Обращается к школьникам с целью выявления признаков отличия народной игрушки от фабричной.
Организует коллективную беседу, в ходе которой выявляют отличительные признаки игрушек.
Раздаёт школьникам мозаику, собрав которую школьники узнают тему сегодняшнего урока.
Знакомит с планом сегодняшнего урока.
Рассаживаются на обозначенные места в группы.
Расставляют игрушки на два подноса, выделяя их общие признаки.(Работа в группах)
Принимают участие в беседе.
Собирают мозаику (работа в группах), называют тему урока.
Внимательно слушают учителя.
II. Начало праздника:
II-1. Актуализация опорных знаний.
Осуществляет психологическое вхождение в урок.
Внимательно слушают рассказ гостей.
Речь учителя. Ребята, а вот и гости к нам пожаловали.
Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья вам да радости желаем.
Давно мы вас ждем- поджидаем.
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
Расскажите, гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших краях.
Речь гостей. Мы к вам прибыли из старинной деревни Дымково.
Речь учителя. Чем знаменито Дымково?
Речь гостей. Игрушкою своей!
Там любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки.
Вечера бывали длинные,
А лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, точечки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Речь учителя. Ребята, а почему игрушку называют дымковской?
Речь гостей. Дымковская игрушка поэтому так и называется, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием - свистунья.
Речь учителя. А почему свистунья?
Речь гостей. Послушайте, что об этом рассказывает легенда.
Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.
С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек, которые мы вам принесли в подарок. (Гости рассказывают считалочки, прибаутки)
Барашек – свисток
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Утка –Марфутка
Бережком идет,
Уточек – Марфуточек
Купаться ведет.
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спинке Егорка.
Индя – индя – индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок – не простой-
Красный, белый золотой.
Зонтик грибком,
Руки крендельком,
Ходит девица-красавица
По улице пешком.
Речь учителя.Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас своими подарками.
Речь гостей. Мы бы остались у вас, но ждут нас другие ребята.
До свидания.
II-2. Игра
Организует беседу, в ходе которой определяет наличие цветового разнообразия дымковской игрушки.
Проводит игру «Кто самый внимательный». Показывает на экране ряд игрушек и даёт задание: «Приметить и зарисовать на листах бумаги наибольшее количество узоров».
Собирает листы с парт и вывешивает на доску. Определяет победителя.
Рассматривают дымковскую игрушку, её узоры; участвуют в беседе, в ходе которой выявляется декоративное своеобразие дымковской игрушки.
Внимательно смотрят на экран, по окончании просмотра рисуют по памяти узоры с дымковских игрушек. (Работа в группах)
Анализируют работы групп, помогают определить победителя.
Речь учителя. Ребята, сегодня у нас в гостях много игрушек. Какое настроение создают эти игрушки?
Речь школьника. Весёлое, радостное.
Речь учителя. Почему весёлое, радостное?
Речь школьника. Игрушки светлые, яркие, нарядные.
Речь учителя. Давайте присмотримся к игрушкам, полюбуемся на них. Какого цвета в них больше?
Речь школьника. В дымковских игрушках преобладает белый цвет.
Речь учителя. Как вы думаете, а почему?
Речь школьника. (Предлагают свои варианты ответа)
Речь учителя. Игрушки делают из глины красного цвета, но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Белый цвет только в игрушках народов Севера. Вятка (Киров) тоже на севере нашей страны. Белый цвет игрушки, наверное, это цвет настоящего снега.
Речь учителя. А какими цветами мастера расписывали по белому?
Речь школьника. Цвета использовали самые разнообразные: красные, синие, жёлтые и другие.
Речь учителя. А теперь поиграем в очень интересную игру. Вы будете рассматривать игрушки на экране и примечать, чем их расписывали, какими узорами. Кто больше приметит, тот самый внимательный.
По окончании просмотра вы все должны будете нарисовать на ваших листах как можно больше узоров с дымковских игрушек.
Проводит рассказ, сопровождая мультимедиа, о
таинственной силе узоров, подводя школьников к динамической паузе.
Рассматривают узоры на экране, внимательно слушают рассказ учителя, предлагают свои варианты значения дымковских узоров.
Речь учителя. Посмотрите на разнообразие узоров.
По форме узоры просты и незамысловаты. Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т.д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл:
круги означали солнце;
волнистые линии – воду;
маленькие кружочки – семена;
также представленные узоры означали росточки, засеянное поле и др.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.
И коня мы сегодня для лепки выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками».
II-3. Динамическая пауза
Организует беседу, в ходе которой выявляются качества коня. Высказывания сопровождаются соответствующими движениями.
Включаются в беседу, высказывают свои впечатления о конях, выполняют необходимые движения.
Речь учителя.Сейчас мы все встанем.
Скажите, какой конь?
Речь школьника. Красивый, гордый, весёлый.
Речь учителя. Представьте, что вы кони, распрямите плечи, улыбнитесь друг другу.
А как кони скачут?
Поскакали на месте.
А как они цокают?
Это упражнение и для нашего горлышка.
Садитесь.
II-4. Организация практической работы.
Проводит медитацию с целью концентрации внимания школьников на дальнейшую работу.
Организует практическую работу. Объясняет и показывает последовательность лепки коня, опираясь на динамическую таблицу «Секреты лепки дымковского коня»
Закрывают глаза и под медитационную музыку выполняют указания учителя.
Под руководством учителя последовательно лепят дымковского коня.
Речь учителя. Сейчас мы с вами будем лепить из пластилина красивого, стройного, нарядного дымковского коня.
Нам нужно сначала подружиться с пластилином, чтобы в наших руках он был мягкий, податливый и превращался в интересные фигурки.
Медитация.
Включаю музыку.
Закройте глаза. Посидите минутку, положив руку на ваш кусок пластилина. Сделайте два глубоких вдоха. Теперь выполняйте следующие указания.
Заставьте себя ощутить кусок пластилина таким, какой он есть сейчас, — подружитесь с ним. Возьмите его и подержите. Теперь отложите его и отщипните кусочек. Пользуйтесь двумя руками. Отщипывайте кусочки медленно... Теперь быстрее... Отщипывайте большие и маленькие кусочки. Сожмите ваш пластилин. Теперь разгладьте его. Используйте большие пальцы, другие пальцы, ладонь и тыльную поверхность кистей рук. После того как вы разгладите пластилин, ощупайте места, которые вы разгладили... Соедините все вместе, чтобы получился шар... Пошлепайте по нему... Пощупайте гладкие места, которые образовались после похлопывания...
Откройте глаза.
Пластилин в ваших добрых руках стал мягким и послушным.
Сейчас мы попробуем вылепить коня.
1. Разделим кусок пластилина на два: 1 большой, второй – поменьше.
2. Выполним две исходные формы в виде толстых цилиндров.
3. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оформить передние и задние ноги животного.
4. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.
5. Ушки делаем защипыванием.
6. Изготовляем и прикрепляем к основной форме гриву и хвост.
7. Украшаем нашего коня различными узорами, вылепленными из пластилина.
II-5. Практическая работа.
III.Итог праздника:
III-1.Игра.
По мере необходимости оказывает помощь в выполнении практической работы.
Организует ярмарочные представления.
Самостоятельно украшают дымковского коня, подбирая необходимые узоры.
Танцуют русский народный танец «Камаринская»,
поют частушки, принимают участие с дымковскими игрушками в настольном театре.
Речь учителя. А теперь все встали. Мы сейчас поскачем на ярмарку-свистунью.
А здесь веселье и потеха.
Станцуем « Камаринскую»
Звучит музыка.
Встала баба на носок, а потом на пятку,
Стала русского плясать, а потом в присядку!
(Ребята повторяют движения)
Талантлив русский наш народ, без частушек ни одно веселье не обходится.
Речь школьника. (Дети выходят к доске и поют частушки.)
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
В Вятке делают игрушки
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.
Любовались гости чудом,
Громко восхищались.
Нашим Петей-петушком
Сраженные остались.
Наша дымкова игрушка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Речь учителя. А это что ?
Театр.
Посмотрим-ка, ребята.
Речь школьников.
1.Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Текст неторопливо читает один ребенок, двое других по очереди проводят по сцене персонажей, подражая движениям животных (корова движется медленно, вразвалочку, телятки и козлятки брыкаются).
2. Поехали, поехали
За грибами,
За орехами...
Приехали, приехали
С грибами,
С орехами.
Используются фигурки мальчиков на конях, нарисованных с одной и другой стороны (две фигурки для поездки в одну сторону с пустыми корзинками и две фигурки возвращаются с другой стороны с полными корзинками). Можно на втором плане поставить девочек, провожающих и встречающих мальчиков.
3. Конь бежит,
Вся земля дрожит,
В поле травушка-муравушка
Ничком лежит.
Чей это такой конек,
Для какого молодца?
Это конь-богатырь
Для Алеши-удальца.
Один ребенок проводит (дважды, трижды) коня со всадником, имитируя бег. Диалог может происходить между двумя дымковскими куклами. Та, которая говорит, слегка двигается.
4. Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на свинке
По кривой тропинке.
— Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
— Еду сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— А на что корова?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Ребятушек кормить.
III-2.Подведение итогов урока.
Организует в классе выставку дымковских коней. В ходе беседы подводит итоги проведённого урока. Задаёт домашнее задание: «Нарисовать свои впечатления о дымковской ярмарке» и продумать место рисунка в творческом «ларце».