Размещено: Елена Петровна Гнусенкова - ср, 19/08/2009 - 11:28
Ход работы:
Ведущий: Земля , земной шар-это наш общий большой дом , в котором хватает места всем : людям , животным , растениям…Над нами общая голубая крыша-небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас общие источники влаги: реки, озёра, моря, океаны…У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.
За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушится хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос»- «наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.
Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
Условия игры.
Изготавливается модель ромашки (жёлтый кружок-сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.
Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведённого времени команды по очереди представляют выполненную работу.
1.Карточки-задания.
Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:
6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)
12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)
Ответ: Береги лес – наше богатство.
5.Из данных видов транспорта исключите «лишнее» словои объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолёт.
Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.
Ведущий.
Какие ещё экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)
6.Пофантазируйте:что было бы, если…:
-Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?
-Не стало бы воды?
-Исчезли бы птицы?
7.Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».
Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях.
Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.
Я - женьшень, чудесный корень.
Если кто-то сильно болен,
Разыщите корень мой,
И поправится любой.
Вам настойка из женьшеня
Аппетит вернёт и смех,
Ведь женьшень обозначает
Чудо - «корень-человек».
На тропинке, на дорожке - всюду чирьева трава,
Или просто подорожник - всем знакома, не нова!
Привязал листок к нарыву. День- другой пройдёт - и диво!
Ты здоров без докторов. Вот простой листок каков!
Липа - средство от простуды, знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет, но полезней чая нет.
Есть герань, гвоздика, кашка - всех цветов не сосчитать.
Есть аптечная ромашка, про ромашку надо знать.
Белый крошечный цветочек - для припарок, для примочек.
Если воспаление, отвар-успокоение.
Семена мои целебны - при гастритах пьют настой.
Корни - убивают яды и снимают в почках боль.
У меня одна беда: зацветаю я когда,
То цветов моих краса всем бросается в глаза.
И в букеты рвут меня, я боюсь их как огня!
Я прошу вас, пощадите и пионы зря не рвите!
В доме много аромата, если в доме сохнет мята.
Мятная лепёшка, настоя мяты ложка-
Нету больше тошноты, нету в горле хрипоты.
Валидол, зубная паста - всюду мята, мята, мята!
Собираем не напрасно эту травушку, ребята!
В каждом доме лук, чеснок круглый год должны иметь.
Тот, кто с нами крепко дружит, никогда не занедужит.
Перечислите, какую пользу приносят растения.
8.Сделайте правильный выбор.
Слева написаны времена года, справа – то, что происходит в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.
ЗИМАНабухают почки.
Листопад.
Прилетают грачи.
Бабье лето.
ВЕСНА Грибная пора.
Сбор клюквы.
Уборка зерновых.
ЛЕТОСенокос.
Птицы вьют гнёзда.
Рождество.
ОСЕНЬ Ледоход.
Гололёд.
9.Отгадайте загадки.
Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)
Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
Без неё машина даже километра не пройдёт,
Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,
Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть.)
Росли на болоте растения…А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)
Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)
10.Какому животному принадлежит хвост?
- С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
- С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
- У неё хвост вместо руля. (Птица.)
- Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)
- У неё хвост – дополнительная рука. (Обезьяна.)
- Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)
- У неё хвост – мухобойка. (Корова, лошадь.)
- У неё на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)
- В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)