное состояние, цвет, запах, летучесть
Вывод: Серная кислота - бесцветная, тяжелая, маслянистая жидкость, вязкая как растительное масло, плотность 1,838 г/мл при 15 градусах, при обычной температуре нелетучая и поэтому запаха не имеет.
Соляная кислота - бесцветная жидкость, пл. 1,19 г/мл, летуча, с резким специфическим запахом.
<!--[if !supportLists]-->5. <!--[endif]-->Лабораторная работа.
Изменение окраски индикаторов
Заполнение таблицы.
Название
Формула
Внешний вид
Растворимость
Действие на индикаторы
Особые признаки
лакмус
метилоранж
Серная кислота
H2SO4
Легкоподвижная, бесцветная жидкость, тяжелее воды, маслообразная
Хорошо растворимая
красный
розовый
летучая «дымит»
Соляная кислота
HCl
Бесцветная жидкость с резким специфическим запахом.
хорошо растворимая в воде
красный
розовый
Впервые применил индикаторы английский ученый Роберт Бойль.
С 1667 года использовал индикаторную бумагу.
<!--[if !supportLists]-->6. <!--[endif]-->Измерение плотности ареометром.
<!--[if !supportLists]-->7. <!--[endif]-->Применение кислот.
<!--[if !supportLists]-->8. <!--[endif]-->Первая помощь при ожогах.
Закрепление.
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Почему концентрированную серную кислоту ставят между рамами окон на зиму?
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->В двух пробирках две кислоты: соляная и серная. Как узнать в какой пробирке, какая кислота?
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Как правильно разбавить кислоту водой?
<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Написать уравнение реакции между цинком и разбавленной серной кислотой.
Домашнее задание.