Цель урока: сформировать у учащихся первоначальное представление о двойственности причастия как особой формы глагола, обладающей одновременно и признаками прилагательного.
Задачи:
• развивать умение анализировать явления языка
• показать морфологические признаки новой части речи
• начать тренировку умения самостоятельно конструировать и находить в тексте причастие.
Оборудование: обычная доска, интерактивная доска, презентация Power Point
Методы и формы работы: эвристическая беседа, создание и решение проблемной ситуации в совместной и индивидуальной деятельности.
Деятельность учителя и учащихся
1. Учитель открывает «шторку» интерактивной доски, и дети рассматривают изображение на слайде №1, задача которого – сообщить тему урока и создать тревожный
эмоциональный фон: тема «Причастие» очень сложна для восприятия 6-тиклассниками.
Дети дополняют своими эпитетами записанную с пропуском на обычной доске тему урока «Причастие – это … часть речи» («страшная, необычная, удивительная, особенная»).
Учитель предлагает в совместном творчестве преодолеть все преграды бурного моря морфологии…
2. Открывая слайд №2, учитель просит учащихся задуматься о смысле самого слова «причастие», исходя из его морфемного строения.
Дети высказывают версии о том, что причастие – «при части чего-то, причастно» и т.п. Постепенно учитель открывает полностью текст слайда и просит одного из учащихся зачитать словарную статью, объясняющую верность гипотез-догадок детей.
3. - Чему же причастно причастие? На этот вопрос учителя учащиеся будут первоначально искать ответ с помощью слайда №3, анализируя ОБЩЕЕ между различными картинками.
Дети высказывают предположения с элементами мозгового штурма: учитель требует моментальных ответов о первом, что приходит в голову. Заведомо неверные предположения (цвет картинок и т.п.) всеми отвергаются, пока наконец кто-нибудь не догадывается, что у всех предметов 2 части: 2 крыла, 2 паруса, 2 башни, 2 ноги. Дети легко делают предположение, что и у причастия, возможно, две каких-то составляющих.
4. Слайд № 4 учитель сопровождает пояснениями, что только тот сумеет преодолеть бурное море морфологии, кто накрепко запомнит, что причастие может «плыть только под двумя парусами», соединяя в себе признаки двух совершенно разных частей речи – глагола и прилагательного.
5. С помощью текста слайда № 5, открываемого постепенно, учащиеся вспоминают известные им признаки глагола и прилагательного (домашнее задание перед уроком состояло из морфологического разбора слов этих частей речи; вспоминать признаки частей речи предлагается, глядя в домашнее задание). Учитель поясняет, что причастие «забирает» у других частей речи не все признаки, да и на первом уроке невозможно их все уяснить – только самые важные.
6. Вместе со слайдом № 6 учащимся предлагается попытаться самим сконструировать причастие. Пользуясь инструментом интерактивной доски «перо», один из учеников записывает свою версию, а класс проверяет ее верность, когда текст слайда открывается учителем полностью.
Первый результат – образованное причастие «летящий» - дети записывают в тетрадь.
7. На слайде № 7 учащиеся, поочередно выходя к доске, пользуясь интерактивным пером, исправляют ошибки, объясняя, какие морфологические признаки приводят в норму. Вопрос учителя подводит итог работе с данным слайдом: - Признаки какой части речи - прилагательного или глагола – были использованы безошибочно? А с ошибкой? Ответы очевидны: время – признак глагола, использованный безошибочно. Исправить пришлось род и число – признаки прилагательного. Желательно сразу сделать акцент на том, что признаки прилагательного узнаваемы по ОКОНЧАНИЮ причастия.
8. На слайде № 8, копирующем слайд № 5, учащиеся вносят теперь уточнение - меняют окончание вопроса причастия, отражая его связь одновременно и с глаголом, и с прилагательным.
Слайд имеет гиперссылку на один из ресурсов Единой коллекции цифровых ресурсов - Интерактивное задание "Распределите признаки причастия по таблице" (N 139901). Выполнение этого задания позволяет активизировать деятельность учащихся, в быстром темпе обобщить усвоенные знания и зафиксировать их в тетради в виде схемы, аналогичной таблице интерактивного задания.
9. Слайд № 9 является заключительным для работы на данном уроке. Учитель обращает внимание учащихся на особые «кирпичики», участвующие в построении причастий: суффиксы, присоединяющиеся к основе глагола, - и предлагает учащимся самостоятельно сконструировать возможно большее количество причастий. К сожалению, наша ИАД не позволила «перетащить» суффиксы, поэтому для проверки работы использовалось перо.
10. На завершающем этапе работы каждый учащийся по просьбе учителя отвечает на вопросы письменной мини-анкеты:
1. В чем своеобразие причастия как части речи?
2. Что помогало тебе на сегодняшнем уроке?
3. Оцени свое настроение, изобразив его соответствующим смайликом.
На первый вопрос грамотно ответило абсолютное большинство участвующих в уроке детей: 25 из 27. Учащиеся писали о двойственности причастия, о том, что оно совмещает в себе морфологические признаки двух разных частей речи.
В ответе на второй вопрос учащиеся чаще всего отмечали яркость изобразительного ряда и интересные задания.
Настроение у ребят единодушно радостное.
На следующем уроке были использованы для проверки эффективности предыдущего урока слайды № 10-11: учащиеся самостоятельно искали по известным им признакам (морфемным и морфологическим) причастия и проверяли степень собственного понимания темы. Около 15% учащихся осознали, что им трудно находить причастия. Дальнейшая работа в классе строилась с учетом выявленных проблем. Однако в целом результативность вводного урока оказалась высокой: трудная тема всеми учащимися была воспринята с эмоциональным подъемом; сущностные признаки причастия осознаны большинством учащихся с первого занятия. Интерактивные средства подачи учебного материала оказались эффективными.