«Кодирование информации» (урок информатики в начальной школе, 2 класс)
Размещено: Мария Альбертовна Мусинская - пт, 25/09/2009 - 22:57
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, сегодня мы поиграем в ДЕТЕКТИВОВ. Тема урока нам пока неизвестна, вы видите, что на доске нарисованы человечки (в программе SmartNotebook1стр.), каждый человечек – это какая-то буква, и ваша задача – детективов, узнать тему урока. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать карточку, где есть расшифровка. В конце урока вы узнаете, какова его тема.
2.Новая тема.
-Итак, Детективу (имя ученика) попалась следующая записка, которая находится на стр.18 учебника под № 41. Он сразу понял о чем идет речь в этом послании и каким способом оно было зашифровано.
Ученик выполняет задание устно и называет способ (слова заменяются соответствующими картинками).
-В древности, первые люди, когда еще не умели писать, использовали именно такой способ передачи информации, т.е. все сообщения рисовали. Используем для наглядности ресурс «Цветной рисунок древнего человека, вырубающего на скале письмена (N 38136)»
Ученику выдается одна карточка с пляшущим человечком. Ставится оценка.
-На предыдущем уроке мы познакомились с отображение множеств. В задании № 42 есть множество букв и множество цифр. И это еще один способ, чтобы зашифровать слова. Детективы, конечно, легко справятся с этим заданием. Кто первый выполнит задание и поднимет руку, получит карточку с пляшущим человечком.
Ученики выполняют задание в учебнике.
-Но это еще не все, посмотрите, на доске написано слово баритон, а у вас в учебниках задание под буквой б. Нужно наоборот, зашифровать это слово цифрами из задания 42.
Ученик выполняет у доски, подписывая или перемещая нужные цифры (см. файл 1.jpg), остальные ученики выполняют задание в учебнике.
-Для того чтобы выполнить следующее задание, нужно вспомнить о координатах и координатной сетке.
Ученики отвечают.
-Правильно координаты нужны, чтобы определить место положения объекта. Выполняем задание №44.
Ученик работает у доски, остальные в учебниках, после выполнения задания нужно назвать способ – координатная запись. Еще одна карточка с пляшущим человечком. Используем затенение экрана.
А теперь снова обратное задание, под буквой б. Зашифруйте любое слово из букв в координатной сетке, поменяйтесь учебниками с соседом по парте, а теперь расшифруйте запись друга.
Физкультминутка. Для того чтобы не было опасных ситуаций на дорогах стоят регулировщики, которые специальными сигналами регулируют движение. Что же зашифровано в их движениях?
Руки вытянуты в стороны или опущены: со стороны левого и правого бока разрешено движение прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
Правая рука вытянута вперед: со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено
Рука поднята наверх: движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях.
Выполняем движения под диктовку учителя
-Мы перечислили уже три способа шифровки: картинки, множества, координаты, попробовали себя в роли регулировщика движения. Давайте посмотрим, какие сигналы используют моряки, чтобы обмениваться информацией, и расшифруем сообщение.
Ученик выполняет у доски, ему выдается карточка с пляшущим человечком. Используем затенение экрана.
-У вас уже есть некоторые буквы, но их мало, чтобы расшифровать тему урока. Идем дальше.
-Самый сложный способ для того, чтобы зашифровать и самый простой для расшифровки в задании № 46. Расшифруйте и укажите способ.
Оценка ставится тому ученику, кто расшифровал и верно назвал способ (первые буквы нарисованных предметов). Еще одна карточка с пляшущим человечком.
-К нам пришло письмо (в программе SmartNotebook (см. файл 2.jpg)), вот только непонятно, что же там написано. И нет никакой подсказки, каким способом зашифровано послание. Итак, детективы, какие у вас есть предположения?
Ученики выдвигают версии.
-Правильно, все буквы алфавита можно пронумеровать по порядку. У каждой буквы будет свой порядковый номер, и именно такой способ, порядковый номер буквы, использован в этом послании.
Задание выполняется на интерактивной доске и в тетрадях в клетку Ученик, первый справившийся с заданием, расшифровывает сообщение на интерактивной доске. Ему выдается карточка с пляшущим человечком. Тем ученикам, кто справился вторым и третьим, также выдаются карточки.
- Итак, все карточки у вас, вы все замечательно поработали и теперь пора узнать тему нашего урока.
Ученики, которым выдавались карточки с пляшущими человечками, подходят к доске и пишут на доске буквы, которые записаны с обратной стороны карточек, под соответствующим человечком.
Молодцы, вы очень хорошие детективы, так как справились с таким трудным заданием.
Итак, тема нашего урока – КОДИРОВАНИЕ.
- Что же такое КОДИРОВАНИЕ? Любую информацию можно КОДИРОВАТЬ. То есть представить так, что смысл сообщения становится понятен только в случае, если у вас есть код (шифр). Повторим способы, которые использовались для кодирования:
· Целые рисунки;
· Первые буквы рисунков;
· Координаты;
· Порядковый номер буквы и др.
Кроме этого для кодирования можно использовать ребусы (№45), анаграммы, загадки, цвета, фигуры, знаки и т.д., например, для кодирования мелодий используют ноты, специальные знаки; долгое время азбуку Морзе использовали для передачи информации на расстояния. В компьютере всю информацию кодируют при помощи нулей и единиц.
Во все времена люди пользовались кодом для того, чтобы упростить или сократить запись, чтобы не дать прочитать послание, чтобы понимать друг друга и т.д. Когда же код известен или найден, то говорят, что сообщение декодировано.
Дополнительные задания.
Если достаточно времени, то можно выполнить следующие задания.
- Я назвала еще один способ кодирования, которого нет в учебнике – азбука Морзе. Декодируем сообщение, записанное азбукой Морзе. Выполняем задание по цепочке. Используем ресурс «Декодирование сообщения, записанного азбукой Морзе (вариант учителя) (N 184039)»
- А вам интересно как зашифровывали послания индейцы? Давайте посмотрим и расшифруем. Используем ресурс «Декодирование сообщения, записанного индейской азбукой (вариант ученика) (N 38104)»
3.Подведение итогов урока:
- Чему вы учились и научились на уроке?
- Какие задания показались вам особенно интересными?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Что вы расскажете родителям об этом уроке?
4.Домашнее задание.
Стр:21 №49 в учебнике. В тетрадях в клетку закодировать свое имя и фамилию любым понравившимся способом.
На: «Кодирование информации» (урок информатики в начальной школе
Очень интересный урок, познавательный, много дополнительной информации, интересные задания, спасибо.