Тема заседания РМО учителей истории и обществознания: «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории»
Размещено: Елена Анатольевна Прокопенко - пт, 25/09/2009 - 11:38
Заседание РМО учителей истории и обществознания Новосокольнического района. Тема: «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории»
Обсуждаемые вопросы:
Навыки самостоятельной работы на уроке истории как способ развития познавательного интереса к изучению истории.
(При обсуждении вопроса педагоги отмечают, что нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только “от случая к случаю” провести интересный урок. Здесь, как и во всем остальном, необходим комплексный подход:
активные методы обучения:необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности;
создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью:большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает;
эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Приводятся примеры из опыта работы, обсуждаются различные формы организации обучения, включающих разные виды познавательной активности учащихся, которые были успешно апробированы.)
Краеведческая работа как средство развития познавательного интереса к изучению истории.
( Интересным видом краеведческой работы учащихся является составление летописи истории села, когда они фактически выступают в роли исследователей. Обычно такой работой занимаются члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов. Этот вид работы позволяет изучать исторический материал на уроках, прошлое родного края, оценить огромные преобразования, которые произошли в нем за годы его существования, приобрести навыки самостоятельной работы с историко-краеведческой книгой, архивными материалами, периодической печатью, заняться поиском материалов о знатных земляках.
Для выполнения работы создаются поисковые группы учащихся по конкретным заданиям:
История создания села.
Образование колхоза.
История школьного образования.
Обряды и праздники.
По военным дорогам односельчан.
Исследовательский метод обучения находит применение тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности. Обдумав поставленную задачу, ученики намечают план поиска, строят предположение, определяют способ ее проверки. Проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают их, обобщают, доказывают, делают выводы, пишут рефераты.
Приводятся примеры из опыта краеведческой работы.)
Подводится итог работы. Заседание методического совета в форме круглого стола позволило установить, что прочны лишь знания, добытые собственным трудом с приложением мыслительных усилий. Активный творческий поиск, который создается при проведении самостоятельных работ, позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности, воспитывать в себе навыки самообразования, развивает интерес к истории.
На: Тема заседания РМО учителей истории и обществознания: «Разви
Спасибо, очень интересный опыт!
Всего доброго!