Сформулируйте самостоятельно тему урока, выполнив задание: Я называю слова, вы выделяете в них первый звук и, сложив эти звуки, получаете новое слово.
ТяжёлыйОблачный
Едкий Пушистый
КлассныйИгривый
СтройныйСлепой
Толстый Аккуратный
Ночной
Известный
Единственный
-Запишите тему урока (сообщение цели урока)
-Что объединяет все эти слова? (имена прилагательные - сообщение задач урока).
3.Повторение знаний об имени прилагательном.
- С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (Чтобы сделать нашу речь
точно, выразительной).
-С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?
-Какие бывают имена прилагательные? (антонимы и синонимы)
(Выдаются карточки для индивидуальной работы)
Игра «Грамматическая арифметика»
Смелость - ость + ый = смелый
Белила - ил - а + ый = белый
Вёсла - вё +бык - к + й = слабый
Храп - п + брысь - сь + й = храбрый
Весна - на + ёлка - ка + ый = весёлый
Сирота - рота + ль + ный = сильный
Толк - к + сто - о + ый = толстый
-Найдите синонимы. Запишите парами в 1 столбик (смелый - храбрый)
-Найдите антонимы. Запишите во 2 столбик (сильный - слабый)
-К остальным словам придумать либо антоним, либо синоним и записать в соответствующий
столбик.
Веселый - радостный весёлый - грустный
Доп. Смешной - ... забавный белый - чёрный
Доп. Известный -... знаменитый толстый - тонкий
4 Знакомство с текстом- описанием. Формулировка правила.
-Попробуйте на основе имеющихся знаний и представлений найти текст-описание среди предложенных мною.
***
Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам. Я смотрел на арену,
затаив дыхание, (текст-повествование)
***
Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки, (текст-описание)
***
Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик заботится о них? А как думаете вы? (текст-рассуждение)
-Какой из текстов является описанием? Докажите. Почему другие тексты не являются
описаниями? Что это за тексты?
-Что особенно точно помогло описать животное? (иллюстрация)
Сведения о тигре: Самая большая и самая грозная из кошек. Сейчас тигры стали очень
редкими животными, а кое-где и вовсе исчезли. Хищническая охота поставила это великолепное животное на грани вымирания. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.
- Что может быть описано кроме животных? Сформулируйте правило.
В тексте-описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов. В описании указываются основные признаки предмета (цвет, форма, размер и др.), повадки (у животных), черты характера, применяются сравнения.
Работа с упр. 486 (иллюстрация, охрана лекарственных растений)Физкультминутка
5. Самостоятельное распознавание текста-описания.
( Работа проводится дифференцированно. Учащимся выдаются напечатанные тексты (см. далее)
4 текста, 3 текста, 2 текста( дифференцировано) Они должны выбрать текст-описание, доказать свою точку зрения, списать в тетрадь, назвать имена прилагательные).
6.Составление текста-описания.
Каждой паре учащихся даны предметные иллюстрации, они самостоятельно составляют тексты-описания, отвечают перед классом, не называя изображённый предмет, остальные у ученики отгадывают. Запись самого удачного текста.
7. Обобщение
-Чему был посвящен сегодняшний урок? Что включает в себя текст-описание? Что было для вас особенно интересно? Как вы считаете, мы добились цели урока? Решили его задачи? Д/З упр.488
Итог урока, оценки
Тексты для учеников
Муравьишка
Солнышко уже за лес спускалось. Муравей сел насухой листок. Дунул ветер - и упал листок с ветки.Несёт ветер листок через лес и деревню. Муравейчуть жив от страха. Листок упал на луг за деревней на камень. Муравей ушиб ножку. Вот беда!
Тетерев
Очень красив этот лесной петух. Хвост косицами,сам весь чёрный, а брови красные - красные. Ногикороткие, все в перышках, будто в валенках, чтобы зимой не замёрзли.
Гроза
Дарья и Андрей играли на лугу. У Андрея былбумажный змей. Небо потемнело. Ударил гром. Полил сильный дождь. Дети бросились к дому.Но вот тучка ушла. С веток деревьев и кустовпадали капли дождя. Ребята вышли в сад.
Русская матрёшка
Матрёшка - это деревянная кукла. Русские мастеранаделили матрёшек красотой. У матрёшки румяноелицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красотуигрушки. Русская матрёшка - лучший подарок.