Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое пчелой забралось на цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеёк.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зелёном листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зеленым шатром.
II. Сообщение темы и целей урока.
Прочитайте на доске тему сегодняшнего урока — Тайны живых обитателей планеты.
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? — Узнаем новое о жизни живых обитателей планеты, об их тайнах
А о чём конкретно мы будем говорить, вы узнаете, разгадав кроссворд:
Это растение встречается вдоль тропинок, вдоль дорог. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если потребуется, путешественнику, натеревшему ногу, поранившего руку.
Из травы выглядывает фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед грозой этот цветок обязательно закроется.
Сегодня полянка золотисто жёлтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с головок слетают легкие пушинки.
На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство и дало растению название.
С запахом этого растения знаком даже тот, кто не был никогда в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и освежающий запах именно благодаря этому растению.
Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным»- из его древесины изготавливают музыкальные инструменты.
Ветки этого кустарника покрыты острыми и твёрдыми колючками.
Весной в лесу на этом дереве «загораются» маленькие светло-зелёные «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек.
Посмотрите на слова кроссворда. Какое общее слово к ним можно подобрать? Что они означают?
— Растения.
Прочитайте, какое слово получилось выделенной строке кроссворда? — Животные.
Вот вы сами и назвали тех, о ком будет идти речь на уроке. Рассмотрим признаки животных, их отличия от растений.
III. Работа по теме урока.
1. Актуализация опорных знаний.
Что же мы уже знаем о природных объектах? Рассмотрите схему и заполните пропуски.
Модель ответа:
2. Создание проблемной ситуации.
1). Чем похожи растения и животные?
Проверка домашнего задания. Ответы детей. Все ответы сводятся в таблицу:
КОЗ 1.Компетентность коммуникативная. Аспект продуктивная групповая коммуникация, обработка информации. Уровень I
Чем же отличаются растения от животных? Как бы вы ответили на этот вопрос? Может быть, весёлые рисунки помогут вам? Рассмотрите рисунки на с.2-3 учебника. Постарайтесь, глядя на них найти эти отличия. Обсудите в группе поставленную проблему и заполните таблицу.
Проводите обсуждение следующим образом:
сначала каждый член группы высказывает своё предложение по данному вопросу;
затем обсуждаются достоинства и недостатки каждого предложения , записывается совместное решение.
Модель ответа:
Учитель:
Растениям, чтобы жить, нужны такие продукты питания: нежнейший воздух, изумительная вода, вкуснейшие солнечные лучи. Это их еда.
Растения служат кормом для животных. Они их – «КОРМИЛЬЦЫ»
А животным требуется пища другая – растения, насекомые, животные, более слабые и мелкие, чем те, которые ими питаются.
Животные едят готовую пищу – они «ЕДОКИ»
И это первая тайна живых обитателей нашей планеты.
Дети, а где вам легче дышится – в лесу или на улицах города?
Все живые организмы дышат, поглощая кислород и выдыхая углекислый газ. Но лишь растения на свету сами выделяют кислород, снабжая им все организмы.
И это вторая тайна живых обитателей нашей планеты.
КОЗ 2. Компетентность информационная. Аспект обработка информации, извлечение вторичной информации. Уровень I
Изучите предложенную на с. 6 учебника памятку и ответьте на вопрос — могут ли растения жить без света?
Модель ответа:
Растения не могут долго жить без света. Они теряют зеленый вид, болеют и погибают. Так как, для того, чтобы жить, растениям нужны такие продукты питания: нежнейший воздух, изумительная вода и ВКУСНЕЙШИЕ СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ. Это их еда.
Учитель:
А скажите мне ребята, гриб – это растение или животное?
Если вы считаете, что гриб – это растение, то почему он не зелёный, как все растения.
А если считаете, что гриб – это животное, то почему он не передвигается, как все животные?
К следующему уроку найдите и внимательно прочитайте информацию о грибах .
Ответьте на вопрос: Гриб – это растение или животное?
Что вы выбрали? Объясните причины своего выбора. И вы узнаете третью тайну живых обитателей нашей планеты.
3. Закрепление изученного материала.
Ответьте на вопросы:
Из чего строят свой организм растения?
Что служит кормом для животных?
Как называют растения?
Чем обогащают воздух растения?
Кому нужен кислород?
Чего не могут делать животные в сравнении с растениями?
Чем питаются животные?
Как называют животных?
Что умеют животные , но не умеют растения?
4. Итог урока.
Презентация «Итог урока «Тайны живых обитателей планеты».
На странице 4 нашего учебника есть задание «Давайте поразмыслим…»
Выполните это задание.
Проверка.
5. Домашнее задание.
Задание для 1 группы: Компетентность информационная. Аспект планирование и поиск информации. Уровень II
Найдите и внимательно прочитайте информацию о грибах. Ответьте на вопрос: Гриб – это растение или животное? Что вы выбрали? Объясните причины своего выбора.
Для выполнения задания воспользуйтесь ссылками:
ссылка 1
ссылка 2
ссылка 3
Модель ответа:
Грибы часто выделяют в отдельное царство – ЦАРСТВО ГРИБОВ. Они представляют собой очень тонкие нити, не состоящие из клеток, как другие растения. Они получают пищу, поглощая жидкости из мертвых, гниющих растений и животных. Большую часть года грибы представляют собой тонкие белые нити в почве. Осенью они растут вверх, образуя шляпку и ножку. В верхней части грибов (шляпке) образуются массы мельчайших частиц, называемых спорами. Они разносятся ветром и дают начало новым грибам.
Отличия от растений: не вырабатывают кислород, окраска.
Отличия от животных: неподвижны.
Задание для 2 группы: Компетентность коммуникативная. Аспект публичное выступление. Уровень I
Найдите информацию на тему: «Почему человек придумал науку «ЭКОЛОГИЮ».
Подготовьте план, отберите наглядные материалы, сделайте презентацию, выступите перед товарищами. Будьте готовы ответить на вопросы.
Для выполнения задания воспользуйтесь ссылками:
ссылка 1
Критерии оценивания:
Задание для 3 группы:
Изучите предложенную на с.3 учебника памятку . Составьте план своих дей-ствий, проведите опыт и докажите , что растения не могут жить без света.
Для выполнения задания воспользуйтесь ссылками:
ссылка 1
Задание для всех:
Попытайтесь найти ответ на вопрос – Кто такой человек?