l. Сообщение темы изадач урока. Инструктаж по условиям путешествия.
Маршруты путешествия и время:
1.Страны Европы, 1096 год;
2.Русь, 1240 год (Новгород);
3.Русь,1242 год (Новгород).
ll. Проведение путешествия.
После вращения диска (желательно музыкальное сопровождение), учитель открывает заранее заготовленные иллюстрации и карты, соответственно теме маршрута. Учащиеся выступают с докладами по теме урока. Выступающие одеты соответственно времени маршрута (крестоносцы, русский воин, житель Новгорода, князь) и повествуют от первого лица.
Темы докладов:
1.Крестоносцы и крестовые походы.
2.Вооружение русских воинов.
3.Александр Невский - Солнце земли Суздальской.
4. Наш край в Xlll веке.
Вопросы учащимся по ходу путешествия:
1 маршрут:
1.Что произошло в Европе в 1096 году?
2.Кто такие крестоносцы?
3.Каковы цели крестовых походов?
4.Кто был организатором крестовых походов?
5.Сколько всего было крестовых походов, каковы их результаты?
2 маршрут:
1.Что представляла собой Русь в 1240 году?
2.Какое событие произошло в Новгороде в 1240 году?
3.Как проявилось полководческое искусство Алексадра Ярославовича в Невской битве?
3 маршрут:
1.Чем отличались вооружение и тактика крестоносцев от русских воинов?
2.Почему, по вашему мнению, сражение 1242 года получило название "Ледовое побоище"?
3.Как проявилось полководческое искусство Александра Невского в Ледовом побоище?
4. Какое значение имело Ледовое побоище, какую роль сыграло в дальнейшей судьбе нашего государства?
Материал можно дополнить историческим документами и литературными произведениями.
lll. Подведение итогов путешествия (отметить наиболее активных его участников).
lV.Домашнее задание. Можно предложить учащимся нарисовать один из эпизодов Ледового побоища.