- Строки этого стихотворения наводят на размышление о прекрасном даре, данном человеку свыше. О том, чтобы этот дар был действительно счастливым и долговременным, человек должен позаботиться сам. Сегодня на уроке, продолжая работу по теме «Главные члены предложения», расширяя знания о сказуемом, мы коснёмся очень важного вопроса – вопроса противопожарной безопасности. Порассуждаем о том, как нужно вести себя, чтобы не было беды, чтобы вы всегда могли «проснуться на рассвете…и знать, что выше счастья жить на свете, на свете ничего не может быть»
2. Проверка домашнего задания
Учащимся заранее были выданы листы с текстами домашнего задания
1) Проверка орфографической работы учащихся по принципу «Опровергни утверждение, если ты не согласен» (формулирует утверждение учитель)
- В слове «уд…вительный» пропущена проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово «дева» (нет)
- В слове …гонь пропущена проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово «огненный» (да)
-В глаголе «полыха…т» орфограмма пропущена в окончании: глагол 2 спряжения, поэтому пропущена безударная гласная «и» (нет)
- В слове «з…ре» орфограмма пропущена в корне с чередованием, правописание зависит от ударения. В безударном положении пишется «а» (да)
- В окончании существительного «на спичк…» пишется буква «е», т.к. это существительное 1 склонения П.п. (да)
- В слове «прут…я» перед буквой «я» после согласного нужно писать Ъ (нет)
- Прилагательные «ярко (красный) и бледно (жёлтый)» пишутся через дефис, т.к. обозначают оттенки цвета (да)
2) Индивидуальная работа у доски (во время орфографической работы): выписать из текста домашнего задания предложения, соответствующие схеме:
[ то О то О ]; построить схему предложения, в котором также пропущены знаки препинания
4) Выразительное чтение отрывка из стихотворения Е.Ильина «Солнечный факел». Зачитывание размышлений, на которые навели учащихся строки этого стихотворения с определением способа выражения подлежащего
- Какие чувства испытали вы, просматривая эти слайды (наслаждения, удовлетворения, гордости…за то, что мы живём на Дальнем Востоке, богатом лесами; печали, тревоги за судьбу дальневосточной природы)
2) Чтение и анализ текста
Для каждого разумного человека лесной пожар – это всегда стихийное бедствие. Страшен лесной пожар. Никому нет спасения от дыма и огня: ни зверям, ни птицам, ни деревьям. При пожарах погибает огромное количество растений и животных. Спастись удаётся лишь немногим, обычно тем, кто хорошо бегает и летает.
Различают несколько разновидностей лесных пожаров.
В лиственных лесах обычны низовые пожары с высотой пламени 2-2,5 метра и температурой до 400-900 градусов. Горят нижние ветви деревьев. скорость распространения огня – от 300 метров до 1км/ч.
В хвойных лесах чаще возникают верховые пожары. скорость их распространения 2-3 км/ч при ветре – до 20-25 км/ч. Температура в зоне пожара может достигнуть 1100 градусов. убежать от такого пожара практически невозможно.
Ещё бывают пожары подземные. В местах с торфяными почвами или с толстым слоем подстилки, чаще всего в сухие и жаркие годы, низовой пожар может перейти в подземный. Это самый страшный пожар – его не сразу заметишь и очень сложно тушить. Скорость распространения – около 2 метров в сутки. От места возникновения подземный пожар движется во всех направлениях.
Каковы же причины возникновения пожаров? Они могут быть естественными – удар молнии либо самовозгорание торфа. Но чаще всего виновниками этого бедствия оказываются люди.
- Из-за чего может возникнуть лесной пожар?:
- из-за костра, оставленного без присмотра;
- от непотушенного окурка;
- в результате игры с огнём детей;
- из-за сжигания мусора;
- из-за поджога.
Запись первого абзаца под диктовку. Поиск «трудных» орфограмм. Выделение грамматических основ. Формулирование определения сказуемого и вывода о его типах.
Информация к размышлению: именно по причине лесных пожаров сократилась численность дикуши, птицы, похожей на рябчика, обитающей на Дальнем Востоке, на Сахалине, в Якутии (слайд мультимедийной презентации). Теперь дикуша занесена в Красную книгу.
3) Выборочное списывание. Заполнение таблицы.
В каждый столбик выписать из предложенного текста по две грамматической основы
Простое глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое
Составное именное сказуемое
И лексическое, и грамматическое значения передаются одним словом
Лексическое и грамматическое значения передаются разными словами
Советы юному натуралисту:
- Обнаружив в лесу небольшой очаг возгорания, аккуратно подруби горящее дерево или кустарник топором и залей водой. Обрати внимание, в какую сторону дует ветер. Если приходится подолгу оставаться в очаге возгорания, есть опасность отравиться угарным газом.
- При возможности надо вызвать помощь. Особенно в случае возгорания торфа.
- Даже небольшой дымок над землёй может быть знаком грядущей трагедии: не исключено, что торф выгорел внутри, а сверху ничто не говорит об этом.
- Осторожность – твой помощник. Не наступай ногой, чтобы притоптать дымок. Иначе можно провалиться, причём неизвестно, на какую глубину. Бывали случаи, когда под землю проваливались даже грузовые машины.
- Обнаружив пожар, не уходи, пока не убедишься в том, что огонь не разгорится вновь.
Заполнение третьей строчки через анализ грамматических основ: строение и значение сказуемых.
- Какой формой глагола выражено простое глагольное сказуемое в данных примерах? (Простое глагольное сказуемое выражено формой повелительного наклонения)
4. «Переменка»
1) Отгадай загадки:
Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает
(Огонь)
б) Это тёмный – тёмный дом,
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр
(Спички)
в) Без рук, без ног к небу ползёт
(Дым)
2) Игра «Хаос»
Найди соответствия:
На воре
горят
Щёки
шапка горит
Восток
горит
Рябины красной
горит пожар
- О каких «пожарах» идёт речь в данных примерах? (Художественные изобразительно-выразительные средства)
- По какому признаку один из примеров является четвёртым «лишним»? ( На воре шапка горит – фразеологизм)
Вывод: чтобы слово «пожар» мы могли использовать только в качестве изобразительно-выразительного средства, нужно помнить:
Огонь – это не игрушка. А каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Будьте осторожны с огнём!
5. Пожары в быту
1) Игра «Оборвыши»
Учащимся выдаются бланки
№
1.
Пусть каждый помнит гражданин пожарный номер: …..
2.
Огонь – это не игрушка. Каждый пожар – это большое……………., большая ……….. Будьте …………………с огнём!
3.
С огнём не……………! Сгореть можно! С огнём обращайся очень………………….
4.
Когда без присмотра оставлена печь, один…………….целый дом может…………..
Задание: вставить слова на месте пропусков, выделить грамматические основы предложений
- Какие типы сказуемых встретились в данных предложениях?
- Как можно озаглавить данную таблицу? (запись в свободной графе: «Памятки по противопожарной безопасности»)
Обращение к наглядным памяткам по противопожарной безопасности . Примечание: Одна из памяток сфотографирована в общественном транспорте города Комсомольска –на – Амуре.
2) Анализ бытовых ситуаций
Ситуация 1.
- У вас загорелся телевизор. Ваши действия?
Запись предложения: Если у меня загорится телевизор, я обесточу аппарат, накрою влажным одеялом, при необходимости вызову пожарных.
Ситуация 2.
- На сковороде горит масло. Ваши действия?
Запись предложения: При возгорании масла на сковороде я отключу газ, быстро накрою сковороду влажным полотенцем.
Ситуация 3.
- На тебе горит одежда. Твои действия?
Запись предложения: При возгорании одежды я упаду на пол (землю, снег, траву), буду кататься или накроюсь влажной тканью.
-Можно ли бежать? (Нет, этого делать нельзя)
Ситуация 4.
- Увидишь человека в горящей одежде, что ты будешь делать?
Запись предложения: Человека в горящей одежде я накрою тканью, повалю на пол.
- Можно ли тушить одежду на другом человеке огнетушителем? (Нет, этого делать нельзя)
- Выделите сказуемые в данных предложениях. Какого типа эти сказуемые?
- Почему в данных предложениях использованы простые глагольные сказуемые? (Они передают и лексическое и грамматическое значения (изъявительное наклонение и будущее время, при этом в предложении 3 используется форма сложного будущего времени))
- От чего люди гибнут при пожаре, даже если они знают, как себя нужно вести? (От огня, дыма, ядовитых газов, обвалов. Дым для человека представляет большую опасность, т.к. человек быстро теряет сознание)
Ситуация 5.
- Как ты будешь преодолевать дымное место?
Запись предложения: Я возьму себя в руки, пригнусь, так как тёплый дым поднимается вверх, задержу дыхание, использую мокрое полотенце.
- Выделите сказуемые в данном предложении. Какого они типа? (Простые глагольные, при этом первое сказуемое выражено фразеологизмом, в котором есть спрягаемая глагольная форма)
3) Обращение к выставке набора наглядных инструкций «Действия при пожаре», которые расположены на стенах школьных коридоров, лестниц, рекреаций
1. - Знакомы ли вам эти наглядные инструкции?
- Прокомментируйте каждую из них.
- Устно составьте инструкцию «Правила поведения при пожаре»
Запись предложения: Есть чёткие инструкции, как действовать при пожаре.
- Подчеркните грамматическую основу данного предложения. Какой тип сказуемого представлен в первой грамматической основе и чем выражено данное сказуемое?
Размещено пн, 31/08/2009 - 22:59 пользователем Евгения Эриковна Синушкина.
Уважаемая Марина Дмитриевна. Вы автор замечательного урока: продумана структура занятия, великолепно подобран материал, высок воспитательный потенциал урока. Интересно и увлекательно просто читать план-конспект урока, радуюсь за детей, которые присутствовали на Вашем уроке.
Размещено вс, 28/03/2010 - 13:01 пользователем Любовь Владимировна Казаковцева.
Добрый день,Марина Дмитриевна! Изучила Ваш материал. Урок действительно очень хорошо продуман. Мне понравились Ваши эвристические упражнения. Думаю, что урок по-настоящему результативный. Скажите, а Вы часто проводите такие уроки? Я имею в виду уроки, где сочетаются социальная тема и лингвистическая?
На: Чтобы не было беды. (Главные члены предложения. Сказуемое и
Уважаемая Марина Дмитриевна. Вы автор замечательного урока: продумана структура занятия, великолепно подобран материал, высок воспитательный потенциал урока. Интересно и увлекательно просто читать план-конспект урока, радуюсь за детей, которые присутствовали на Вашем уроке.
На: Чтобы не было беды. (Главные члены предложения. Сказуемое и
Спасибо за отзыв. Всегда хочется, чтобы детям на уроке русского языка было интересно
На: Чтобы не было беды. (Главные члены предложения. Сказуемое и
Добрый день,Марина Дмитриевна! Изучила Ваш материал. Урок действительно очень хорошо продуман. Мне понравились Ваши эвристические упражнения. Думаю, что урок по-настоящему результативный. Скажите, а Вы часто проводите такие уроки? Я имею в виду уроки, где сочетаются социальная тема и лингвистическая?