Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Л.Н.Толстого; дать понятие, что такое «быль»; совершенствовать навык чтения, его правильность, беглость, осознанность; воспитывать волевые качества.
Ход урока
I.Организационный момент.
Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.
Задание 1. ЦОР "Расставь книги по полкам!" /Моя любимая азбука. 1 кл./
- Когда люди краснеют или бледнеют? Бывало ли с вами такое?
Сегодня мы прочитаем рассказ о мальчике, который сначала покраснел, а потом побледнел.
Интерактивная доска стр. 1
III. Изучение нового материала
1. Знакомство с биографией писателя.
Интерактивная доска стр. 2
Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад. Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их.
Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.
2.Словарная работа
Интерактивная доска стр. 3
3. Знакомство с текстом.
Чтение учащимися «про себя».
- Найдите устаревшие слова, если они есть. (Горница)
4. Обсуждение прочитанного.
- Сколько действующих лиц в рассказе?
- Кто главный герой?
- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему?
- Понравилась Ване слива?
- Вы смеетесь над Ваней или вам его жалко? (Ответы детей)
- А мне нисколько не жалко Ваню! – заявила Мальвина.- Он сам себя наказал!
- А вам что ближе: то, как к Ване относится Алёнушка или отношение Мальвины?
- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман? Почему вы так думаете?
Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней.
- Подумайте, к какому жанру отнес Л.Н.Толстой свой рассказ «Косточка»? (Быль)
Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, многие предметы появляются (компьютер), а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которые их называли.