Используемые учебники и учебные пособия:
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
села Александровского Александровского района Ставропольского края
Разработка урока литературы
по творчеству А.А. Фета
«Целый мир от красоты..»,
проведенного в 6 классе
учителем русского языка и литературы
Некрасовой Светланой Павловной
2008 г.
Тема урока: А.А. Фет «Целый мир от красоты..»
Эпиграф:
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать её начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
Цель: учить эстетическому восприятию лирического произведения через формирование зрительных образов; продолжить формирование умения понять настроение, чувства поэта, способы создания образов и умение соотносить их с собственными мыслями и ощущениями.
Задачи:
Образовательная: формировать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации; обучать выразительному чтению стихотворений, умению выявлять в них выразительно- изобразительные средства языка;
Развивающая: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, культуру общения и речи.
Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека;
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формирование компетенций: информационная, коммуникативная.
Оборудование:
- учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной;
- фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» под ред. В.Я. Коровиной;
- иллюстрации к стихотворениям А.Фета (электронный вариант);
- музыкальные произведения;
- карточки с литературоведческими терминами;
- карточки для работы в группах;
- карточки оценивания;
- презентация;
- компьютер;
- мультимедийная установка.
Ход урока
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята. Добрый день, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас сегодня и надеемся, что наши души и сердца будут объединены одним высоким словом - Поэзия. А посвящен наш урок будет творчеству прекрасного русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета (слайд № 1)
- Тема сегодняшнего урока (слайд №2)
- Ребята, прочитайте тему вслух (читают, ставя логическое ударение на разных словах).
- Посмотрите, всего 4 слова, а как по-разному они прозвучали. Почему?
(У каждого свое собственное восприятие)
- Несмотря на разницу в интонации, какие слова, по-вашему, главные?
(Мир, красота)
- Теперь прослушайте стихотворение полностью и определите, какие еще важные слова появились в следующих строчках (слайд №3)
- Сделайте вывод, какие важнейшие понятия в нашей жизни объединяет это стихотворение А.А.Фета. (Мир, красота, природа, человек, добро, человечность)
- Да, красота, по-мнению А. Фета, вездесуща. Она во всем: в колебании воздуха, в каждой росинке, в звуках голоса, в звоне ручья… Проходят годы и века, меняются поколения, изменяется природа и люди. А стихи А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета звучат для нас так же свежо и ново, и мы по-прежнему ищем в них ответы на важные для себя вопросы. Сегодня я предлагаю вам попробовать найти ответ на еще один очень интересный вопрос.
- Обратите внимание на последние строчки стихотворения.
2. Постановка проблемного вопроса: (слайд №4)
Можно ли назвать поэзию Фета, пользуясь строками его стихотворения, «вечной» и «человечной»? Почему?
3. Целеполагание и планирование деятельности.
- Давайте все вместе попробуем определить, что мы должны сделать, чтобы решить эту проблему.
4. Проверка домашнего задания
- Вести наш дальнейший разговор я не могу без представления тех, кто помог мне подготовить этот урок.
1 группа – «Библиографы».
- Мы изучили биографию А.А. Фета, используя учебник, обратились к библиографическому словарю, некоторые ребята использовали интернет. И сегодня мы готовы поделиться своими находками.
2 группа – «Теоретики»
- Мы поможем вам вспомнить теоретические вопросы: приемы выразительного чтения, выразительно-изобразительные средства языка. Для этого мы подготовили нужные карточки. Думаем, это будет полезно.
3 группа «Творческая»
- Мы подобрали музыку, иллюстрации к стихотворениям, стихи в исполнении мастеров художественного слова, записали романс на стихи А.Фета, подготовили презентацию. Надеемся, вам понравится.
5. Компетентностные задания:
1) Информационная компетентность. Извлечение вторичной информации. 2 уровень.
-Предоставляем слово группе библиографов. (Рассказывают об А.А. Фете) (слайд №5)
2) Информационная компетентность. Планирование информационного поиска. 1 уровень.
- Для продолжения работы давайте вспомним некоторые литературоведческие понятия ( слайды № 6, 7)
6. Прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного слова.
- А сейчас сядьте удобно, распахните свое сердце навстречу красоте и послушайте стихи А.А. Фета в исполнении мастеров художественного слова.
Компетентностное задание. Продуктивная групповая коммуникация. 1 уровень.
1) «Ель рукавом мне тропинку завесила»(слайды № 8,9,10 )
- Какие чувства вы испытали, слушая это стихотворение?
- Посоветуйтесь в группе и запишите только одно слово, по мнению вашей группы, самое точное.
- Назовите его.
2) «Еще майская ночь»( слайды №11 -16 )
-Что вы испытали во время прослушивания этого стихотворения?
- Посоветуйтесь в группе и запишите только одно слово, по мнению вашей группы, самое точное.
- Назовите его.
3) «Учись у них, у дуба, у березы…»( слайды № 17-24 )
- Какое состояние души вы пережили во время прослушивания этого стихотворения?
- Каким одним словом можно его определить?
- Назовите его
Обобщение: Итак, какие слова у нас прозвучали после прослушивания всех стихотворений? Попробуйте подобрать к ним еще слова-синонимы.
Компетентностное задание. Извлечение первичной информации. 2 уровень.
7. Работа над вопросами к стихотворению.
- А теперь вас ждет самостоятельная творческая работа в группах.
1. Определите, над каким стихотворением вы будете работать.
2. Какой дополнительный материал вам понадобится?
3. Помните, что вы можете работать все вместе, а можете распределить задания.
7. Обсуждение работы в группах.
- Выслушать всех и подвести итоги нашей работы мы сможем на следующем уроке.
8. Творческая мастерская. (слайд № 25-26)
Коммуникативная компетенция. Обработка информации. Уровень2.
- Ребята, легко ли было подбирать нужные слова?
- Сверьте ваши варианты с тем, что написано у А. Фета.
- Некоторые считают, что поэтом быть легко. Что думаете по этому поводу вы теперь ?
9.Рефлексия
-Ребята, а теперь, поработав над стихотворениями и что-то поняв по-новому, попробуйте ответить на главный вопрос нашего урока.
- Какие слова, прозвучавшие сегодня, существовали всегда и будут существовать вечно?
- А какие из них прозвучали в стихотворениях А.А. Фета?
- Можем ли мы теперь утверждать, что его поэзия «вечна» и «человечна»?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы так же, как и А. Фет, увидеть «целый мир от красоты»?
- А давайте попробуем прямо сейчас увидеть красоту! В чем она для вас?
- Спасибо, мне было очень интересно вас слушать.
10. Заполнение карточек по рефлексии.
- Сейчас я даю вам минутку на размышление, пожалуйста, подумайте, что дал вам сегодняшний урок и продолжите данные вам предложения.
11.Заключительная часть урока.
- Многие поэты и писатели высоко ценили творчество А.Фета. М.Е. Салтыков Щедрин отмечал, что его стихи «дышат самой искренней свежестью, а романсы распевает чуть ли не вся Россия». Я хочу, чтобы в ваших душах сохранилась и продолжилась эта вечность, искренность, красота.
(Звучит романс) ( слайды 30-31).
1 группа – «Библиографы».
- Мы изучили биографию А.А. Фета, используя учебник, обратились к библиографическому словарю, некоторые ребята использовали интернет. И сегодня мы готовы поделиться своими находками.
2 группа – «Теоретики»
- Мы поможем вам вспомнить теоретические вопросы: приемы выразительного чтения, выразительно-изобразительные средства языка. Для этого мы подготовили нужные карточки. Думаем, это будет полезно.
3 группа «Творческая»
- Мы подобрали музыку, иллюстрации к стихотворениям, стихи в исполнении мастеров художественного слова, записали романс на стихи А.Фета, подготовили презентацию. Надеемся, вам понравится.