Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Подготовка к сочинению "Мой любимый цветок" (с элементами описания и рассуждения)

Фото пользователя Елена Юрьевна Хребтищева
Размещено: Елена Юрьевна Хребтищева - пт, 28/08/2009 - 16:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Хребтищева Елена Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №6 г.Петровска Саратовской области, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
в интересной, увлекательной и доступной форме подготовить учащихся к созданию собственного текста, развивать творческую способность к созданию художественной образной речи.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
19
Используемая методическая литература: 

 

  1. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. Мн.Бел.Эн, 1994.
  2. Красиков С. Легенды о цветах. М.: Мол. Гвардия, 1990.
  3. Русский язык в школе, №2, 1998.

http://www.sokolfarms.ru/retail/info/advises/?id=1

Краткое описание: 
Урок развития речи, его задачи: Формирование умение строить высказывание с элементами описания и рассуждения. • Формирование умения работать в группе при подготовке к уроку. Познакомить учащихся с цветочным этикетом, легендами, загадками происхождения разнообразных цветов, особенностями их неповторимых свойств. • Воспитывать чувство прекрасного, доброты к природе

Задачи урока:

  • Формирование умение строить высказывание с элементами описания и рассуждения.
  • Формирование умения работать в группе при подготовке к уроку. Познакомить учащихся с цветочным этикетом, легендами, загадками происхождения разнообразных цветов, особенностями их неповторимых свойств.
  • Воспитывать чувство прекрасного, доброты к природе.

Оформление:

1. На доске эпиграф:

Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
С.Красиков

2. Выставка книг, стенд с художественными фотографиями цветов.

3. Буклет “Легенды о цветах”.

4. Карточки с заданиями.

Подготовительная работа к уроку. Задания группам.

1 – “журналисты”. Рассказать о цветочном этикете.

2 – “историки”. Найти легенды и предания о цветах, подготовить буклет.

3 – “литераторы”. Найти строчки разных поэтов и писателей о цветах.

4 –“оформители”. Подготовить стенд с художественными фотографиями цветов.

Памятка. “Как работать в группе”.

  1. Будь уважителен и добр к каждому члену группы. Выслушивай каждого. Говори по существу.
  2. Внимательно прочитайте, прослушайте задание. Уточните, всё ли каждому понятно в нём.
  3. Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно и красиво.
  4. Запишите ответ каждый в своём черновике.
  5. При необходимости обратитесь за разъяснением к старшему ученику, словарям.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Г.Х.Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”. Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, утешают в старости, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится наша жизнь.

Когда люди устают от суеты и будничности, от унылого однообразия, они выбираются на природу, где их настроение врачуют деревья, птицы и цветы. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни.

С цветами и цветущими растениями довольно тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по-своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознаётся всеми единодушно – красота цветов.

Давайте и мы сегодня, говоря об одном из самых чудесных творений на земле – цветке, постараемся рассмотреть это чудо со стороны истории, биологии, литературы, изобразительного искусства и русского языка. Всё, что вы узнаете нового на уроке, поможет вам в написании сочинения с элементами описания и рассуждения “Мой любимый цветок”.

3. Лексико-орфографическая (словарная) работа.

Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты –
Всё улеглось! Одно осталось ясно –
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Н.Рубцов

- Согласны ли вы с мнением поэта?

- Что для вас связано со словом цветок?

- Запишите это слово посередине своего листа. Слева запишите слова, которые возникают у вас в памяти в связи с этим словом (игра в ассоциации). Справа – родственные слова.

 

- Образуйте множественное число от существительного цветок.

Цветы (в значении цветущие растения).

Цветки (в значении цветущие части растения).

- Можно ли слова цветочный, цветковые, цветной, цветастое назвать однокоренными? Составьте с ними словосочетания.

Вывод: цветок (др.-рус.). Это слово многозначное, так как имеет несколько лексических значений. У растений: орган размножения с венчиком из лепестков вокруг пестика и тычинок. (Цветок мака, цветок яблони.) Травянистое растение, в пору цветения имеющее яркую, часто ароматную, распускающуюся из бутона головку или соцветие. (Садовые, полевые цветы. Сажать цветы. Букет цветов.) По употреблению – активное, общеупотребительное, оно известно всему народу и активно употребляется в речи. По происхождению – исконно русское, унаследованное из древнерусского языка.

Цветок… Что может быть проще? А может ли он говорить?.

(Рассказ “журналистов” о языке цветов.)

Да, всё не просто. В каждом названии загадка. У А.С.Пушкина есть стихотворение “Цветы”, в котором такие строчки:

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я…

-Может вызвать недоумение слово безуханный. Как понять? Тут надо вспомнить синоним к слову благоухание. Благоухание – аромат, где “ухание” - “запах”, а “благо” - указывает на то, что запах приятный. Таким образом, безуханный означает “без запаха”.

6. Обратим внимание на эпиграф к уроку. “Они пришли из глубины веков…” Действительно, о многих цветах существуют легенды и предания. Послушаем, что нам расскажут “историки”.

(Слово группе “историков”.)

 7. Физминутка.

- Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы. (На фоне мелодии проводится игра-этюд “Из семенив цветок”.)

Вы маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек, спрятать голову в колени и закрыть её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает за ними. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети поднимаются). У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимают кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам–соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивание руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё. Ему грустно. Но вот пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживёт!

8. Давайте же пристальнее всмотримся в этих знакомых незнакомцев, вместе с мастерами слова приоткроем завесу над тайнами цветов и облечём их в слова.

Выступление группы “литераторов” с чтением строчек поэтов о цветах.

9. Попробуем теперь сами подобрать наиболее точные и образные слова для описания цветов. (Учитель обращается к стенду, подготовленному группой “оформителей”. Рассматриваем иллюстрации, фотографии. Учащиеся подбирают эпитеты, сравнения. Работа в группах.)

Cлово

Определения и эпитеты

Cравнения

Роза

Астра

Гордая, колючая…

Принцесса, в бальном платье…

Хорошо, что нас ещё радуют голубые озёра незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек по угорам. И прекрасно, что остаются они на полотнах художников, в мелодиях музыкантов, в плавных линиях скульптуры. Посмотри на цветы…Они не молчат, их только нужно уметь слушать. Прислушайся, о чём они шепчут… И среди алых, белых, голубых, лиловых, жёлтых цветов есть один, твой, самый любимый. Расскажи о нём. В работе вы должны использовать элементы описания и рассуждения.

- Что значит описание предмета? (Рассказать о его признаках. КАКОЙ?)

- Вспомните полную схему рассуждения. (ПОЧЕМУ?)

12. Итоги урока. Домашнее задание – написать сочинение “Мой любимый цветок”

Литература:

  1. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. Мн.Бел.Эн, 1994.
  2. Красиков С. Легенды о цветах. М.: Мол. Гвардия, 1990.
  3. Русский язык в школе, №2, 1998.

http://www.sokolfarms.ru/retail/info/advises/?id=1


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Подготовка к сочинению "Мой любимый цветок" (с элементами оп


Елена Юрьевна, спасибо за урок!!!

С наступающим новым учебным годом!!!

С уважением Антонина Александровна


Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн