-Прочитайте буквы (а, о, и, ы, к). Какая буква заблудилась? Задайте этой букве вопросы, которые
начинаются словами
Почему ………………………….? (буква к лишняя)
Какие ………………………………? (звуки обозначает буква к)
Сколько ………………………..? ( звуков обозначает буква к)
(Какие это звуки?) По ходу ответа одеваем человечка-звук.
-Мы уже со всеми буквами и звуками познакомились? Чем будем заниматься на уроке? (знакомиться с новой буквой, звуком, читать слоги, слова, предложения, текст)
-Хотите узнать, с какой буквой познакомимся?
Стадия осмысления.
- Отгадайте загадку:
Плавала, купалась, сухонькой осталась. (утка)
-Назовите первый звук в слове утка. Дайте характеристику (гласный: тянется, не встречает преград, образует слог).
-Приведите примеры слов, где звук у образует слог (Ужин, улица, улитка ура).
-Назовите тему нашего урока.
-Уточните задачи нашего урока.
-Найдите букву у в кассе букв (буквы в кассе нет). Чтобы она появилась, необходимо выполнить задание. (На странице 58 учебника «Моя любимая азбука» выполняем фонетический разбор слова утка с последующей взаимопроверкой.)
Буква появляется на доске.
-Почему в Азбуке буквы у, а, о, и, ы взялись за руки?
-Чем они отличаются? (показатели твердости, мягкости)
-Найдите в Азбуке столбики слогов, где согласные звуки мягкие. Читаем этот столбик с повышением голоса.
-Найдите столбик слогов с новой гласной. Читаем с понижением голоса. Согласные в этих слогах мягкие или твердые? Сделайте вывод. (Буква у показывает твердость предыдущего согласного.)
-Дополните слоги до слова ку (бики, шак, рица)
ру (баха, ка, ль, сский)
пу (х, говица, ля, ть, стота, рга)
-Подведем итог. Оденьте первого человечка на с.58. Что узнали о букве у? (На доске по ходу ответа одеваем человечка). Так ли вы одели?
-Потренируемся в узнавании новых звуков. Если в слове есть звук у – встаем (паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица).
-Сейчас вы будете самостоятельно читать текст. Что такое текст?
-Читаем про себя текс на странице 58.
-Читаем текст вслух. Какова тема текста? (У взрослых когти и ногти, а у детенышей коготки и ноготки.) Чего не хватает у нашего текста? Озаглавим его (Про коготки и ноготки.) Какое слово повторялось в каждом предложении? У – короткое слово, предлог.
Физ. пауза.
-А теперь вы будете в роли слушателей. Каким должен быть слушатель?
-Прочитайте название текста. (Котенок.) Предположите, о чем он может быть.
Направляемое чтение.
Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. (Куда могла пропасть кошка? Что с ней могло произойти?)
Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала: «Нашел? Нашел?» Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей: «Нашел! (Что же увидел Вася?)
наша кошка… и у нее котята; такие чудесные; иди сюда скорее». Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. (Что могло случиться с котенком?)
Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. (Как поступил Вася в данной ситуации?)
А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак. (Придумайте сами окончание текста).
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле.
-Почему текст назван «Котенок»? Как еще можно озаглавить этот текст? У кого дома есть котята? Был ли у вас подобный случай?
«Мы в ответе за тех, кого приручили.» А.де Сент-Экзюпери.
-Как понимаете эти слова?
-Понравился ли текст? Кто любит читать про животных? Почему?
Стадия рефлексии.
-С каким звуком познакомились? Дайте его характеристику. Какой буквой обозначен на письме? Определите место на ленте букв.