<!--[if !supportLists]-->·<!--[endif]-->О. Э Мандельштам – да, такой необычный поэт, человек, судьба которого, как и у многих поэтов 20 века, сложилась крайне трагически. Жизнь как черная полоса с препятствиями и испытаниями – как не сломаться, не потерять свое «Я», остаться человеком. А так мечтал о полете. Полет – это его творчество, в творчестве он черпал силы, обретал смысл и стимул к жизни. Таким я открыла для себя Мандельштама. Но его стихи? Вязкие, непонятные, тягучие, светлые и грустные, возвышающие и пугающие. О чем они?
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Задание - индуктор: дома вы перелистали (прочитали) стихи Мандельштама, а может быть, прочитав несколько строк, закрыли сразу. Напишите 2 – 3 вопроса, которые вам захотелось задать поэту.
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->В литературе существует неоднозначная оценка творчества О. Мандельштама. У него было не так много близких людей, которые понимали и ценили его как поэта: Н. Гумилев, который так объяснял своеобразие лирики О. Мандельштама (слайд) Анна Андреевна Ахматова, самый близкий и дорогой его друг, которая говорила, что.. (слайд)
Однако есть в литературоведении такая точка зрения, что О. Мандельштам…(слайд), что стихи его пусты и бессмысленны. Долгое время он был поэтом – изгоем, непризнанным и забытым. Так давайте разберемся:
<!--[if gte vml 1]> <![endif]--><!--[if !vml]-->
<!--[endif]--><!--[if !mso]-->
<!--[endif]-->
Что же в действительности представляет собой Мандельштам как поэт? Что прячется в его строчках, образах: какие мысли чувства или это только бессмысленная заумь с претензией на изысканность и элитарность?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам с вами как грамотным читателям нужно:
Цель: Определить особенности поэтики О. Мандельштама:
Задачи:
<!--[if !supportLists]-->ü <!--[endif]-->Погружение в сложный мир идей, представлений и образов поэзии О. Мандельштама.
<!--[if !supportLists]-->ü <!--[endif]-->Формирование умений художественного анализа поэтического текста как способа понять автора и самих себя.
<!--[if !supportLists]-->ü <!--[endif]-->Актуализация проблематики стихотворений О. Мандельштама в процессе сотрудничества и сотворчества.
2. Я думаю, что каждая группа сможет найти ответы на поставленные вопросы (слайд с ключевыми вопросами) и передать нам в творческих работах свое восприятие поэзии О, Мандельштама.
Итак, я предлагаю поработать в группах: опираясь на предложенные в рабочих листах задания, каждая группа внимательно исследует свой поэтический текст О. Мандельштама и представит нам свои мысли и свое восприятие стихотворения в форме итоговой творческой работы.
Я напоминаю правила работы групп (слайд) -
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Работа в группах - время на работу (20 мин.)
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Вывод по теме урока:доклад – обобщение
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Что удивило, понравилось / не понравилось в поэзии О. Мандельштама?
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Какие вопросы, мысли, волновавшие вас, вы обнаружили в стихах поэта?
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Обратитесь к вопросам, которые вы задали поэту в начале урока (поменяйтесь листами): попытайтесь на них ответить.
Запишите несколько слов – ассоциаций к данным образам:
Звезда
камень
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Выпишите из стихотворения слова и определения, которые соотносятся с данными образами:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Обозначьте одним понятием все то, что представлено в первой колонке:
Обозначьте одним словом все то, что представлено во второй колонке:
Выпишите из стихотворения глаголы, которые передают внутреннее состояние лирического героя, распределите их в таблицу.
-
-
-
-
-
-
Добавьте свои прилагательные, которые, по – вашему, характеризуют лирического героя, распределите их в таблицу:
-
-
-
-
-
-
Выпишите слово, словосочетание (строку), которое, по – вашему, определяет название стихотворения (или дайте свое название).
Систематизируйте «материал» обеих колонок в таблице и определите основную проблематику стихотворения.
Обобщите свои записи – «наработки» и представьте их в форме сообщения или эссе (аргументируйте свои мысли текстом).
Группа № 1
Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред –
Башни стрельчатой рост!
Кружевом, камень, будь
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань!
Будет и мой черед –
Чую размах крыла.
Так – но куда уйдет
Мысли живой стрела?
Или, свой путь и срок,
Я, исчерпав, вернусь:
Там – я любить не мог,
здесь я любить боюсь…
1912г.
Группа № 2
Что поют часы – кузнечик,
Лихорадка шелестит,
И шуршит сухая печка –
Это красный шелк горит.
Что зубами мыши точат
Жизни тоненькое дно –
Это ласточка и дочка
Отвязали мой челнок.
Что на крыше дождь бормочет –
Это черный шелк горит.
Но черемуха услышит
И на дне морском: прости.
Потому что смерть невинна,
И ничем нельзя помочь,
Что в горячке соловьиной
Сердце теплое еще.
1917г.
Рабочий лист группы № 2
Прочитайте выразительно стихотворение.
Распределите слова – образы стихотворения:
«что»
«это»
Сопоставьте выписанные вами образы в 1-ом столбике – что между ними общего? Запишите свои слова – ассоциации, объединяющие все эти образы:
-
-
-
-
Выпишите из стихотворения глаголы, которые соотносятся с образами 1-го столбика:
-
-
-
-
-
Соотнесите их значение и звуковой строй со своими словами – ассоциациями.
Определите, какие вечные категории отражают образы во 2-ом столбике.
Проведите параллель между образами 1-го и 2-го столбиков: сформулируйте проблематику данного стихотворения (как строчки из 4-го четверостишия подтверждают вашу мысль?)
Попытайтесь определить позицию лирического героя: обратитесь к строчкам 2-го четверостишия, обсудите значение образов «ласточка», «дочка», «отвязала челнок».
Дайте название стихотворению.
Обобщите свои записи – «наработки» и представьте их в форме сообщения или эссе (аргументируйте свои мысли текстом).
Какие противоречивые чувства вызывает данное стихотворение: запишите в две колонки:
Выпишите из стихотворения слова – образы, которые отражают эти чувства:
Сопоставьте все образы во 2-ом столбике: что их всех объединяет?
Выпишите из 2-го четверостишия глаголы: как соотносится данная глагольная форма с чувствами лирического героя (определите противоречивость внутреннего состояния лирического героя, какой образ здесь раскрывает его позицию). Какой мотив стихотворения отражает данная глагольная форма?
Подберите слова – ассоциации к образу «пчелы». В какой столбик его нужно записать? Почему?
Сопоставьте образы первого столбика со словами из стихотворения «из моих ладоней», «немного», «нам остаются», «умирают», «шуршат», «мертвых»: сформулируйте проблематику стихотворения.
Дайте название стихотворению.
Обобщите свои записи – «наработки» и представьте их в форме сообщения или эссе (аргументируйте свои мысли текстом).
Группа № 4
Умывался ночью на дворе –
Твердь сияла грубыми звездами.
Звездный луч – как соль на топоре,
Стынет бочка с полными краями.
На замок закрыты ворота,
И земля по совести сурова, -
Чище правды свежего холста
Вряд ли где отыщется основа.
Тает в бочке, словно соль, звезда,
И вода студеная чернее,
Чище смерть, соленее беда,
И земля правдивей и страшнее.
1921г.
Рабочий лист группы № 4
Прочитайте выразительно стихотворение.
№
Задания:
«Наработки» группы:
2.
Запишите несколько слов – ассоциаций, которые, по – вашему, определяют эмоциональный фон стихотворения:
3.
Выпишите из стихотворения образы, которые соотносятся с обозначенными вами словами – ассоциациями:
4.
Запишите несколько слов – ассоциаций к образу «звезда», выберите те из них, которые раскрывают образ «грубых звезд» в стихотворении:
5.
Выпишите слова, которые соотносятся в стихотворении с понятиями «совесть», «правда»:
6.
Определите, какое значение в стихотворении имеет образ «бочка с полными краями»:
7.
Сопоставьте слова из пункта № 5 со словами из пункта № 3: сформулируйте проблематику стихотворения.
8.
Дайте название стихотворению.
9.
Обобщите свои записи – «наработки» и представьте их в форме сообщения или эссе (аргументируйте свои мысли текстом).
Группа № 5
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей –
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век – волкодав,
Но не волк я по крови своей –
Запихай меня лучше, как шапку в рукав
Жаркой шубы сибирских степей…
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых костей в колесе;
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе, -
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
1931г.
Рабочий лист группы № 5
Прочитайте выразительно стихотворение.
№
Задания:
«Наработки» группы:
2
Подумайте и обсудите: для чего в 1-ом и во 2-ом четверостишии автор использует тире?
3.
Запишите несколько слов – ассоциаций, определяющих образ «век – волкодав»:
4.
Выпишите из стихотворения слова, которые соответствуют вашим ассоциациям.
5.
Определите значение эпитета «гремучая доблесть»: раскройте через ряд определений:
6.
Выпишите из стихотворения все глаголы: определите внутреннее состояние лирического героя и опишите в нескольких существительных:
7.
Выпишите из стихотворения слова, которые соотносятся с образом: «рукав жаркой шубы сибирских степей»: сформулируйте проблематику стихотворения.
8.
Дайте название стихотворению.
9.
Обобщите свои записи – «наработки» и представьте их в форме сообщения или эссе (аргументируйте свои мысли текстом).